Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему «Кукушка»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

(Учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс 1 ч.)

Учитель ЛГ МБОУ «СОШ №1» Щукина Е.М.


Тема урока: «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

Цели:

  • Создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их;

  • Способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста;

  • Рассказывать сказку от лица определённого персонажа.

Планируемые результаты образования:


предметные

личностные

метапредметные

— соотносят иллюстрации с содержанием произведения;

— выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.


— проявляют положительное отношение к процессу познания:

— оценивают собственную учебную деятельность;

— выражают положительное отношение к процессу познания.

-умение применять правила здорового образа жизни


Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам: ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; умение работать в паре, в группе, распределять роли.






Этапы урока

Цель этапа

Формируемые УУД

Действия учителя

Действия обучающихся

Средства информатизации

Орг.момент

Формирование самооценки готовности к уроку.

— проявляют положительное отношение к процессу познания:


Учитель начинает урок такими словами:



Всем-всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Оценивают свою готовность, настрой на работу.



Актуализация знаний

Речевая разминка

Подготовка речевого аппарата к работе.





Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий







— Артикуляционная гимнастика.



Работа с чистоговорками.

Учитель предлагает обучающимся выполнить разного вида упражнения.

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ)

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)



— вкусное варенье,

— лошадки.






Выполняют дыхательные упражнения













Выполняют артикуляционную гимнастику.



Четкое проговаривание звуков













На интерактивной доске открывается первый слайд.





Постановка учебной задачи

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной форме;



















Регулятивные: высказывать своё предположение (версию)









— выражают положительное отношение к процессу познания.





























— выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.


Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки.

а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу! (русская народная сказка)













б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят»

( русская народная сказка)











г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего»

( русская народная сказка)













д) «В давние времена жили старик со старухой и было у них четверо детей»

(башкирская народная сказка)





— Что общего у этих сказок, что их объединяет?

Какая сказка не является русской народной?

— Какой народ ее сочинил?







Обучающиеся высказывают своё мнение, что эти слова относятся к следующим сказкам:



«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»









«Хаврошечка»

















«Каша из топора»



















«Страдания матери»













Они народные.



«Страдания матери»



Башкирский

После того, как обучающиеся высказывают свои предположения, на интерактивной доске открываются следующие слайды:
















Открытие нового знания

Организовать открытие нового знания.

— Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок — это место, где он родился и вырос.











— Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. Вот сейчас мы с вами отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.




Ребята смотрят слайдовую презентацию, в которой рассказывается о ненецком народе, живущим в тундре.









Целепологание

Работа над иллюстрацией.

— соотносят иллюстрации с содержанием произведения.



Регулятивные: высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию.



— выражают положительное отношение к процессу познания

Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.



— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

— Как вы думаете, как называется сказка?

— А почему вы так решили?

— Что вы знаете о кукушке, о её повадках?




Обучающиеся высказывают своё мнение:



-Дети бегут за кукушкой.



-В поле, где много снега.



-Кукушка.



-Она больше, чем дети.





Трое заранее подготовленных обучающихся рассказывают о повадках кукушек.



Ученики читают демонстрируют фотографии кукушки и способы её выживания.











Первичное знакомство с произведением.









Познавательные: прогнозируют содержание произведения по ключевым словам: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.










Учитель выразительно читает первую и вторую части сказки







-Ребята, как вы думаете, догонят дети свою мать?

-Она превратится опять из птицы в человека?





Учитель предлагает детям дочитать самостоятельно сказку до конца

Ученики следят за чтением учителя по учебнику, и карандашом отмечают встретившиеся непонятные слова.



Обучающиеся прогнозируют дальнейшие события





Ученики читают сказку используя жужжащее чтение.















Работа со словарём (объяснение данных слов).

Познавательные:

-ориентируются в словаре;

Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.

-Ребята, какие непонятные слова вам встретились в тексте?

Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.




Личностные :

-умение применять правила здорового образа жизни


Учитель предлагает обучающимся выполнить физкультминутку.

Выполняют под музыкальную презентацию физические упражнения

Музыкальная презентация

Первичное закрепление

Выясняется у учеников какой у них эмоциональный настрой, после прочтения сказки.



Познавательные:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-воспринимают текст с учетом поставленной задачи.

— Назовите главных героев сказки?









— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

— Так почему же сказку назвали «Кукушка?»

Обучающиеся высказывают свои ощущения, свое настроение, после знакомства со сказкой.









Делают вывод, почему сказка названа «Кукушка»







Вторичное закрепление

Обобщение и систематизация знаний


Работа над содержанием текста

Работа в парах

Коммуникативные:

-умение работать в паре, распределять роли;

-находят в тексте информацию, необходимую для её решения; получают нужную информацию,


-У каждого из вас на парте

лежат тесты. Прочитайте вопрос, обсудите его со своим товарищем и выберите один из вариантов ответа. Свой выбор ответа можно подтвердить отрывком из текста.



В процессе поиска решения учитель обращает внимание обучающиеся на то, что, прежде чем найти правильный ответ, надо еще раз поработать с текстом.




Ученики знакомятся с вопросами, советуясь, выбирают правильные варианты ответов.



Подтверждают свои ответы, зачитывая предложения из текста.




Работа в группах.

Коммуникативные:

-умение работать в группе, распределять роли;


— Чему учит вас сказка?

















А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».

На партах у вас лежат конверты в которых находятся слова. Достаньте их, разложите. Попробуйте собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

— Объясните, как вы понимаете их смысл.

— Быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.











Обучающиеся из слов составляют пословицы.

Пословицы «выносятся» на экран.













Обучающиеся объясняют смысл пословиц.



















На интерактивной доске демонстрируются пословицы, которые были собраны в группах.



Рефлексия

Подводится итог урока



— выражают положительное отношение к процессу познания







Самооценка

Закончи предложения:

Учитель начинает предложение, а обучающиеся его дополняют.

Я прочитал (а)….

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила…..


Оцените свою работу в оценочных листах





Обучающиеся делают свои выводы.













Ученики оценивают свою работу на уроке




Домашнее задание

1 вариант подготовить пересказ сказки от лица детей

( можно начать так: Мы весело играли….. мама в это время…..)



2 вариант пересказ от лица матери

( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..)



Урок окончен, всем спасибо за работу!
































Список литературы:


  1. Кац Э.Э. Литературное чтение. 2 класс. Учебник в 2-х частях: Часть 1. /Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством И. А. Петровой, 2004: ООО «Издательство Астрель», 2009.-159с.

  2. Литературное чтение. 2 класс : система уроков по учебнику Э.Э. Кац / авт.- сост. Л.Ю.Терещук. Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е. , 2014. – 279 с.

  3. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте : 1-4 класс. / Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с. – ( Б-ка учителя начальной школы).

  4. Ильин М. А. Учимся читать быстро. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с. – (Серия «Начальная школа»).

  5. Корниенко, Т.Ф. Папка «Анимашки«[электронный ресурс]/Т.Ф. Корниенко//PROшколу.ru: интернет-портал.- Copyringht© ПроШколу.ру, 2007-2013.: URL: https://www.proshkolu.ru/user/kornienko47/file/3031566/

  6. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы: учебно-методический комплект «Планета знаний».- М.: АСТ: Астрель, 2007.-156с.













ПРИЛОЖЕНИЕ 1



1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей

— мать хотела птицею долететь до воды;

— матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;

— мать не любила своих детей

2. Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? — прочитать.

4. Какими были дети?

-(беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

— (Сожаление, страх)

6. Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели — извиниться.)









ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

При солнышке светло, при матери добро.


Свежие документы:  Урок литературы на тему «Считалки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: