Конспект урока на тему «Иван Тургенев «Голуби»»

Составила: Макарова Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г.Невельска Сахалинской области

Тема: Иван Тургенев «Голуби»

Цели: познакомить детей с творчеством Ивана Тургенева; ввести понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности к образным средствам языка; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеомонтаж с детскими рисунками о лете, репродукция картины Шишкина «Золотая рожь», схема «стихотворение», книги Тургенева.

Ход урока

I оргмомент.

II Проверка д/з

  • Что было задано на дом? (нарисовать рисунок о лете и подготовить устный рассказ)

  • Просмотрите на доску, сколько прекрасных рисунков о лете нарисовали дети.

  1. Выставка рисунков «Красное лето»

  2. Показ видеомонтажа с детскими рисунками.

— вот как наши дети при помощи рисунков могут рассказать о лете. Каким они его видят и представляют.

3. но лето может быть не только таким теплым, веселым и беззаботным. Каким показывает лето Алексей Толстой в своем произведении «Детство Никиты. Глава «Стрелка барометра»». (заслушивание рассказов описание нескольких учеников)

III Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.

Откройте страницу учебника 99. Как называется произведение и кто его автор.

  • Знакомо ли вам имя автора? (слайд 1)

Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал специально для детей. Нам предстоит подумать почему авторы учебника включили это произведение в книгу.

  • Вспомните, как называется раздел, который мы читаем? Можно ли предположить по названию и по иллюстрации , о чем мы будем сегодня читать? Расскажите.

Перед началом работы над текстом мы поработаем с таблицей Шульта, чтобы активизировать вашу мозговую деятельность и способность сконцентрировать ваше внимание. (работа по таблице и запись результата в дневник)

IV изучение нового материала.

  • Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение мы будем читать? Какое оно по объему? (Рассказ. Произведение короткое.)

  • Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило? (ответы детей)

  • Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» — стихотворение в прозе.

  • Вспомните, что должно присутствовать в стихотворении.













рифма

ритм





настроение

стихотворение

интонация

мелодия





Первичное чтение. Звучит аудио запись.

  • Какое время года описывает автор?

  • Какие признаки стихотворения вы почувствовали, прослушивая это произведение? (настроение, интонацию, мелодия)

  • В данном произведении присутствуют все признаки стихотворении, кроме рифмы. Поэтому такой вид произведений называется стихотворение в прозе, из-за отсутствия рифмы.



Физминутка

Игра «Прилетели птицы».


— Сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи:

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, куницы:

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Комары, кукушки:

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы:

-Все вы молодцы!

Работа по тексту

Прочитайте первый абзац. Кто скрывается под местоимением «я»


— Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина «Золотая рожь»)


— какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)

— Прочитайте второй абзац.


— Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол «назрела». Какой смысл он вложил в это слово?


— В каких словах слышна мелодия? («Назревала гроза великая»). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).


— Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)


(Читаем по учебнику третий абзац)


— Что указывало на явное приближение грозы? «Грузная громада» это какая?


— Прочитайте описание тучи.


— Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)


(Читаем по учебнику четвертый абзац.)


— Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)


— Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?


— Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)


— Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)


(Читаем по учебнику пятый абзац.)


— Как следует прочитать восклицательное предложение?


— К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?


«Золотая змейка» — какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.


«Дрогни, гром!» — подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.


— Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.


— С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)


— Попробуйте прочитать, используйте и мимику, чтобы усилить эмоции.


(Читаем по учебнику шестой абзац.)


— Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:


— Как следует прочитать последний абзац? Изменится ли ритм, темп? (Первая часть — с отчаянием. После многоточия — сурово, растянуто, медленно.)


(Читаем по учебнику седьмой абзац.)


— Как вы понимаете выражение «ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:»? (Очень похож.)


— Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания — точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)


(Читаем по учебнику восьмой абзац.)


— Для чего автор использует повторы слов? (они передают полет птицы, её движение в тревожном небе, ей нет преград:)


— Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, «верен морю»: голубь не исчез, не пропал, а «потонул».


(Читаем по учебнику девятый абзац.)


— Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.


— И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)


(Читаем по учебнику десятый абзац.)


— Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)


— Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?


(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)


— Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)


(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)


— Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)


— Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?


— Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)


— Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.


(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)


— Отчего голуби нахохлились?


— Наверное, можно продолжить после многоточия «крыло друга». А как можно сказать про людей? (Плечо друга)


— как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.


(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)


— Как нужно прочитать восклицательное предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав акцент на слове «хорошо»)


— А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).


Работа после чтения текста.


Проза или поэзия?


— Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).


— К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.


— Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией — стихотворение в проз


Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы — можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).


— Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?


— Почему оно называется «Голуби»?


— Какие мысли вы прочитали между строк?


Выразительное чтение стихотворения в прозе «Голуби».


Цикл И.Тургенева.

В литературе цикл — ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например, Э.Успенский цикл сказочных повестей о Дяде Федоре и его друзьях.


— Приведите примеры литературных циклов.


Тургенев — писатель и человек.


— Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?


— Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?


— Что хотел показать, о чем рассказать в своем стихотворении И.Тургенев? Какими мыслями поделиться?


Итог урока.


— Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).


— Какие открытия вы сделали для себя на уроке?


Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Тропа Насти" (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца») 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: