Урок литературного чтения в 3 классе «В. Ю. Драгунский «Друг детства»»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В. Ю. Драгунский «Друг детства».

(Урок проводится с применением ИКТ)

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с творчеством В. Ю. Драгунского.

  2. Познакомить с рассказом «Друг детства».



Слайд № 1

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд № 2



— Расскажите историю создания данной фотографии, как эта игрушка оказалась у вас в руках?

— В детстве у каждого человека была любимая игрушка и каждый из нас может рассказать целую историю об этой игрушке.



  1. Введение в тему урока.

Слайд № 3



— Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Друг детства» и если оттолкнуться от уже сказанного вы легко можете сказать, о чём пойдёт речь в рассказе.

(Наверное, речь пойдёт об игрушке, которая была дорога и даже выполняла роль друга).

Слайд № 4



— У художницы Татьяны Гладковой есть картина, которая так и называется «Друг детства». Рассмотрим её.

— Что вы можете сказать о мальчике и его плюшевом медведе?

(Он улыбается, он очень рад, общение с медведем доставляет ему удовольствие, глаза его светятся.)



  1. Знакомство с рассказом В. Драгунского «Друг детства».

— Сейчас вы прослушаете рассказ и ваша задача ответить на вопрос «Может ли данная картина явиться иллюстрацией к рассказу.



ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.



— Итак, может ли картина Татьяны Гладковой «Друг детства» явиться иллюстрацией к рассказу?

(Нет, не может, потому что: 1) Мишка в рассказе уже старый, потёртый, с пришитой пуговицей вместо одного глаза, а на картине он новый; 2) на картине мальчик улыбается, он радостный, а в конце рассказа Виктора Драгунского он грустный, чуть не плачет.)



— Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с. 175.

— Что вы можете сказать о мальчике?

(Он грустный, он задумался, ему не хочется бить медведя, которого он любит.)





  1. Словарь.

— Прежде чем начать перечитывать текст, обратимся к словарю. В рассказе встретилось слово ГРУША.

Слайд 5



— Какое значение может иметь это слово?

(Груша – фрукт, груша – спортивный снаряд.)



— Прочитаем значение этого слова.

— Как называются подобные слова?

(Они называются омонимами.)

— Благодаря использованию омонимов создаётся комическая ситуация. Давайте зачитаем небольшой отрывок на с. 173 со слов «Когда мне было шесть лет до слов «Перебейся как-нибудь без груши…»

— Как отреагировал мальчик на такой ответ отца?

(А я на него обиделся, за то, что он мне так со смехом отказал.)

— Что придумала мама? Зачитайте.

(Со слов: «Стой-ка я кажется что-то придумала… до слов «Чем не груша! Ещё лучше!)

— Зачитайте, какие воспоминания нахлынули на мальчика.

(И я вот так посмотрел на него (с. 174) до слов, а я хочу тренировать об него силу удара (с. 175).



  1. Выразительное чтение.

— А сейчас представьте себя на месте Дениски, прочитайте рассказ так, чтобы было понятно, какие чувства вы испытываете.

ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ



— Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ?

Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение «Я». Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведёт не сам автор, а герой. Кто этот герой?

— И называется такой герой – герой-рассказчик.

Слайд № 6



— А как объясняется это понятие в словаре литературных слов, прочитаем на слайде. (Читает ребёнок).

(На слайде появляется надпись: Герой-рассказчик – неравнодушный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения.

— Начиная с сегодняшнего дня, мы уже будем обращать внимание на то, от чьего лица ведётся повествование.



Слайд № 7



— Давайте подумаем, почему автор, Виктор Драгунский, так легко пишет о детях?

— Кто такой Дениска?





Слайд № 8



Учитель: Потому что это его сын, он наблюдал за ним, и ему легко было писать эти рассказы.

— А что мы можем сказать о мальчике. Каков его характер?

(Он добрый, любит игрушки, очень трогательно и бережно к ним относится, не придаёт своих друзей, т. к. старого медвежонка не стал обижать, несмотря на то, что он уже вырос, ему 6 лет, и мишка это только игрушка.)



— Виктор Драгунский посвятил своему сыну около 80-десяти рассказов, которые вошли в сборник под названием «Денискины рассказы».



— Что вы знаете о самом авторе этой замечательной книги?

Слайд № 9



— Если представить себе, сколько он успел сделать за короткий срок – всего пятьдесят девять лет отмерила ему судьба, — то, кажется, он прожил несколько жизней. В одной жизни он был лодочником, а в другой – цирковым клоуном, актёром кино и театра, руководителем замечательного сатирического ансамбля «Синяя птичка», в третьей – одним из лучших детских писателей и превосходным писателем для взрослых. Он очень любил детей. Его девизом были слова: «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости».

Слайд № 10



Слайд № 11 Слайд № 12

— Я рекомендую вам прочитать следующие книги Драгунского…



Слайды № 13 — 18

— А вот так ребята слушали Виктора Драгунского, когда он со своими рассказами бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках.

Слайд № 19



— А вот так ребята слушали рассказы Виктора Драгунского, когда он бывал у них в гостях.



Слайд № 20



  1. Домашнее задание.

— Перечитайте рассказ и составьте свой о любимой игрушке.



— Трогательное отношение к игрушкам – друзьям детства сохраняют не только писатели, но и художники. Вновь обращаемся к картине Татьяны Гладковой «Друг детства», а также рассмотрим ещё ряд картин.



Слайд № 21

— Посмотрите, как художница Эмилия Миллер передала трогательное отношение девочки к своей любимой кукле.



Слайд № 22



— Обратите внимание, как деревенская девочка Варька крепко держит свою тряпичную куклу.



Слайд № 21



— И рядом с голубоглазой девочкой находится её любимая кукла Мальвина.

Слайд № 22



  1. Рефлексия.

— Какая картина отражает ваше настроение?

Слайд № 23



(Моё настроение выражает картина … (Варька, т. к. она улыбается) и т. д.).

6



Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по литературе для учащихся 6 классов

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: