ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Воспитательная система
Сотрудничество классного руководителя с семьей учащихся как средство развития и роста личности ребёнка.
Подготовила учитель русского языка и литературы
Медведева Тина Геннадьевна
2013 год
Легче сделать воспитанника образованным,
чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека.
Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем.
Агния Кузнецова «Земной поклон»
На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем и пришла к твердому убеждению, что воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы. Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, способствует повышению эффективности деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей детей, отвечает их интересам. Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста учащихся.
Цель: создание оптимальных условий для роста личности каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей
Задачи:
психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению;
создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика;
целенаправленное обучение проектной деятельности для развития коммуникативных способностей;
приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;
организация сотрудничества и взаимодействия детей, учителей и родителей.
Основные положения воспитательной системы.
Воспитательная система «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство развития и роста личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы. Приоритетными в моей воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка» становятся следующие принципы:
Принцип комплексного подхода:
-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога, школьного психолога, педагога-организатора.
-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа,- отсюда вытекают основные направления плана воспитательной работы в классе.
Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.
Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
Ведущими идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги
В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов.
Воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.
Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела. «Ключевыми» делами класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов, регулярные походы в театр, подготовку к праздникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители.
Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием, так как воспитатель не должен, говоря словами Чернышевского успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать… На мой взгляд, знания воспитателя должны находиться в постоянном развитии. Умение подвергнуть критическому анализу то, что не подходит для данных условий воспитательной практики, умение отбросить то, что может привести к просчетам и ошибкам,- одно из важнейших условий продуктивности и эффективности труда классного руководителя. Таким образом, воспитательная система должна постоянно изменяться, развиваться. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, в моей воспитательной системе их три.
Этапы воспитательной системы:
Диагностический.
Воспитательная работа на этом этапе направлена на обеспечение ребёнку психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых. На основе психолого – педагогических наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога создаем образовательное пространство школьника.
В ходе групповой работы на родительском собрании с целью изучения семьи ребенка выявляются ожидания родителей по взаимодействию семьи и школы:
1) ребенок будет находиться под присмотром классного руководителя;
2) получит необходимый уровень знаний;
3) ему помогут ребенку раскрыться, заметят, он будет успешным;
4) школа будет способствовать формированию достойного поведения детей
На основе анкетирования был создан обобщенный портрет современного родителя:
Родитель – сотрудник, партнер.
Родитель – оценщик (оценивает все, начиная от методики и заканчивая цветом стен в коридорах школы).
Родитель – избиратель (находится постоянно в ситуации выбора: школы, учителя, программ, вида деятельности и т.д.).
Родитель – проводник идей в реализации успешности ребенка.
Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей должна быть направлена на создание комфортной атмосферы в классном коллективе.
На активизацию этой совместной работы направляется деятельность классного руководителя. Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве — это принципы выстраивания взаимодействия:
Доверие Сотрудничество
Содружество Сопереживание
Первая составная часть такого взаимодействия – информационное педагогическое обеспечение родителей (воспитательная концепция школы, методика воспитания, задачи личностного развития ребёнка), т.е. реализация функции педагогического просвещения.
Вторая составная часть взаимодействия педагога с родителями — педагогическое корректирование семейного воспитания (той стороны, которая касается отношения к ребёнку). Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Всё, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений, проистекать должно из целей воспитательных, из блага ребёнка как растущей и развивающейся личности. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю.
Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно-семейное проектирование становится реальностью. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит «разделять труд».
Единое воспитательное поле создаётся, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения. Это я вижу на примере родителей своих учеников.
Третья составная часть взаимодействия педагога и родителей – практическая совместная работа детей, родителей, которую организует классный руководитель. (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты)
Главными достижениями этого этапа стали:
принятие учащимися, родителями норм, традиций школы;
создана атмосфера поддержки совместных успехов детей и родителей;
рост инициативы и активности родителей и учеников;
принятие законов построения жизни классного коллектива.
Уже на этом этапе удалось провести первые совместные дела:
Создание группы в социальной сети «В Контакте»
Праздник посвящения в пятиклассники;
Совместная экскурсия в Музей Арктики и Антарктики;
Участие в общешкольном конкурсе «Рукодельница»;
Классный час «Слово о словах».
По результатам анкетирования «Что тебе нравится в нашем классном коллективе» мы можем сделать вывод об уровне взаимоотношений между детьми. А на вопрос «Какую помощь в классных делах ты готов оказать вместе с родителями?» Отвечают: «Любую».
I.Становление и функционирование детско – взрослой общности
В классном коллективе сложилась своя система управления воспитательным процессом, которая представлена на схеме:
В рамках этого этапа была сформирована творческая группа (классный руководитель, родители, педагог-организатор, педагог-психолог), одной из целей которой явилось создание условий для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Это первые шаги в создании классно – семейных проектов, участии в конкурсах, олимпиадах, обучении групповой и коллективной деятельности. На основе психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению выявляю группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и реализовать идеи, направленные на развитие личности. Они становятся не только инициаторами добрых дел детско – взрослой общности, но и полноправными партнерами, проводниками идей в реализации успешности ребенка.
Заметные события этого этапа:
Участие в проекте Совета старшеклассников «День учителя»
Участие в ежегодной игре «Зарница»;
Экскурсия в Музей – усадьбу И.Е. Репина «Пенаты»;
Литературная композиция «Фронтовые письма»;
Проект «По страницам семейного альбома».
Кроме того и ребята и родители с удовольствием участвуют в школьных акциях: «Бумажный бум», «Мы в ответе за тех, кого приручили», « Посылка солдату-земляку», «Открытка ветерану», «Цветы ветерану», «Покормим птиц».
III. Стабильное функционирование детско-взрослой общности
На этом этапе можно говорить о делах класса, в которых принимают участие родители и другие члены семей, ставших традиционными :
Классные собрания по подведению итогов полугодия с награждением самых активных участников внеклассной работы и среди учащихся, и среди родителей; знакомство с профессиями родителей, с увлечениями членов семей, дни совместного отдыха | |
Проекты |
|
Участие в школьных конкурсах | «Минута славы», «Рукодельница», «Хобби членов моей семьи», «Папа может все, что угодно…», «Мастерская Деда Мороза», семейные спортивные эстафеты, «Вторая жизнь вещей», «Поделки из природного материала», фотовыставки, семейная олимпиада… |
Посещение театров, экскурсии | С учетом пожеланий родителей, ребят и рекомендаций классного руководителя |
Дискуссии, круглые столы | Обсуждение проблем в классе за круглым столом с участием родителей, круглые столы для родителей и педагогов школы, специалистов службы сопровождения |
Праздники | Участие в подготовке и проведении праздников: Дня учителя, Дня матери, Дня снятия блокады Ленинграда, Дня Победы, Нового года, 8 марта, Дня семьи, Дня ученика, Дня защитника Отечества. |
На этом этапе стабильно работает самоуправление в классе.
Мерилом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:
— создание системы отношений, помогающих ученику на разных этапах проявлять и развивать способности в ходе творческой деятельности
— большинство родителей активно участвуют в жизни школы и класса;
— общечеловеческие ценности становятся мотивом поведения учащихся;
— удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе
Литература.
«Методика воспитательной работы» под редакцией В.А. Сластенина, Москва AKADEMA, 2002
Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. «Справочник классного руководителя 5-9 классы», Москва, «ВАКО», 2007
Приложение.
Анкета для родителей.
Класс, в котором учится Ваш ребенок, можно назвать дружным.
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами.
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
В школе работают различные кружки, секции, клубы, где может заниматься наш ребенок.
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
Мы имеем возможность участвовать в делах школы.
Мы хотим участвовать в делах школы.
На нашего ребенка большее влияние оказывает семья, а не школа.
Эффективность деятельности учителя в качестве классного руководителя.
Результаты, подтвержденные зафиксированными фактами, нормативными документами
| |
1. Наличие в деятельности классного руководителя воспитательной системы (системы воспитательной работы), индивидуальное мастерство) | Ведущими идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов. |
2. Отсутствие или положительная динамика в сторону уменьшения количества пропусков занятий учениками без уважительных причин | Не допускается пропусков занятий учениками без уважительных причин |
3. Коллективные достижения обучающихся в социально значимых проектах, акциях и др. | Систематически |
4. Уровень воспитанности обучающихся | Достаточная нравственная воспитанность (Тест «Размышляем о жизненном опыте» ) |
5.Показатели участия класса в жизни школы | Наличие грамот в портфолио класса |
6. Охват учащихся класса кружковой работой (кружки, студии, секции, творческие объединения и др.), организация учебно-тематических экскурсий, посещение музеев | 80% учеников класса посещают кружки и спортивные секции, творческие объединения
|
7. Отсутствие правонарушений в классе ( или положительная динамика) | Правонарушения отсутствуют. |
8.Уровень развития самоуправления в классе (какие полномочия отданы учащимся?) | Высокий. (Методика определения уровня развития самоуправления, адаптированная Шаповаловой Н.А). Староста и лидеры групп контролируют и организуют работу групп и ответственных за определенный сектор деятельности.
|