Муниципальное образовательное учреждение
«Исилькульский общеобразовательный лицей»
Города Исилькуля Омской области
Конспект урока литературы
в 11 классе
«Этот мир очарований, этот мир из серебра…»
(Литературные направления
начала ХХ века)»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Акуленко Наталья Николаевна
г. Исилькуль
2011
Цели урока:
Обобщить и систематизировать представления учащихся о литературном процессе начала ХХ века;
развивать информационную (работа с информационным текстом), коммуникативную (организация взаимодействия в рамках взаимообучения) компетентности;
совершенствовать умение структурировать материал (создание сопоставительной таблицы);
воспитывать уважительное отношение к истории своей страны и истории литературы, а также к многообразию мнений, позиций и точек зрения.
Оборудование урока:
мобильный компьютерный класс;
портреты поэтов и писателей Серебряного века;
Репродукции полотен М. Врубеля, В. Серова, А. Бенуа, Н. Рериха, Б. Кустодиева, К. Коровина, К. Малевича, К. Петрова-Водкина;
Запись музыкальных произведений А. Скрябина, И. Стравинского.
Ход урока.
Предыдущим уроком была вводная лекция «Россия на рубеже 19-20 веков. Культура. История. Общество».
Вводное слово учителя. Мотивация на деятельность. 1 мин.
Этап «Вызов». Звучит музыка И.Стравинского
— Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: картины и портреты переносят нас в иные миры – в серебряный век. Почему такое множество лиц «смотрит» на нас?
— Серебряный век был богат талантливыми людьми.
— Возможно ли в рамках одного урока изучить творчество стольких поэтов?
— Нет.
— Какой вариант можно предложить?
— Систематизировать информацию и материал по каким-либо признакам.
— Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.
— Тема – «Поэзия Серебряного века». Цель – систематизация информации по данной теме.
Этап «Осмысление» (прием «Зигзаг») 20 минут.
1 шаг. Формируются группы из 4 человек (ученики «вытягивают» номера от 1 до 4). Формируются первоначальные группы (те, у кого номера 1,2,3,4, объединяются в одну группу).
Деятельность учителя – помощь в формировании эффективно работающих групп с учетом индивидуальных возможностей, способностей учеников.
Каждому члену «четверки» дается разный материал для изучения и последующего ознакомления других членов группы: рабочие материалы с информацией о символизме, акмеизме, футуризме, имажинизме (см.Приложения).
2 шаг. Все учащиеся с одним и тем же материалом (с одним и тем же номером) образуют первичные группы, где они сообща планируют критерии систематизации учебного материала, обсуждают эффективные способы его представления и проверки качества усвоения в первоначальных четверках.
Деятельность учителя – консультирование групп, контроль соблюдения временного регламента.
В результате обсуждения каждый член группы создает на компьютере слайд-таблицу со структурированным материалом:
Программные декларации, манифесты | Идеологические особенности | Участники направления | |
|
|
|
|
3 шаг. Все члены групп возвращаются в свои первоначальные группы. Там они по очереди знакомят всю группу со своей частью материала. Совместно готовят сводную презентацию слайдов-таблиц, в которой представлен материал обо всех литературных направлениях.
Задача группы: чтобы каждый получил полное представление обо всем материале.
Деятельность учителя – контроль соблюдения временного регламента.
4 шаг. Отчетность.
В данном случае она и групповая (оформление сводных общих результатов), и индивидуальная (презентация одним членом группы).
Для объективной оценки защиты выбирается по 1 члену от каждой группы для формирования экспертного совета. Экспертный совет разрабатывает критерии оценки презентации, и члены экспертного совета аргументировано оценивают ответы своих товарищей, заполняя экспертные листы. В качестве выступающего с результатами выбирается тот, кто не работал с этим материалом в первоначальной группе, т.е. ученик, получивший информацию от других. На одно выступление – до 3-х минут, по 1 минуте – на вопросы и экспертизу ответа.
Экспертный совет разработал следующие критерии оценки выступления
Оценка | |||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | |
Логика изложения | Четкость суждений, последовательность и обоснованность положений, ясность и краткость изложения мысли. Наличие общего четкого вывода | Расплывчатость суждений, слабая аргументация положений, излишняя детализация. Сделан общий вывод | Нарушена логика изложения. Отсутствуют общие выводы |
Компетентность | Четкость в представлении темы, свободное владение материалом. Конкретность и точность ответов на вопросы | Ответы на вопросы недостаточно убедительны, иногда уклончивы | Затруднения в ответах, отсутствие ответов |
Наглядность, эстетика оформления | Материал проиллюстрирован в соответствии с требованиями, эстетично оформлен | Материал соответствует требованиям частично | Материал не соответствует требованиям, либо оформление не соответствует эстетическим требованиям |
Культура докладчика | Грамматически правильная эмоциональная речь. Выдержка и уверенность. Контакт с аудиторией. | Мало эмоциональная правильная речь. Слабый контакт с аудиторией. Владение собой. | Речевые ошибки. Неумение владеть собой. Отсутствие контакта с аудиторией |
Этап рефлексии. 2 мин. Звучит музыка А. Скрябина
— Сформулируйте одним предложением вывод о поэзии Серебряного века.
— Поэзия Серебряного века была многообразной, но поэты объединялись по идейным позициям в литературные группы и направления.
— Предположите тематику следующего урока.
— Мы будем изучать литературные направления.
— Какое направление будет первым и почему?
— Символизм. Он появился раньше других направлений.
— Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновение друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей — всё стало знаком времени. Наше путешествие в Серебряный век русской культуры продолжается…
Домашнее задание.
Составить синквейн «Символизм», познакомиться со стихотворениями В.Брюсова.
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
Акмеисты сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1). В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».
Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.
«Символизм угасал» — в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». Но именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн.
Основные принципы акмеизма:— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Приложение 2 Символизм О поэтическом течении: Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.
Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.
29 января 1919 г. в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. Ее подписали претенциозно назвавшиеся «передовой линией имажинистов» поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман и Е. Якулов. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.
Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма. Это слово впервые попало в поле зрения русских читателей в 1915 году с появлением статьи 3. Венгеровой, в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Эзра Паунд и Уиндем Льюис. Однако русских имажинистов нельзя назвать преемниками имажистов. И хотя теоретические установки английских поэтов во многом соответствовали творческим исканиям Шершеневича и К° («Мы не футуристы,- писал Паунд,- в поэзии мы „имажисты“. Наша задача сосредоточиться на образах, составляющих первозданную стихию поэзии…»), сами представители имажинизма никогда не называли лондонских имажистов своими предшественниками. Их теоретическая программа скорее перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное (порицание этими группами друг друга.
Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. В вышеупомянутой Декларации имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ — вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины». Теоретическое обоснование этого принципа сводилось у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.
Мариенгоф говорит так: «Искусство есть форма. Содержание — одна из частей формы. Целое прекрасно только в том случае, если прекрасна каждая из его частей. Не может быть прекрасной формы без прекрасного содержания. Глубина в содержании — синоним прекрасного».
В состав объединения имажинистов входили поэты довольно (а иногда и совершенно) разные и непохожие. Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С. Есенина, который входил в костяк объединения. К моменту образования группы у него уже была собственная программа, изложенная в трактате «Ключи Марии», где поэт на основании личного опыта размышлял о творчестве в целом и словесном искусстве в частности. В нем выражалось есенинское стремление творчески овладевать «органической фигуральностью» русского языка и содержался ряд весьма интересных соображений об опоре на национальную стихию и фольклор. Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения.
Итог теоретической и практической деятельности группы подвел Шершеневич в статье «Существуют ли имажинисты?» Признав, что «имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы», он так объясняет его кончину: «Это произошло в силу объективных причин, лежащих вне поэзии. Сущность поэзии переключена: из искусства он превращен в полемику. От поэзии отнята лиричность. А поэзия без лиризма это то же, что беговая лошадь без ноги. Отсюда и вполне понятный крах имажинизма, который все время настаивал на поэтизации поэзии».
Основные признаки имажинизма:— главенство «образа как такового»;
— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века.
Именно эта составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофугуристами в предреволюционные годы. В манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как направления в искусстве, формирующего будущего человека,- независимо от того, в каких стилях, жанрах работает его создатель. Проблемы единого стиля не существовало.
История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения нескольких основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении.
Основные признаки футуризма:— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Кубофутуризм
Кубофутуризм — направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
«Гилея» — первая футуристическая группа. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). В начале 1910 года в Петербурге «Гилея» заявила о своем существовании в составе Д. и Н. Бурлюков, В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского, Е. Гуро, А. Крученых и Б. Лившица. Именно они стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.
Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник «Садок судей», фактически определивший создание группы «Гилея». Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы кубофутуристов. Программным стал их манифест, носивший намеренно скандальное название «Пощечина общественному вкусу». В нем декларировался отказ от искусства прошлого, звучали призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности».
Один из основоположников течения, В. Хлебников активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, много работал над созданием новых слов. Согласно его теории, слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: «Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах».
Само понятие смысла слова с уровня звуковой ассоциации отныне переместилось на уровни графических построений и связей внутри одного слова по структурным признакам. Лексическое обновление литературных текстов теперь достигалось внесением в него вульгаризмов, терминов технического характера, изобретением непривычных словосочетаний, отказом от знаков препинания. Одни поэты производили новые слова из старых корней (Хлебников, Каменский, Гнедов), другие раскалывали их рифмой (Маяковский), третьи с помощью стихотворного ритма придавали словам неправильные ударения (Крученых). Все это вело к депоэтизации языка.
Результатом подобной деятельности футуристов явился небывалый всплеск словотворчества, что в конце концов привело к созданию теории «заумного языка» — зауми.
Кубофутуризм еще более расширял его лексические и звуковые возможности, идя по двум линиям: первая линия — создание новых слов из старых корней (в этом случае значение слова сохранялось), вторая линия, т. е. именно заумь — создание новых звуковых комплексов, лишенных значения, — доводившая этот процесс возвращения слову его „прав“ до абсурда».
«Эгофутуризм» был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.). В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.
Он провозгласил поэтическое творчество, идейной и содержательной основой которого являлось самое обычное противопоставление поэта толпе, Северянин вместе с К. Олимповым основывает в 1911 году в Петербурге кружок «Ego», с которого, собственно, и начался эгофутуризм. Слово, в переводе с латыни означающее «Я — будущее», впервые появилось в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» (1911).
Однако, в отличие от кубофутуристов, имевших четкие цели (атака на позиции символизма) и стремившихся обосновать их в своих манифестах, Северянин не имел конкретной творческой программы либо не желал ее обнародовать. Как он сам позднее вспоминал: «Я прибавил к этому слову [футуризм] приставку „эго“ и в скобках „вселенский“… Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа — единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7. Разнообразие метров».
Даже из простого сравнения этих заявлений с манифестами кубофутуристов видно, что никаких теоретических новшеств данная «программа» не содержит. В ней Северянин фактически провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью.
Очень точную характеристику эгофутуризма дает С. Авдеев: «Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декадентства, доведения до безграничных пределов „песенности“ и „музыкальности“ стиха Бальмонта (как известно, Северянин не декламировал, а пел на „поэзоконцертах“ свои стихи), какого-то салонно-парфюмерного эротизма, переходящего в легкий цинизм, и утверждения крайнего эгоцентризма Это соединялось с прославлением современного города, электричества, железной дороги, аэропланов, фабрик, машин (у Северянина и особенно у Шершеневича). В эгофутуризме, таким образом, было все: и отзвуки современности, и новое, правда робкое, словотворчество („поэза“, „окалошить“, „бездарь“, „олилиен“ и так далее), и удачно найденные новые ритмы для передачи мерного колыханья автомобильных рессор („Элегантная коляска“ Северянина). Северянин, бесспорно, виртуозно владел словом. Рифмы его были необычайно свежи, смелы и удивительно гармоничны: «в вечернем воздухе — в нем нежных роз духи!», «по волнам озера — как жизнь без роз сера» и т. д.
Книги и концерты Северянина, наряду с кинематографом и цыганским романсом, стали фактом массовой культуры начала века. Сборник его стихов «Громокипящий кубок», который сопроводил восторженным предисловием Федор Сологуб, завоевал небывалое признание читателей и выдержал с 1913 по 1915 год девять изданий!
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Аннинский Л. Серебро и чернь. М., Книжный сад, 1997
Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов Серебряного века. М., Книжная палата, 1993
Бердяев Н. Русский символизм.
Воспоминания о Серебряном веке/ Сост. В.Крейд. М., 1993
Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990
Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX—XX веков. М., Изд-во МГУ, 1990
Колобаева Л.А. Русский символизм. М., Изд-во МГУ, 2000
Лейкина О. Футуризм в русской культуре.
Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма.М., Флинта-наука, 2003
Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В.Леденев. М., Дрофа, 1997
Поэтические течения в русской литературе конца XIX— начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия/ Сост. А.Г.Соколов. М., 1988
Семигин В.Л. Русская культура Серебряного века.
Серебряный век: Мемуары. М., 1990