Тема урока
| Тема урока: «Кто такие звери? Что такое зоопарк?»
|
Предмет | Окружающий мир |
Класс | «Окружающий мир 1 класс», автор А.А. Плешаков, программа для общеобразовательных школ М. Просвещение. |
Автор урока (ФИО, должность) | Строчкова Лидия Викторовна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | ГОУ СОШ №1149 г.Москвы. |
Республика/край, город/поселение |
|
Методическая информация | |
Тип урока
| Изучение нового материала. |
Цели урока
|
|
Задачи урока
|
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Развивать умение определять принадлежность животного к своей группе
|
Необходимое оборудование и материалы |
|
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся
| — Ребята, здравствуйте! Давайте вспомним, о каких животных мы уже узнали? Кто остался? (Слайд 2 Таблица классификации животных.) Сегодня на уроке мы расскажем Муравью Вопросику о том, кто такие звери. (Слайд 3. Тема урока.) |
Ход и содержание урока
| 2. Работа по теме урока — Рассмотрите внимательно этих животных. (Слайд 4.) Кого вы здесь видите? — Нужно помочь Муравью Вопросику ответить на вопрос: кто на рисунке зверь? Чтобы помочь ответить: на этот вопрос, надо установить— кто точно не зверь. Итак, орел — это … (птица) , жук — это… (насекомое). — Остались крокодил и мышь. Как думаете, кто из них зверь? Вариантов два: или звери оба, или кто-то один из них. Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. 3. Игра. Работа в группах. Класс делится на 3-4 команды. Каждой команде раздаются 10-15 карточек – рисунков с различными животными. Необходимо разложить карточки на три группы: звери, птицы, рыбы. Выигрывает та команда, которая без ошибок справится с заданием быстрее других. Итоги игры. 4. Работа по теме урока — Начнем наше исследование со знакомства со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображенного на следующем слайде. (Слайд 5. Строение тела жирафа – зверя.). (Учитель показывает все части тела жирафа.) — Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери. (Слайд 6. Загадки про корову и кошку.) А теперь найдите эти же части тела у кошки и коровы. (Слайд 6.) (К экрану выходят дети, показывают части тела коровы и кошки.) — Отлично! Вы очень хорошо поработали! — Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас самих есть все то — же самое, кроме хвоста. — Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. А что еще является общим для всех зверей? (Дети предлагают варианты ответов.) — Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? — А чем покрыто тело зверей? (Ответы детей: «шерстью».) — Это тот самый признак, который является общим для всех зверей. Что такое шерсть? Это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть. — Молодцы! — Посмотрите на следующий слайд. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими. (Слайд 7. Звери млекопитающие.) — Делаем вывод: звери – это животные, тело которых покрыто шерстью, их называют млекопитающими. (Слайд 8. Определение понятия «звери».) — Количество шерсти у них может быть различным. У медведя, например, шерсти много, а у слона — мало. Это зависит от того, в каком месте живет зверь, и какой образ жизни он ведет. Многие млекопитающие покрыты волосами двух разных видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра. У этого зверя под длинными, жесткими волосами спрятан плотный слой мягких волос. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы. А у дикобразов особые волосы. Они называются иглами. ( Слайд 9. Разнообразие зверей.) — Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть! Посмотрите, кто поможет нам ее провести? (Слайд 10. Хомка, хомка, хомячок…) 5. Физминутка. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять Хомка хочет сильным стать. 6. Продолжение работы по теме урока. — Мы с вами теперь знаем основные отличительные признаки зверей — наличие шерсти и кормление детенышей молоком. Вернемся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока. Можем ли мы теперь помочь Муравью ответить на вопрос: кто зверь – мышь или крокодил? (Ответы детей.) (Слайд 11. Сравнение мыши и крокодила.) — Хоть мышка и маленькая, но она — зверь. А крокодил — нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детенышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши. Они появляются из яиц. Детенышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц. Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил — не зверь. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее. — Очень хорошо! — Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днем или ночью. Большинство из них ходят на четырех лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть — на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять ее в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску? (Ответы детей.) — Как выглядят заяц и белка зимой? Как — летом? Для чего они меняют свои шубы? (Слайд 12. Белка и заяц.) 7. Физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше, выше. (3 раза, с ускорением темпа.) 