УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
(Учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс 1 ч.)
Учитель ЛГ МБОУ «СОШ №1» Щукина Е.М.
Тема урока: «Кукушка» (ненецкая народная сказка)
Цели:
Создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их;
Способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста;
Рассказывать сказку от лица определённого персонажа.
Планируемые результаты образования:
личностные | метапредметные | |
— соотносят иллюстрации с содержанием произведения; — выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
| — проявляют положительное отношение к процессу познания: — оценивают собственную учебную деятельность; — выражают положительное отношение к процессу познания. -умение применять правила здорового образа жизни
| Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения. Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам: ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; умение работать в паре, в группе, распределять роли.
|
Цель этапа Формируемые УУД | Действия учителя | Действия обучающихся | Средства информатизации | |
Орг.момент | Формирование самооценки готовности к уроку. — проявляют положительное отношение к процессу познания:
| Учитель начинает урок такими словами:
Всем-всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! | Оценивают свою готовность, настрой на работу.
|
|
Актуализация знаний | Речевая разминка Подготовка речевого аппарата к работе.
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий
— Артикуляционная гимнастика.
— Работа с чистоговорками. | Учитель предлагает обучающимся выполнить разного вида упражнения. Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ) Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)
— вкусное варенье, — лошадки.
|
Выполняют дыхательные упражнения
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Четкое проговаривание звуков |
На интерактивной доске открывается первый слайд.
|
Постановка учебной задачи | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. Регулятивные: выполняют учебные действия в устной форме;
Регулятивные: высказывать своё предположение (версию)
— выражают положительное отношение к процессу познания.
— выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
| Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки. а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу! (русская народная сказка)
б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят» ( русская народная сказка)
г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего» ( русская народная сказка)
д) «В давние времена жили старик со старухой и было у них четверо детей» (башкирская народная сказка)
— Что общего у этих сказок, что их объединяет? — Какая сказка не является русской народной? — Какой народ ее сочинил? |
Обучающиеся высказывают своё мнение, что эти слова относятся к следующим сказкам:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Хаврошечка»
«Каша из топора»
«Страдания матери»
Они народные.
«Страдания матери»
Башкирский | После того, как обучающиеся высказывают свои предположения, на интерактивной доске открываются следующие слайды:
|
Открытие нового знания | Организовать открытие нового знания. | — Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок — это место, где он родился и вырос.
— Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. Вот сейчас мы с вами отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.
|
Ребята смотрят слайдовую презентацию, в которой рассказывается о ненецком народе, живущим в тундре. |
|
Целепологание | Работа над иллюстрацией. — соотносят иллюстрации с содержанием произведения.
Регулятивные: высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения. Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию.
— выражают положительное отношение к процессу познания | Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.
— Кого вы видите на рисунке? — Где происходят события? — Как вы думаете, как называется сказка? — А почему вы так решили? — Что вы знаете о кукушке, о её повадках?
|
Обучающиеся высказывают своё мнение:
-Дети бегут за кукушкой.
-В поле, где много снега.
-Кукушка.
-Она больше, чем дети.
Трое заранее подготовленных обучающихся рассказывают о повадках кукушек. |
Ученики читают демонстрируют фотографии кукушки и способы её выживания.
|
| Первичное знакомство с произведением.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по ключевым словам: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
| Учитель выразительно читает первую и вторую части сказки
-Ребята, как вы думаете, догонят дети свою мать? -Она превратится опять из птицы в человека?
Учитель предлагает детям дочитать самостоятельно сказку до конца | Ученики следят за чтением учителя по учебнику, и карандашом отмечают встретившиеся непонятные слова.
