Конспект урока на тему «Организация совместной деятельности детей и родителей по социализации личности в образовательном процессе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №168 с углублённым изучением предметов художественно- эстетического цикла»







ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ







Бровар Марина Юрьевна

Учитель начальных классов 1 категории






Социальная сущность человека выражается понятием личности. Человек не рождается личностью; он ею становится в ходе своего индивидуального развития, происходящего в обществе. Поэтому новорожденный ребенок – это еще не личность. По словам известного ученого-психолога А.Н.Леонтьева, «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми».

Важнейшим процессом, формирующим и определяющим лич­ность, является социализация.

Общество постоянно создает и воссоздает специальные социальные институты, в которых совершается становление и функционирование человеческой личности. Эти институты: государство, система образования, семья, армия и др. Они различны по сво­им задачам, структуре и способам деятельности, но все они созданы социумом для своего развития и для воспроизвод­ства человека.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья является первым и важнейшим агентом социализации ребенка. Именно в семье дети учатся взаимодействовать с обществом, усваивают определенные социальные роли и ценности, в семейной среде формируются личность ребенка и его самооценка, происходит становление его собственного «Я».

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а образовательные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учениками и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая объединяется и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, объединению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги − воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Свежие документы:  Опросник креативности

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в различных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развития способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Для успешного формирования сплочённого, дружного детского коллектива я провожу большую работу с семьями учащихся.

  • Когда дети только пришли в класс, я составляю социальные карты, в которых отражается характеристика семей обучающихся (состав семьи, трудовая занятость, образовательный, социальный и культурный уровни, взаимоотношения между членами семьи и др.);

  • организую психолого-педагогическое просвещение родителей- с привлечением психолога проводим лектории, родительские «университеты», конференции отцов и мам учащихся, специализированные круглые столы проводим для мам, воспитывающих своих детей в одиночку и др.);

  • выявляю и использую в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания (презентации семейного опыта, творческие встречи, мастерские общения и др.);

  • провожу вместе с родителями культурно-массовые мероприятия (спортивные праздники, акции, ярмарки, деловые и ролевые игры);

  • оказываю помощь родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, исключения различных негативных проявлений у детей;

  • организую участие родителей в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, нашего класса (попечительский совет, родительский комитет, школа молодых родителей, родителей и детей инвалидов, семейные творческие клубы);

  • оказываю помощь родителям в развитии у детей коммуникативных навыков и умений, социального опыта (творческие объединения, факультативы, кружки, клубы).

  • также активно использую групповую и индивидуальную формы работы с родителями.

Отдельно хочется остановиться на некоторых формах моего взаимодействия с семьями в классе.

  • я провожу дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;

  • в нашей школе регулярно проводятся общие и классные родительские собрания с обсуждением насущных проблем классного и родительского коллективов;

  • совместно с психологом проводим родительский лекторий, способствующий повышению социально-педагогической компетентности родителей;

  • проводим тематические конференции, диспуты, «круглые столы» по обмену опытом воспитания детей;

  • провожу показы презентаций, подготавливаемые как мной, так и членами семьи;

  • активно привлекаю родителей к участию в оформлении стенных газет, текстовых и фотоматериалов, выставок работ учеников;

  • родители моего класса принимают активное участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий со школьниками;

  • привлекаю родителей к проведению мастер-классов (вязание, биссероплетение и т.д.)

  • привлекаю родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

  • Очень интересно проходят в классе «Вечера большой семьи», где принимают участие родители, дети, педагоги- специалисты; в ходе вечера − игры, спектакли, музыкальные и танцевальные программы, и прочее);

  • Регулярно в классе проводим мероприятия, которые объединяем общим названием «народные посиделки», где обращаемся к народным традициям и праздникам, изучаем их историю, происхождение, сами проводим эти праздники, включая в них традиционные элементы: игры, песни, танцы и т.д.

В нашем классе родители активно участвуют в различных внеклассных мероприятиях. Это уже ставшие традиционными спортивные соревнования «Папа, мама, я − спортивная семья»; новогодние праздники, которые они полностью готовят и проводят сами; День рождения класса; праздничные «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта; а по итогам учебного года концерты художественной самодеятельности. Все это дает большую возможность лучше узнать своих детей родителям, каждому открыть для себя еще не все известные стороны их неучтенных интересов, увлечений, богатого таланта.

Важным составным элементом осуществления этого взаимодействия является метод.

Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.

В научных исследованиях А.М.Сидоркина, С.С.Керкис отмечается эффективность таких методов, направленных на изменение отношений в классе, семье: метод воспитывающих ситуаций; методы поощрения и наказания; упражнение, поручение, личный пример; убеждение, критика; деловые игры; метод перспективы; метод общественного мнения; метод создания новых традиций.

Представленные направления моей работы и методы взаимодействия с семьёй содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников и успешному развитию личности.

Однако прежде чем приступить к вовлечению родителей своих учеников в разнообразные виды деятельности, необходимо провести изучение каждой семьи. Методы и формы изучения семьи ученика, предложенные сегодня педагогической наукой, разнообразны, но все они требует индивидуального подхода и учета особенностей каждой семьи и каждого ребенка.

Список использованных источников


  1. Белозерова А.В. Организация взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьями обучающихся / А.В.Белозерова // Модернизация образовательного процесса в современной школе: Сборник научно-методических трудов. Вып. 5 / Отв. ред.Н.Д.Наумов. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. − С.20-23.

  2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. − 584с.

  3. Сакаева А.А. Фестиваль «Дружбы народов» [электронный ресурс] / А.А. Сакаева. − Режим доступа: https://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2075—q-q.html. дата обращения: 29.07.2013.

  4. Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения / Ж. А. Сулейменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011г.). Т. I.  − Челябинск: Два комсомольца, 2011. − С. 27-30.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: