Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Сценарий урока для 3 класса
« НОВЫЙ ГОД»
Составила: Симакова Т. Л.
воспитатель 1 квал.категории
Первый день « ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД ?»
Выставка открыток о Новом годе ( предварительная работа с родителями воспитанников).
Составление шестиэкранки ( метод системного анализа). Дети перечисляют все подсистемные признаки Новогоднего праздника.
ПРОШЛОЕ |
НАСТОЯЩЕЕ |
БУДУЩЕЕ | |
Северный Полюс |
Дома, в детском саду на работе и т.д. |
| |
система |
Пришел с Северного Полюса |
Новый год |
Уйдет на Северный Полюс |
подсисте ма | Снега, льды. метели, сильные морозы, полярная ночь | Нарядная елка Дед Мороз, Снегурочка подарки и т.д. |
|
Рассказ воспитателя о Северном Полюсе, полярной ночи. Почему на Северном Полюсе всегда снег, мороз, холод?
Дидактическая игра «Нравится – не нравится Новый год»
-Мне нравится Новый год , потому что…
-Мне не нравится Новый год, потому что…
За каждый ответ ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, выявляется победитель.
Дидактическая игра «Цепочка слов» — Новый год.
Цель : продолжать учить детей подбирать определения к определенному слову, расширять словарный запас.
Воспитатель выставляет плоскостное изображение паровозика- это слово «Новый год», а вагончики будут слова-определения, которые дети подберут к данному слову)
Дидактическая игра «Придумай слово на букву «С» (снег, снежинка, снеговик, Северный полюс ,снегоуборочная машина и т.д. )
Дидактическая игра « Что не так ?»
-Первого февраля наступает Новый год.
-Январь – последний месяц года и т.д.
Словесная игра «Измени по образцу»
Праздник – праздники
Снегурочка — , снеговик- , подарок — , елка — , календарь — , год — , мороз — …
Дидактическая игра «Запомни пары слов »
Воспитатель читает пары слов. Слова связаны между собой по смыслу. Воспитатель называет первые слова пар, а ребенок вспоминает второе слово этой пары.
Елка – лес ; подарок – радость ; горка – санки ; снег – дождь ;гирлянда- звезды
Шапка – шарф , белка – дупло, медведь – берлога , художник – картин
Второй день « ЕЛКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
Обратить внимание на выставку открыток, найти открытки с изображением новогодней елки, рассмотреть их.
Рассмотреть искусственную елочку в группе.
— Какое настроение может быть у елки? ( У живой и у нарядной ) Почему?
— Чем мы можем порадовать елочку? Как ее развеселить?
— Сделайте елочке комплимент. По желанию дети читают стихи о елочке.
Метод комплексной аналогии. С чем можно сравнить елочку?
( по цвету, по форме, колючести , нарядности, долгожданности )
-Что является одеждой для елки ? ( Иголки , кора )
— Для кого елка является домом? ( белок , птиц… )
— А на празднике ? ( для игрушек, подарков )
Решение противоречия
« Елка на Новый год должна быть на празднике в детском саду и в то же время ее нельзя рубить. Как быть ?» ( Искусственная елочка)
Дидактическая игра «Хорошо – плохо» — ИСКУССТВЕННАЯ ЕЛКА
ХОРОШО ПЛОХО
-Елки в лесу сохранятся Не пахнет смолой
-Долго может стоять в помещении Дорогая
-Можно побрызгать духами и Белки , птицы остаются без дома…
елка будет хорошо пахнуть
— Один раз купишь и будешь
— Наряжать каждый год …
ЖИВАЯ ЕЛКА
— Красиво в доме В лесу становится мало елок
— Пахнет смолой , лесом Быстро осыпается
Колется
Елочку жалко
После праздника елки выбрасывают
на улицу, появляется мусор.
Вывод : Лучше наряжать искусственную елку.
Словесная игра «Назови правильно».
Цель: Учиться употреблять словосочетания в нужной форме.
Что?- новогодняя елка. Нет чего ?- … Подойти к чему ?… Наряжать что ?…
Любоваться чем ?… Вспоминать о чем ?…
Словесная игра «Измени по образцу»
Ночи в январе – январские ночи. День в январе — ; День в феврале — ;
Погода в декабре — ; Погода в феврале -, Погода в январе — .
Словесное упражнение « Как можно закончить предложение ?»
— Мы обрадовались, когда…
— Скоро Новый год , значит …
Совместная деятельность. Лепка. «Волшебная елочка»
Материал: картон на каждого ребенка ( 10* 15 см), пластилин, простой карандаш, иголки от настоящей елки).
На картоне дети рисуют эскиз елочки ( контур), затем выкладывают пластилином силуэт, прикрепляют еловые иголки. Лепят различные украшения или делают игрушки из бумаги, фольги, прикрепляют пластилином .
Совместная деятельность. «Мастерская Деда Мороза». Дети изготавливают
украшения для елки.
