Урок окружающего мира для 3 класса «Органы чувств»













Урок окружающего мира для 3 класса

«Органы чувств»







Выполнила:

учитель начальных классов

филиала МБОУ Возрожденской СОШ Озерской ООШ

Клюева Светлана Павловна







г. Княгинино

2013 год



Сценарий урока


Учебный предмет: Окружающий мир


Класс: 3 класс


УМК «Планета знаний»


Учебник: Окружающий мир И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.

АСТ-Астрель 2012г.


Тема урока: Органы чувств


Тип урока: урок введения «открытия» новых знаний


Цели урока:

1) познавательные:

— познакомить учащихся с органами чувств;

— выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют.

2) развивающие:

— развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, распределять на группы, обобщать, делать выводы;

— способствовать развитию творческих способностей учащихся.

3) воспитательные:

— воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, к познанию самого себя;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать навыки сотрудничества.


Оборудование: учебник И. В. Потапова, Е.В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» 3класс, компьютерная презентация «Органы чувств»; фонотека различных звуков, стихотворения об органах чувств: «Глаза», «Нос», «Уши»;

2 шоколадки; стаканчики (с соком мандарина, лимона, перец, мед, варенье, вода, горчица, соленый огурец, духи, подсолнечное масло, уксус ) и ложечки.

Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.







Ход урока


1.Организационный момент. Подготовка учащихся к работе

Учитель: Доброе утро, ребята.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

(Слайд 1)

— Сегодня вы будете работать в группах, сейчас разделимся на 2 команды, вы будете выполнять мои задания, за каждое правильно выполненное задание я вам буду ставить баллы и вручать красивых бабочек, к какой команде «прилетит» больше бабочек, та и будет победительницей.

2. Введение в тему урока (Мотивирование к учебной деятельности)

Учитель: У вас у каждого есть зеркальце, посмотрите в него и скажите, что вы видите?

Дети: Уши, нос, глаза, язык, кожа.

Учитель: А как это можно назвать одним словом?

Дети: Органы.

Учитель: Это особенные органы — это органы чувств. Тема нашего урока: органы чувств. (Слайд 2) Запишем у себя в тетрадях тему урока.

Давайте уточним, для чего они нам служат. С чего начнем?

— Я думаю, нужно начать с того, с помощью чего мы увидели остальные органы. С помощью чего?

Дети: С помощью глаз.

Учитель: (Слайд 3)

Что нарисовано на картинке, какие они у нас здесь? Дети: Все одинаковые, белые.

Учитель: А какие должны быть цветы, от какого слова получилось название цветы?

Дети: Цвет.

Учитель: Вот давайте и раскрасим наши цветы! С помощью какого органа мы узнаем цвет?

Дети: С помощью глаз. (Раскрашивают цветы на интерактивной доске).

Учитель: (Слайд 4) Глаз — это орган зрения. Впереди на глазном яблоке находится зрачок — отверстие, куда проникает свет. За ним расположен хрусталик, который направляет изображение на сетчатку. Подробнее о строении глаза вы узнаете в старших классах. Итак, какой мы с вами рассмотрели орган чувств.

Дети: Глаз

Учитель: От темы урока поставьте первую стрелку и запишите — Глаз

Дети: Записывают.

Учитель: Ребята, давайте сейчас закроем глаза и подумаем, какой еще орган чувства нам помогает ориентироваться в окружающем мире. В темноте вы как будете ориентироваться? С помощью чего? Как вы узнаете, что происходит вокруг вас?

Дети: С помощью ушей.

Учитель: Значит второй орган чувства — это ухо. Ну, а сейчас посмотрим, как ваши ушки вам помогают слушать. Я буду включать каждой команде звук, а вы скажете, кто этот звук издает, или что он означает?

Дети: Слушают, отвечают.

Учитель: (Слайд 5) Ухо — это орган слуха. Вот как выглядит ухо. Наружная ушная раковина улавливает звук — колебание воздуха, а маленькие косточки его усиливают. Поставим вторую стрелочку в тетради и запишем — ухо.

Дети: Записывают.

Учитель: А сейчас вы будете парфюмерами (Парфюмер – это ) Вам нужно будет угадать, что находится в чашках, руками трогать нельзя, а глаза и уши вам не помогут! Каждой команде по три чашечки. (В чашках : растительное масло, духи, вода, мандарин, уксус)

Дети: Нюхают

Учитель: Как вы определили, что находится в чашке, с помощью какого органа?

Дети: Нюхали, узнавали с помощью носа.

Учитель: (Слайд 6) Нос — это орган обоняния. Запахи с воздухом попадают в нос, где находятся обонятельные рецепторы. Третий орган — орган обоняния нос, записываем в тетрадь.

Дети: Записывают.

  • Физкультминутка (Слайд 7)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Учитель: Ну а сейчас вы будете дегустаторами. (Дегустатор – это). Каждому из вас я дам по чашечке с разными продуктами, вы их попробуете и скажете, какие они на вкус и что это за продукт. Юля и Даша запишут в тетрадь, а потом нам прочитают. (Мед-варенье, перец-горчица, соленый огурец, лимон).

Дети: Пробуют, работая в группах, девочки записывают, а потом читают.

