Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: В. Ю. Драгунский «Друг детства».
(Урок проводится с применением ИКТ)
Цели:
Ознакомить учащихся с творчеством В. Ю. Драгунского.
Познакомить с рассказом «Друг детства».
Слайд № 1
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Слайд № 2
— Расскажите историю создания данной фотографии, как эта игрушка оказалась у вас в руках?
— В детстве у каждого человека была любимая игрушка и каждый из нас может рассказать целую историю об этой игрушке.
Введение в тему урока.
Слайд № 3
— Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Друг детства» и если оттолкнуться от уже сказанного вы легко можете сказать, о чём пойдёт речь в рассказе.
(Наверное, речь пойдёт об игрушке, которая была дорога и даже выполняла роль друга).
Слайд № 4
— У художницы Татьяны Гладковой есть картина, которая так и называется «Друг детства». Рассмотрим её.
— Что вы можете сказать о мальчике и его плюшевом медведе?
(Он улыбается, он очень рад, общение с медведем доставляет ему удовольствие, глаза его светятся.)
Знакомство с рассказом В. Драгунского «Друг детства».
— Сейчас вы прослушаете рассказ и ваша задача ответить на вопрос «Может ли данная картина явиться иллюстрацией к рассказу.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.
— Итак, может ли картина Татьяны Гладковой «Друг детства» явиться иллюстрацией к рассказу?
(Нет, не может, потому что: 1) Мишка в рассказе уже старый, потёртый, с пришитой пуговицей вместо одного глаза, а на картине он новый; 2) на картине мальчик улыбается, он радостный, а в конце рассказа Виктора Драгунского он грустный, чуть не плачет.)
— Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с. 175.
— Что вы можете сказать о мальчике?
(Он грустный, он задумался, ему не хочется бить медведя, которого он любит.)
Словарь.
— Прежде чем начать перечитывать текст, обратимся к словарю. В рассказе встретилось слово ГРУША.
Слайд 5
— Какое значение может иметь это слово?
(Груша – фрукт, груша – спортивный снаряд.)
— Прочитаем значение этого слова.
— Как называются подобные слова?
(Они называются омонимами.)
— Благодаря использованию омонимов создаётся комическая ситуация. Давайте зачитаем небольшой отрывок на с. 173 со слов «Когда мне было шесть лет до слов «Перебейся как-нибудь без груши…»
— Как отреагировал мальчик на такой ответ отца?
(А я на него обиделся, за то, что он мне так со смехом отказал.)
— Что придумала мама? Зачитайте.
(Со слов: «Стой-ка я кажется что-то придумала… до слов «Чем не груша! Ещё лучше!)
— Зачитайте, какие воспоминания нахлынули на мальчика.
(И я вот так посмотрел на него (с. 174) до слов, а я хочу тренировать об него силу удара (с. 175).
Выразительное чтение.
— А сейчас представьте себя на месте Дениски, прочитайте рассказ так, чтобы было понятно, какие чувства вы испытываете.
ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ
— Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение «Я». Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведёт не сам автор, а герой. Кто этот герой?
— И называется такой герой – герой-рассказчик.
Слайд № 6
— А как объясняется это понятие в словаре литературных слов, прочитаем на слайде. (Читает ребёнок).
(На слайде появляется надпись: Герой-рассказчик – неравнодушный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения.
— Начиная с сегодняшнего дня, мы уже будем обращать внимание на то, от чьего лица ведётся повествование.
Слайд № 7
— Давайте подумаем, почему автор, Виктор Драгунский, так легко пишет о детях?
— Кто такой Дениска?
Слайд № 8
Учитель: Потому что это его сын, он наблюдал за ним, и ему легко было писать эти рассказы.
— А что мы можем сказать о мальчике. Каков его характер?
(Он добрый, любит игрушки, очень трогательно и бережно к ним относится, не придаёт своих друзей, т. к. старого медвежонка не стал обижать, несмотря на то, что он уже вырос, ему 6 лет, и мишка это только игрушка.)
— Виктор Драгунский посвятил своему сыну около 80-десяти рассказов, которые вошли в сборник под названием «Денискины рассказы».
— Что вы знаете о самом авторе этой замечательной книги?
Слайд № 9
— Если представить себе, сколько он успел сделать за короткий срок – всего пятьдесят девять лет отмерила ему судьба, — то, кажется, он прожил несколько жизней. В одной жизни он был лодочником, а в другой – цирковым клоуном, актёром кино и театра, руководителем замечательного сатирического ансамбля «Синяя птичка», в третьей – одним из лучших детских писателей и превосходным писателем для взрослых. Он очень любил детей. Его девизом были слова: «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости».
Слайд № 10
Слайд № 11 Слайд № 12
— Я рекомендую вам прочитать следующие книги Драгунского…
Слайды № 13 — 18
— А вот так ребята слушали Виктора Драгунского, когда он со своими рассказами бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках.
Слайд № 19
— А вот так ребята слушали рассказы Виктора Драгунского, когда он бывал у них в гостях.
Слайд № 20
Домашнее задание.
— Перечитайте рассказ и составьте свой о любимой игрушке.
— Трогательное отношение к игрушкам – друзьям детства сохраняют не только писатели, но и художники. Вновь обращаемся к картине Татьяны Гладковой «Друг детства», а также рассмотрим ещё ряд картин.
Слайд № 21
— Посмотрите, как художница Эмилия Миллер передала трогательное отношение девочки к своей любимой кукле.
Слайд № 22
— Обратите внимание, как деревенская девочка Варька крепко держит свою тряпичную куклу.
Слайд № 21
— И рядом с голубоглазой девочкой находится её любимая кукла Мальвина.
Слайд № 22
Рефлексия.
— Какая картина отражает ваше настроение?
Слайд № 23
(Моё настроение выражает картина … (Варька, т. к. она улыбается) и т. д.).
6