Упражнение «Сосчитай до 5»
-Одна новогодняя игрушка , две новогодних игрушки…
— Одна горящая свеча , две горящих свечи.. и т.д.
Упражнение « Умные задачки »
-Саше и Никите Дед Мороз подарил книжку и конструктор. Какой подарок получил Никита, если у Саши конструктор. ( Книжка )
-Гале и Полине Дед Мороз подарил книжку и коляску. Какой подарок получила Галя, если у Полины не коляску ? ( Коляска)
Третий день «ВОЛШЕБНАЯ ЕЛОЧКА»
Дидактическая игра «Цепочка слов » — ЕЛОЧКА. Елочка какая?
Воспитатель выставляет плоскостное изображение паровозика- это слово «Елочка», а вагончики будут слова-определения, которые дети подберут к слову « Елочка)
Метод эмпатии. « В лесу родилась елочка»
( на слова песни « В лесу родилась елочка)
В. : Из чего родилась елочка?
Д.: Из семечка.
В.:Из шишек упали семечки в землю, появился росток.
(воспитатель говорит слова и предлагает детям повторить движениями )
В.: Подул ветерок, семечки вылетели из шишек и полетели на землю.
(Дети бегают, плавно двигаются по комнате, затем приседают )
В.: Солнышко пригревает, полил дождик, семечко превратилось в росток. Выросла елочка. ( Дети имитируют рост елочки )
В.: Метель ей пела песенку : «Спи, елочка, бай-бай.» Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай» ( Дети имитируют сон, сложив ладошки под щечку).
В. :Трусишка зайка серенький меж елочкой скакал , и даже волк, сердитый волк порою пробегал. Чу, снег по лесу частому под полозом скрипит, лошадка мохноногая торопится – бежит. Везет лошадка дровеньки, а в дровнях – мужичок… Он хочет срубить елочку.
Кто-то по желанию детей будет дровосеком , можно выбрать 2-3 дровосеков. Желательно выбрать детей подвижных, агрессивных, это поможет им выплеснуть лишнюю энергию. Обратить внимание на реакцию детей, она будет разной :кто-то с защитной реакцией может выставить руки, как бы защищая себя , кто-то прячется за других детей , кто-то может убежать. Дети, которые любят быть в центре внимания, наоборот, сделают шаг вперед, как бы говоря, что они ничего не боятся.
Совместная деятельность «Путешествие елочки по волшебной дорожке»
С использованием метода морфологического анализа ( ММА )
ЦЕЛЬ: Развитие связной речи , умения сочинять небольшие сказки ( на основе открыток или рисунков детей )
Материал: Макет волшебной дорожки, вырезанные елочки из открыток или рисунков детей.
Воспитатель предлагает детям сочинить сказку о своей елочке и отослать ее Деду Морозу.
ПО ВЫБОРУ ДЕТЕЙ ГЕРОЙ СКАЗОК |
САПОГИ- СКОРОХОДЫ |
ДЕТСКИЙ САД
|
ЕЛОЧКА
Сказка составляется по плану.
Рассматриваем первую картинку.
_Что изображено?
-Почему елочка решила пойти в лес?
-Кого могла елочка встретить в лесу?( у каждого ребенка может быть свой герой или герои, он выбирает плоскостную фигуру персонажа или рисует его и ставит на волшебную дорожку).
-Что между ним произошло?
-Кто пришел на помощь?
-Кто помог елочке попасть в детский сад на праздник?
План сказки может быть другой , как и содержание волшебной дорожки)
Дидактическая Игра» Что общего?» Что общего у елочки с другими деревьями?
(деревья лиственные, еловые)
Совместная деятельность.»Откуда пришла елочка?»
Заполнение девятиэкранки. МСА( метод системного анализа).
В лесу среди высоких елок и других деревьев |
Дома, в детском саду и т.д. | |
Семечко- росток |
ЕЛКА |
Нарядная елка |
Росток Корень |
Корень Ствол Ветки иголки |
Корень Ствол Подставка для елки игрушки |
Совместная деятельность .Рисование «Волшебная елочка» с методом
Морфологического анализа (ММА)
Материал: альбомный лист, различный изобразительный материал, дополнительный
материал: вата, снежинки небольшого размера.
При коллективной работе – обои. Дополнительным материалом оформляется фон:
облака, падает снег и т.д
Цвет |
Форма |
Величина |
Запах |
На ощупь | |
Ствол Иголки Плоды |
Предложения детей |
Треугольная Круглая Прямоуголь- ная |
Большая Маленькая Средняя
|
Предложения детей |
Колючая Мягкая |
Воспитатель предлагает детям нарисовать необычную елочку. Составить таблицу, обговорить каждый признак.
ЕЛКА
Обговорить с детьми, какой формы, цвета они хотят нарисовать ствол.
Какие будут иголки? ( цвет, форма)
Какие будут плоды?( на настоящей елочке – шишки, а что может расти на волшебной?
Каждый ребенок рисует свою елку, выбрав размер, материал, каким будет рисовать. После того, как дети нарисуют, обговариваем запах, какая будет на ощупь.
Четвертый день « В ГОСТИ К ДЕДУ МОРОЗУ»
Выставка открыток с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Беседа «Что такое Новый год?»
-Где сейчас может быть Дед Мороз?
-Из чего может быть построен дом Деда Мороза? Мебель, посуда, одеяло?
-Как вы думаете, какое любимое блюдо Деда Мороза? ( Снег, сосулька, мороженое и т.д. )-
-Чего или кого Дед Мороз боится?
Дидактическая игра « Что общего?» ; «Чем отличаются? »
ДЕД МОРОЗ ДОКТОР АЙБОЛИТ
-лечит деревья, траву лечит зверей, людей
укрывает под снегом
-старый старый и т.д.
Совместная деятельность. Конструирование «Дворец Деда Мороза»
С методом морфологического анализа ( ММА )
Материал |
Дополнитель- ный материал |
Цвет |
Размер | |
Стены Крыша Окна Дверь |
Глина Пластилин Дощечки(дерево) Картон |
Елочный дождь Вата Фольга |
По выбору детей |
Большой Средний Маленький |
Предложить детям придумать название дворцу. ( Снежный, ледяной, хрустальный, дедморозный, вьюжный и т.д. )
Пятый день «ТРАНСПОРТ ДЕДА МОРОЗА»
Совместная деятельность. Ознакомление с окружающим и рисование
с использованием метода морфологического анализа ( ММА )
В.:- Какой характер может быть у Деда Мороза ?
— На чем он может к нам приехать? Откуда ?
— На каком транспорте передвигаются люди Севера ?
— Олени, собачьи упряжки, нарты, воздушный транспорт, снегоход , лыжи…
ММА ( Метод морфологического анализа )
Материал
| Форма
| Вид управления
| Цвет
| |
Нарты
Снегоход
Лыжи Самолет Вертолет
| Дерево
Железо
Стекло Картон
|
Круг
Призма
Прямоугольник Овал
|
Самоуправляю- щийся дистанционное
электронное механическое
|
По выбору детей |
Дидактическая игра «Хорошо- плохо» — новогодние подарки
Новогодние подарки – это хорошо Почему ?
Новогодние подарки – это плохо. Почему ?
Дидактическая игра « Наоборот»
Горячий – холодный, зима – лето, жар – холод, горячо – холодно, твердый – мягкий , ласково – грубо, глубоко – мелко , иней – пар , мороз – жара, снег – дождь.
Совместная деятельность. «Приключения Деда Мороза». Составление рассказа о приключениях Деда Мороза по открыткам.
Воспитатель ставит на фланелеграф « волшебной дорожки» , предлагает детям сочинить историю о приключениях Деда Мороза.
1 ВАРИАНТ. Воспитатель ставит сам открытки, дети сочиняют историю.
11 ВАРИАНТ. Открытки лежат на столе, ребенок сам выбирает открытку и рассказывает о приключениях Деда Мороза.
111 ВАРИАНТ. Воспитатель начинает историю, ставит открытку Деда Мороза, затем открытку выбирает ребенок, продолжает историю, начатую воспитателем. После двух- трех предложений, следующий ребенок выбирает открытку и продолжает историю. Главное, чтобы рассказ получился законченным.
Самостоятельная деятельность. «Что бы я попросил у Деда Мороза».
Рисование или запись воспитателем пожелания детей, оформление газеты с этими пожеланиями для родителей группы.
Использованная литература:
1. Венгер Л.А.,Дьяченко О.М. Угадай, как нас зовут.М.,1994г
2. Никитин А.И. ,Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим и развитие фантазии. Ростов – на –Дону , 1992г
3. Курбатова Л. Триз – в повседневную жизнь.//Дошкольное воспи тание №4, 1993г//
4. Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Владимир. 1995г.
5. Лешко Т.В. , Синицина Е.И. Через игру – к творчеству. Обнинск,1994г
6. Никитин А.И. ,Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим и развитие фантазии. Ростов – на –Дону , 1992г
7.Никитин А.И. , Страунинг А. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности. Ростов-на –Дону,1992г
8.Страунинг А.М. Страунинг М.А. Игры на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии».Ростов-на-Дону, 1992г.
9. Страунинг А.М. Моделирование маленькими человечками//Дошкольное воспитание 1998г ,№3
10.Страунинг А.М. Метод фокальных объектов //Дошкольное воспитание,1997г,№1
11. Страунинг А.М., Страунинг М.А. Игра на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии».Ростов-на-Дону,1992г
12.Страунинг А.М. Методы активизации творческого мышления.//Дошкольное воспитание 1997г, №3 -№4
13. Шустерман Э.Г. Новые приключения колобка , или наука думать для больших и маленьких .М.,П., 1993г.