Урок по литературному чтению
Тема « Басни И.А.Крылова. Обобщение.»
3 класс
Учитель начальных классов: Козаченко И.Н.
ГОУ СОШ №367 г.Москвы
Цели: 1. Обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова;
2. Продолжать формировать умение находить мораль в произведении;
3. Учить « видеть » и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
4. Развивать память, внимание, мышление, формирование навыков беглого чтения, умение выразительно читать художественные произведения;
5. Воспитывать интерес к чтению;
6. Расширять кругозор.
Оборудование: учебник « Родная речь » 3 класс 1 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, портрет И.А.Крылова, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Мы с вами несколько уроков изучали творчество одного писателя и именно о его произведениях мы сегодня поговорим, обобщим знания о его жизни и творчестве.
2. Повторение.
— Скажите творчество какого писателя мы изучали? ( Творчество И.А.Крылова. )
— Что он писал? ( Он писал басни. )
— Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? ( Баснописец. )
— Потому что баснописец – это…( Человек, который пишет басни. )
1. – А что такое басня?
(Верно. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)
— Посмотрите, какие слова о баснях Крылова пишет известный писатель Грибоедов.
…Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные,а всё – таки цари.
Какие басни И.А.Крылова вы знаете?
Посмотрите на нашу книжную выставку. Назовите эти басни!
Теперь посмотрите на выставку рисунков. Назовите эти басни!
А теперь давайте послушаем доклад по биографии И.А.Крылова. ( учащийся делает доклад )
Более двухсот басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855году в летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружена деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова » всегда цветы? Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
2. – Мы с вами изучали много басен. И некоторые из них учили наизусть. ( 3 учащихся рассказывают басни на выбор )
— Какова мораль этой басни?
— Чему она учит?
— Какая крылатая фраза?
3. – Мы говорили, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки.
— Многие басни мы читали по ролям, чтобы были более видны и понятны черты наших героев. Так давайте одну из басен прочтём по ролям. ( чтение басни по ролям – на выбор учителя )
— Мораль этой басни?
— Чему учит?
— Крылатая фраза?
3. Физкультурная минутка.
4. Знакомство с новой басней.
— Мы знакомились со многими баснями. И сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной басней И.А.Крылова « Кот и повар ».
1. чтение басни учителем;
2. разбор непонятных слов;
3. разбор ( поиск ) морали;
4. поиск крылатой фразы;
5. объяснение смысла басни;
6. выводы.
5. Инсценировка басни.
— Некоторые басни Крылова мы иногда видим по телевизору как мультфильмы. И ребята подготовили инсценировку одной из басен. ( инсценировка любой басни )
— В чём мораль басни?
— Чему учит?
— Крылатая фраза?
— Мы вспомнили басни, которые изучали, а теперь поработаем с учебником.
6. Работа с учебником.
— Откройте учебники на странице 137.
— К басне « Ворона и лисица » вам надо было разобрать вопросы. Давайте её ещё раз прочтём.
1. чтение басни « Ворона и лисица »;
2. разбор вопросов.
7. Закрепление.
— А теперь мы ещё раз повторим басни и обобщим ваши знания.
1 конкурс « Мораль сей басни такова »
— В какой басне была такая мораль?
1. « Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. » ( « Ворона и лисица » )
2. « Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:и дело не пойдёт на лад.»(«Щука и кот»)
3. « Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. » ( « Ларчик » )
4. « Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! » ( « Чиж и голубь » )
5. « Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. » ( « Лебедь, Щука и Рак » )
2 конкурс « Назови героя »
— Кто сказал такие слова:
1. « Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! » ( Лисица )
2. « Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё
С песком и илом?
За дерзость такову – я голову с тебя сорву. » ( Волк )
3. « Ларец с секретом,
Так, он и без замка.
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и ларчик вам открою
В механике и я чего-нибудь да стою. » ( Механик – мудрец )
4. « Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите. » ( Мартышка )
5. « Скажите мне, кумушка, что у тебя за страсть
Кур красть? » ( Крестьянин )
3 конкурс « Крылатые слова »
— Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.
— Вспомните, эти крылатые фразы:
1. « Лебедь, Щука и Рак. » ( « Да только воз и ныне там. » )
2. « Волк и ягнёнок. » ( « У сильного всегда бессильный виноват. » )
3. « Ларчик. » ( « А ларчик просто открывался. » )
4. « Кот и повар. » ( « А Васька слушает, да ест. » )
5. « Мышь и крыса. » ( « Сильнее кошки зверя нет. » )
4 конкурс « Собери название басни »
— Я вам сейчас раздам карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их. ( названия любых басен )
8. Итог.
— Творчество какого писателя мы повторяли?
— Что такое басня?
— Для чего И.А.Крылов писал басни?
— И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
( оценивание учащихся )
9. Домашнее задание.
— Придумайте другую концовку басни « Ворона и лисица ». Как могло бы быть?
— Молодцы!