8. Закрепление. — Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения. Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Давайте посмотрим, какое существует разнообразие животных. ( Слайд 13. Сравнение тел зверей.) — Молодцы! Отлично! — Какие звери изображены? (Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых? Летучие мыши — единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.) — Кто из вас знает: где живет крот? Как он передвигается под землей? Чем! вы пользуетесь, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты. — Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде. — Видите, как много нового и интересного вы узнали о зверях. Но на этом наше путешествие не заканчивается. 9. Классификация зверей. — Посмотрите внимательно на этих зверей. Что объединяет их объединяет? (Ответы детей.) (Слайд 14. Домашние звери.) — Посмотрите внимательно на следующий слайд. Что объединяет этих зверей? (Ответы детей.) (Слайд 15. Дикие звери.) — Молодцы! Сделаем вывод: зверей можно разделить на домашних и диких. (Слайд 16. Таблица) 10. Работа в тетради. Взаимопроверка — Мы с Муравьем отправимся в лес на прогулку, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили сыграть с нами в прятки. Рассмотрите рисунок в тетради. Найдем зверей. (Дети работают индивидуально. Затем осуществляется взаимопроверка.) — Кого вы узнали? — Молодцы! 11. Работа по теме зоопарк. — Наше путешествие по лесу закончилось, но Мудрая Черепаха и я предлагаем вам посетить не менее интересное место. — Кто из вас знает, где живут звери, названные вами ранее? В наших лесах мы можем встретить только оленя и волка. Остальные звери водятся в жарких странах, где не бывает зимы. — Но есть место, где сразу можно увидеть всех этих зверей и еще многих других. Кто из вас догадался, где может произойти такое чудо? (Ответы детей.) — Правильно, в зоопарке. (Слайд 17. Зоопарк.) — Ребята, а что такое зоопарк? Хорошо! — Зоопарк— это сокращенное название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их показа, изучения, сохранения и размножения. Это музей живой природы, в котором мы можем увидеть представителей животного мира всей планеты. — В нашей стране много зоопарков. Есть маленькие, передвижные — «зоопарки на колесах», которые переезжают из города в город, показывают малышам животных. Есть большие, постоянно находящиеся на одном месте. Один из крупнейших зоопарков мира — Московский. В нем можно увидеть около 1000 видов животных из разных стран. — Кто из вас был в зоопарке? В каком? Какие правила поведения вы запомнили? 12. Знакомство с правилами поведения в зоопарке. (Слайд 18. ) — Почему нельзя кормить животных? Мы с вами не знаем: можно ли животному есть те продукты, которые едим мы. Из-за нашей неосторожности зверь или птица могут отравиться и умереть. Приходя в зоопарк, вы приходите в гости к животным. Вам бы понравилось, если бы ваши гости начали носиться по квартире, кричать, дразнить вас и ваших родителей, размахивать руками перед вашим носом? Вот и животным это не нравится. Они начинают нервничать и злиться. — Наше путешествие подходит к концу. Муравей Вопросик очень благодарен вам за такой интересный и поучительный урок. |
Проверка и оценивание ЗУНКов
| Проверка и словесное оценивание проходили на каждом этапе урока. |
Рефлексия деятельности на уроке
| 13. Рефлексия. Итог урока. — Кто такие звери? Назовите их отличительные признаки? — Для чего нужны зоопарки? Какие правила поведения необходимо соблюдать в зоопарке? В заключении урока дети работаю по карточкам. |
Домашнее задание
| 14. Рекомендации для занятий дома. Дома ученики могут выполнить задания в рабочей тетради на стр. 11, 12. А также вылепить из пластилина зайца, белку, ежика. — Спасибо за внимание. ( Слайд 19.) Урок окончен. |
Дополнительная необходимая информация | Задание для работы на карточках. Кто в группе лишний? Ученики должны раскрасить тот кружок, который по счету соответствует названию «лишнего» животного:
Игра «Распредели животных по группам.» Работа в группах. 15 карточек – рисунков с различными животными. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Урок «окружающий мир» в 1 классе по учебнику А.А. Плешакова разработан в виде мультимедийной презентации в программе Power Point. Сочетание этих средств на уроке позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, что даёт возможность более качественно закрепить пройденный материал. В презентации использованы текстовые материалы, рисунки. В ходе урока используются следующие методы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная. Присутствуют игровые элементы на уроке. Комбинация этих средств на уроке позволяет наглядно — образно представить тему урока, более чётко обозначить цели урока и пути их решения, позволяет повысить познавательный интерес, что способствует лучшему запоминанию учебного материала. |