Составила: Макарова Татьяна Викторовна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г.Невельска Сахалинской области
Тема: Иван Тургенев «Голуби»
Цели: познакомить детей с творчеством Ивана Тургенева; ввести понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности к образным средствам языка; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеомонтаж с детскими рисунками о лете, репродукция картины Шишкина «Золотая рожь», схема «стихотворение», книги Тургенева.
Ход урока
I оргмомент.
II Проверка д/з
Что было задано на дом? (нарисовать рисунок о лете и подготовить устный рассказ)
Просмотрите на доску, сколько прекрасных рисунков о лете нарисовали дети.
Выставка рисунков «Красное лето»
Показ видеомонтажа с детскими рисунками.
— вот как наши дети при помощи рисунков могут рассказать о лете. Каким они его видят и представляют.
3. но лето может быть не только таким теплым, веселым и беззаботным. Каким показывает лето Алексей Толстой в своем произведении «Детство Никиты. Глава «Стрелка барометра»». (заслушивание рассказов описание нескольких учеников)
III Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.
Откройте страницу учебника 99. Как называется произведение и кто его автор.
Знакомо ли вам имя автора? (слайд 1)
Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал специально для детей. Нам предстоит подумать почему авторы учебника включили это произведение в книгу.
Вспомните, как называется раздел, который мы читаем? Можно ли предположить по названию и по иллюстрации , о чем мы будем сегодня читать? Расскажите.
Перед началом работы над текстом мы поработаем с таблицей Шульта, чтобы активизировать вашу мозговую деятельность и способность сконцентрировать ваше внимание. (работа по таблице и запись результата в дневник)
IV изучение нового материала.
Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение мы будем читать? Какое оно по объему? (Рассказ. Произведение короткое.)
Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило? (ответы детей)
Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» — стихотворение в прозе.
Вспомните, что должно присутствовать в стихотворении.
рифма ритм
настроение стихотворение
интонация мелодия
Первичное чтение. Звучит аудио запись.
Какое время года описывает автор?
Какие признаки стихотворения вы почувствовали, прослушивая это произведение? (настроение, интонацию, мелодия)
В данном произведении присутствуют все признаки стихотворении, кроме рифмы. Поэтому такой вид произведений называется стихотворение в прозе, из-за отсутствия рифмы.
Физминутка
Игра «Прилетели птицы».
— Сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети встают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи:
(Дети встают)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы:
(Дети встают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки:
(Дети встают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы:
-Все вы молодцы!
Работа по тексту
Прочитайте первый абзац. Кто скрывается под местоимением «я»
— Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина «Золотая рожь»)
— какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)
— Прочитайте второй абзац.
— Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол «назрела». Какой смысл он вложил в это слово?
— В каких словах слышна мелодия? («Назревала гроза великая»). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).
— Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)
(Читаем по учебнику третий абзац)
— Что указывало на явное приближение грозы? «Грузная громада» это какая?
— Прочитайте описание тучи.
— Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)
(Читаем по учебнику четвертый абзац.)
— Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)
— Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?
— Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)
— Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)
(Читаем по учебнику пятый абзац.)
— Как следует прочитать восклицательное предложение?
— К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?
«Золотая змейка» — какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.
«Дрогни, гром!» — подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.
— Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.
— С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)
— Попробуйте прочитать, используйте и мимику, чтобы усилить эмоции.
(Читаем по учебнику шестой абзац.)
— Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:
— Как следует прочитать последний абзац? Изменится ли ритм, темп? (Первая часть — с отчаянием. После многоточия — сурово, растянуто, медленно.)
(Читаем по учебнику седьмой абзац.)
— Как вы понимаете выражение «ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:»? (Очень похож.)
— Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания — точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)
(Читаем по учебнику восьмой абзац.)
— Для чего автор использует повторы слов? (они передают полет птицы, её движение в тревожном небе, ей нет преград:)
— Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, «верен морю»: голубь не исчез, не пропал, а «потонул».
(Читаем по учебнику девятый абзац.)
— Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.
— И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)
(Читаем по учебнику десятый абзац.)
— Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)
— Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?
(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)
— Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)
(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)
— Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)
— Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?
— Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)
— Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.
(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)
— Отчего голуби нахохлились?
— Наверное, можно продолжить после многоточия «крыло друга». А как можно сказать про людей? (Плечо друга)
— как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.
(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)
— Как нужно прочитать восклицательное предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав акцент на слове «хорошо»)
— А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).
Работа после чтения текста.
Проза или поэзия?
— Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).
— К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.
— Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией — стихотворение в проз
Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы — можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).
— Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?
— Почему оно называется «Голуби»?
— Какие мысли вы прочитали между строк?
Выразительное чтение стихотворения в прозе «Голуби».
Цикл И.Тургенева.
В литературе цикл — ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например, Э.Успенский цикл сказочных повестей о Дяде Федоре и его друзьях.
— Приведите примеры литературных циклов.
Тургенев — писатель и человек.
— Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?
— Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?
— Что хотел показать, о чем рассказать в своем стихотворении И.Тургенев? Какими мыслями поделиться?
Итог урока.
— Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).
— Какие открытия вы сделали для себя на уроке?
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок.