Тема: «Звук и буква О».
Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой О;
упражнять в определении места звука О в словах;
развивать речь, внимание, память, творческое воображение.
Оборудование: учебник «Русская азбука», разноцветные листья, кленовый лист, обруч, кусочки проволоки, шаблоны осенних листьев, модель сарафана из бумаги, картинка с изображением дупла на дереве, презентация.
I. 1. Организационный момент.
2. Повторение. Звуковая «зарядка»
— Как гудит сильный ветер?
— Как шумят деревья?
— Как фыркает ежик?
— Как рычит собака?
3. — Что мы сейчас произносили? (звуки)
— Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
— Как вы их различаете?
— Какой гласный звук и букву вы узнали? (а).
II. 1. Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие, узнаем новый звук и букву.
2. У Матушки Земли есть 4 дочери.(Зима, Весна, Лето, Осень).
Которая дочь сейчас гостит у Земли? (Осень)
Почему вы так считаете? (дети называют приметы осени).
Какой звук слышите в начале этого слова?
Какой он, гласный или согласный? Докажите свое предположение.
Когда мы произносим этот звук? (охает больной, когда удивляемся)
3. Читаю стихотворение:
Осинку
Окрасила
Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль –
Облетает.
(Разбрасываю листья).
В каких словах вы услышали звук О?
4. Предлагаю детям подержать руки над листьями.
— Что чувствуете, холод или тепло? (ответы детей)
Учитель: Желтый, красный и оранжевые цвета — теплые, поэтому от них не веет холодом, а идет тепло.
— Назовите и покажите самый теплый цвет, (дети выбирают красные листья).
5. Игра «Укрась сарафан Осени».
На доске модель сарафана, дети берут бумажные листочки и прикрепляют их на сарафан, (в это время звучит тихая музыка)
Учитель: — Какой чудесный наряд получился! Как можно назвать Осень в таком наряде? (золотая) — Найдите звук О и определите его место в этом слове.
III. 1. Учитель: Приглашаю в путешествие с кленовым листом, (в руках красивый лист) — «Жил-был кленовый листик. У него было много братьев — листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце».
— Покажите, как удивился листик?
— Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из проволочки, какую форму имеет ваш ротик, когда произносите звук О.
— Это получилась буква О.
2. Знакомство с буквой.
Просмотр фрагмента презентации.
3.Письмо буквы. Просмотр написания в презентации.
4. Налетел ветерок, и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья, они плавно летели, медленно кружились, поблескивали на солнце золотистыми боками.
5. Физминутка.
— Покажите как падают листья, (звучит оркестровая мелодия «Золотая осень»).
— Как красиво вы кружитесь — сказал кленовый листок. Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. (Дети кружатся, Бегают, плавно поднимая и опуская руки).
6. Учитель: Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород.
Работа по рисунку стр. 29. «Русская азбука»
— Он увидел, как трудится крот. — Расскажите об этом.
7. Проговаривание скороговорки.
«Целый день трудился крот,
Разрыхлял он огород».
— Что можете сказать про крота? Какой он?
8. Отгадывание загадок про овощи. Если есть в отгадках звук О, хлопайте в ладоши. (По ходу работы на доске появляются картинки с овощами).
1) Посадили зернышко,
Вырастили солнышко, (подсолнух)
2) Летом в огороде —
свежие, зеленые,
А зимой в бочке —
желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы)
3) Круглая, да не мяч.
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь, (репа )
4) Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили, (картошка)
9. Работа по схеме слова-«овощи».
10. — Найдите на картинке еще предметы, в названиях которых есть звук О, определите его место, (стол, самовар, очки, дождь, корзинка, бочка).
IV. 1. Чтение пословиц стр.28 (читающие дети, а остальные находят и подчеркивают букву О).
— Чему учат эти пословицы?
2. Чтение стихотворения стр.29. — Почему слово Окунек написано с большой буквы?
V 1. Итог.
— С каким звуком и буквой познакомил нас кленовый листок?
— На что похожа буква О?
«О — как обруч, захочу —
По дороге покачу.
Учитель катит обруч, учащиеся называют слово, которое начинается с буквы О и пробегают в обруч.