Обучающиеся прогнозируют дальнейшие события
Ученики читают сказку используя жужжащее чтение. |
|
| Работа со словарём (объяснение данных слов). Познавательные: -ориентируются в словаре; Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим. | -Ребята, какие непонятные слова вам встретились в тексте? | Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.
|
|
| Личностные : -умение применять правила здорового образа жизни
| Учитель предлагает обучающимся выполнить физкультминутку. | Выполняют под музыкальную презентацию физические упражнения | Музыкальная презентация |
Первичное закрепление | Выясняется у учеников какой у них эмоциональный настрой, после прочтения сказки.
Познавательные: —осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: -воспринимают текст с учетом поставленной задачи. | — Назовите главных героев сказки?
— Какие чувства вызвала у вас эта сказка? — Так почему же сказку назвали «Кукушка?» | Обучающиеся высказывают свои ощущения, свое настроение, после знакомства со сказкой.
Делают вывод, почему сказка названа «Кукушка»
|
|
Вторичное закрепление Обобщение и систематизация знаний
| Работа над содержанием текста Работа в парах Коммуникативные: -умение работать в паре, распределять роли; -находят в тексте информацию, необходимую для её решения; получают нужную информацию,
| -У каждого из вас на парте лежат тесты. Прочитайте вопрос, обсудите его со своим товарищем и выберите один из вариантов ответа. Свой выбор ответа можно подтвердить отрывком из текста.
В процессе поиска решения учитель обращает внимание обучающиеся на то, что, прежде чем найти правильный ответ, надо еще раз поработать с текстом.
| Ученики знакомятся с вопросами, советуясь, выбирают правильные варианты ответов.
Подтверждают свои ответы, зачитывая предложения из текста.
|
|
| Работа в группах. Коммуникативные: -умение работать в группе, распределять роли;
| — Чему учит вас сказка?
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу». На партах у вас лежат конверты в которых находятся слова. Достаньте их, разложите. Попробуйте собрать пословицу из этих слов. Приступайте. — Объясните, как вы понимаете их смысл. | — Быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь. Обучающиеся из слов составляют пословицы. Пословицы «выносятся» на экран. Обучающиеся объясняют смысл пословиц. |
На интерактивной доске демонстрируются пословицы, которые были собраны в группах.
|
Рефлексия | Подводится итог урока
— выражают положительное отношение к процессу познания
Самооценка | Закончи предложения: Учитель начинает предложение, а обучающиеся его дополняют. Я прочитал (а)…. Она заставила меня задуматься о (об)…. Сказка меня научила….. Оцените свою работу в оценочных листах | Обучающиеся делают свои выводы.
Ученики оценивают свою работу на уроке
|
|
| Домашнее задание | 1 вариант подготовить пересказ сказки от лица детей ( можно начать так: Мы весело играли….. мама в это время…..)
2 вариант пересказ от лица матери ( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..)
Урок окончен, всем спасибо за работу! |
|
|
Список литературы:
Кац Э.Э. Литературное чтение. 2 класс. Учебник в 2-х частях: Часть 1. /Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством И. А. Петровой, 2004: ООО «Издательство Астрель», 2009.-159с.
Литературное чтение. 2 класс : система уроков по учебнику Э.Э. Кац / авт.- сост. Л.Ю.Терещук. Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е. , 2014. – 279 с.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте : 1-4 класс. / Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с. – ( Б-ка учителя начальной школы).
Ильин М. А. Учимся читать быстро. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с. – (Серия «Начальная школа»).
Корниенко, Т.Ф. Папка «Анимашки«[электронный ресурс]/Т.Ф. Корниенко//PROшколу.ru: интернет-портал.- Copyringht© ПроШколу.ру, 2007-2013.: URL: https://www.proshkolu.ru/user/kornienko47/file/3031566/
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы: учебно-методический комплект «Планета знаний».- М.: АСТ: Астрель, 2007.-156с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей
— мать хотела птицею долететь до воды;
— матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
— мать не любила своих детей
2. Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);
3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? — прочитать.
4. Какими были дети?
-(беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)
5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
— (Сожаление, страх)
6. Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели — извиниться.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.