Учитель: Что главное в профессии дегустатора. Как вы определяли вкус, что вам в этом помогло?

Дети: Язык.

Учитель: (Слайд 8) Значит, четвертый орган чувств — это орган вкуса — язык, запишите. Посмотрите, какие вкусовые зоны существуют у языка.

Дети: Записывают.

Учитель: Ребята, когда вы смотрели в зеркало, на что вы не сразу обратили внимание?

Дети: На кожу.

Учитель: Что мы можем определить с помощью кожи? Потрогайте обложку книжки, какая она? А поверхность стола? Теперь потрогайте свою руку, ножку стола. Какие они?

Дети: Корка учебника гладкая, а поверхность стола шершавая. Рука теплая, а ножка стола холодная.

Учитель: А теперь у каждой команды есть шанс заработать ещё по баллу. Выйдите по 1 человеку от команды. Вам нужно с завязанными глазами определить наощупь, какой предмет спрятан у меня под платочком (шоколадка).

Дети: Называют предмет

Учитель: Что вам помогло?

Дети: Кожа

(Слайд 9) Пятый орган чувства — это орган осязания — кожа, запишем в тетрадь.

Дети: Записывают.

3. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний

Учитель: Что мы сегодня изучали?

Дети: Органы чувств.

Учитель: Сколько их?

Дети: Пять.

Учитель: Давайте прочитаем, что вы записали. (Один из учеников читает вслух).

Учитель: (Слайд 10) Смотрим на доску, что вы видите на слайде?

Дети: Объясняют соответствия картинок и органов чувств.

Учитель: Мы сегодня на уроке убедились, что все органы чувств важны для человека, с помощью них мы познавали окружающий мир: видели его краски, наслаждались его звуками, вдыхали запахи, ощущали вкус, чувствовали теплоту. Нам без органов чувств не обойтись. И очень важно, чтобы все эти необходимые человеку органы были здоровыми, невредимыми, что нужно для этого делать?

Дети: Беречь их.

Учитель: Откройте учебник на странице 36 и прочтите, как вам советуют авторы учебника беречь органы чувств.

Дети: Самостоятельно читают.

Учитель: Много вы прочитали, глазки устали, поможем им отдохнуть — проведем зарядку для глаз. (Слайд 11 и автоматизированная презентация с зарядкой для глаз)

Учитель: (Слайды 12-13) Давайте посмотрим на слайды и скажем, правильно ли поступают эти люди?

Дети: Смотрят на картинки, объясняют, что неправильно делают люди, и поясняют правила защиты органов чувств.

4. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Учитель: (Слайд 14, работа на интерактивной доске) Пришло время проверить, какие «открытия» о своём организме вы сегодня сделали. Подойдите к доске (по очереди из обеих команд) и проведите стрелочки от картинки к названию органа чувств. Сколько у нас органов чувств? А сколько картинок?

Дети: Органов чувств пять, а картинок семь; значит, две картинки лишние. Учитель: Будьте внимательны. Если картинка не относится к органам чувств, ставьте на ней крестик.

Обсуждение правильности соответствий.

Учитель: Органы чувств такие важные, что о них поэты сочиняют стихи. Ребята их выучили и сейчас расскажут.

Дети: Чтение стихов.

5. Домашнее задание

Учитель: На уроке вы усвоили и надеюсь запомнили органы чувств, дома вы повторите по учебнику стр. 35 – 37 и выполните задание № 33 в рабочей тетради на стр. 13

6. Рефлексия

Учитель: А теперь подведем итоги. Сосчитайте, сколько бабочек «сидит» на ваших столиках.

Дети: Отвечают.

Учитель ставит оценки: у какой команды больше бабочек – тому «5», другой команде — «4»

Учитель: Понравился вам урок? Интересно было познавать свой организм?

Дети: Делятся своими впечатлениями от урока.


Учитель: Все молодцы! Спасибо.

Урок окончен.












Самоанализ урока


Цели урока

1) познавательные:

— познакомить учащихся с органами чувств;

— выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют.

2) развивающие:

— развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, распределять на группы, обобщать, делать выводы;

— способствовать развитию творческих способностей учащихся.

3) воспитательные:

— воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, к познанию самого себя;

— формировать коммуникативные умения;

— способствовать развитию навыков сотрудничества.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД:

— мотивация к учебной деятельности;

— самопознание и самоопределение;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью интерактивных информаций;

— формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки.

Познавательные УУД:

— поиск и выделение необходимой информации;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификация, сериация объектов;

— умение строить речевое высказывание;

— анализ объекта;

— выделение общих признаков, классификация.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли;

— формировать умение сотрудничать (работа в группе) для достижения цели.

Регулятивные УУД:

— удерживание цели деятельности до получения результата;

— контроль;

целеполагание;

— умение оценивать свои знания и делать выводы.

Планируемые результаты в основном достигнуты.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска и исследование, соответствовал жизненному опыту детей.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково — символического моделирования: составили — схему на основе полученной информации об изучаемом.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей, чему также способствовало использование ИКТ: интерактивная доска, компьютер. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке мной учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Вспоминая Болдинскую осень"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: