Конспект урока по Окружающему миру «Насекомые и птицы весной» 2 класс


Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Насекомые и птицы весной »

Цель: * дать представление об изменениях в жизни насекомых и птиц

весной;

* показать связь этих изменений с изменением неживой и живой

природы;

* обучать выделять существенные признаки предметов, развивать память,

внимание, речь;

* воспитывать бережное отношение к птицам и насекомым, прививать

любовь ко всему живому;

*содействовать развитию у учащихся любознательности.

Оборудование: раздаточный материал (гербарий, термометр), мультимедийный

проектор, телевизор, видеоролик «Голоса птиц весной».

Ход урока



1.Организационный момент.

2.Повторение домашнего задания.

— Ребята, сегодня почтальон принёс нам конверт. На конверте написано:

«Ученикам 2 класса». Давайте откроем его. Ой, да здесь письмо, послушайте его:

«Дорогие ребята! Пишет вам старичок- лесовичок. Я хочу, чтобы вы отгадали загадки, и тогда вы узнаете какое время года пришло к нам».

  1. Дует тёплый южный ветер

Снег чернеет, мокнет, тает

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (март)

  1. Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришёл? (апрель)

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц? Это (май)

— Какое время года наступило? (весна). Молодцы, ребята.

Посмотрите за окно. Какая температура сейчас на улице. Возьмите термометры и покажите. (На партах лежат термометры, дети показывают температуру)

— А теперь, ребята, давайте вспомним какие изменения произошли в неживой природе.(Дети отвечают на вопросы учителя)

— Как изменилась погода с приходом весны?

— Какое стало небо?

— Какое стало небо? Земля?

— Есть ли снег на улице? (слайд №2)

— Давайте запишем первый пункт нашего плана:

1.Изменения в неживой природе.

— А теперь подумаем и скажем, какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны (Ответы детей на вопросы учителя).

— С чем это связано?

-Как называются растения, которые цветут рано весной?

— Почему эти растения цветут раньше других?

— Сравните раннецветущие растения с растениями, которые цветут летом и скажите, чем они отличаются. Дети на партах имеют гербарии раннецветущих растений и летних растений. Они их сравнивают и видят, что у раннецветущих растений ещё с осени в корневище скапливаются питательные вещества, которыми растения питаются весной. (слайд №3)

— Теперь запишем второй пункт нашего плана.

2.Раннецветущие растения.

— Ребята, мы составили с вами план рассказа о изменениях в неживой природе и в жизни растений с приходом весны, а теперь расскажите нам об этом.

(Дети смотрят на план и отвечают)

3.Физическая минутка.

— Так как с приходом весны произошли изменения в неживой природе, в жизни растений, то это не могло не повлиять на изменения в жизни насекомых и птиц.

Это и будет следующим пунктом нашего плана и темой нашего урока.

3.Насекомые и птицы весной.

4. Новый материал.

— Раз на улице стало тепло, появились цветы, трава, проснулись и насекомые.

-Каких насекомых вы уже видели?

-Рассказ учителя:

Сразу, как только растает снег, в солнечную погоду можно увидеть бабочек- лимонниц.(слайд №4)

Просыпаются муравьи, открывают свои входы в муравейники.

Затем появляются мухи, комары, стрекозы, просыпаются и вылетают осы, шмели, пчёлы.

А в мае появляются майские жуки и божьи коровки.(слайд №5, 6)

-Ребята, а почему осенью птицы улетают от нас?

(Ответы детей- не было насекомых)

— Раз на улице стало тепло, появились насекомые, то и в жизни птиц должны произойти изменения. Какие? (Прилетят к нам весной)

— Как называют этих птиц? (Перелётные)

— А кто уже видел птиц, которые к нам прилетели и какие это птицы? Где они строят свои гнёзда? (Дети называют грачей, скворцов)

— Да, действительно, первыми прилетают к нам грачи. Только сойдёт первый снег с полей, они уже важно прогуливаются по полям в поисках жучков и червей. Гнёзда строят на деревьях.(слайд №7)

Затем к нам прилетают скворцы. Они в основном селятся в скворечниках и вскоре выводят там птенцов. До 300 раз в день приносят им взрослые скворцы различных насекомых и их личинок.(слайд № 8)

Затем прилетают жаворонки и среди полей начинают вить гнёзда.(слайд №9)

Дрозды, зяблики, коршуны прилетают в разгар весны.(слайд №10)

Во второй период весны в леса прилетают горихвостки, пеночки, мухоловки, соловьи, иволги.(слайд № 11)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. Ласточки лепят свои гнёзда из комочков глины.(слайд № 12)

Птицы приносят огромную пользу человеку. Они охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей. Ласточка за лето ловит до одного миллиона мошек и комаров.

— А сейчас познакомимся с жизнью кукушки. (Выступление ученика)(слайд №13)

— О кукушке говорят разное. Одни считают её вредной, другие полезной. Ведь она не вьёт своего гнезда. Выследит кукушка какую- нибудь птичку, снесёт недалеко от её гнезда яйцо, возьмёт его в клюв и как только улетит птичка из гнезда на минутку попить водички, кукушка и положит своё яичко ей в гнездо(слайд № 14). Прилетит птичка и сядет на гнездо, будет продолжать высиживать птенцов. А когда появится на свет кукушонок, он всех других птенцов из гнезда выбросит- они погибнут, а птички будут кормит его одного.(слайд №15)

Конечно, жалко нам маленьких птенцов, которых выбрасывает кукушонок. И вроде вред приносит кукушка, разоряя гнёзда птиц. Но нужно учесть самое главное – кукушка поедает ядовитых гусениц. Птицы этих гусениц не едят, ими питается только кукушка и этим самым приносит огромную пользу.

— Птицы приносят огромную пользу, поэтому человек заботится о них. Например, люди перед прилётом скворцов развешивают скворечники. Если вы, ребята, случайно, найдёте птичье гнездо, то постарайтесь тихонько отойти от него. Нельзя брать яйца в руки, т. к. птицы после этого бросают свои гнёзда и не возвращаются туда никогда(слайд №16).

— А теперь давайте послушаем, как поют птицы весной, когда возвращаются к себе домой(«Голоса весеннего леса») (слайд №17)

— Ребята, а кто из вас знает стихотворения о птицах, которые прилетают к нам весной.

5. Итог: — Какие изменения происходят в жизни насекомых с приходом весны?

— С чем это связано?

— Влияют ли эти изменения на жизнь птиц?

— Кто из птиц прилетает к нам первым?

6. Дом. задание: — Подготовить рассказ о изменениях в жизни насекомых и птиц с приходом весны.













Свежие документы:  Конспект урока на тему «Гуси-лебеди»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: