«Орфограмма — класс» ( элективный курс по русскому языку) 8-9 класс


Муниципальное образовательное учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»










Орфограмма – класс


элективный курс по русскому языку

для учащихся 8-9 классов









Подготовила:

Марковкина Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы















Орфограмма – класс

элективный курс по русскому языку

для учащихся 8-9 классов


Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка

Я.К.Грот

Пояснительная записка

Подготовка выпускника школы в области правописания является важнейшим компонентом общего среднего образования.

Программа элективного курса «Орфограмма – класс!» ориентирована на учащихся 8- 9 классов с различным уровнем развития письменной речи.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными в неуклонном совершенствовании орфографической подготовки, обогащении речи, овладении системой языка, его богатством.

Данный курс рассчитан на 17 часов, имеет прежде всего практическую направленность, т.е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. Материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Погруппный способ подачи орфограмм обеспечивает преемственность в обучении, создает благоприятные условия для системного восприятия изучаемого материала

.

Цель элективного курса

Формирование навыков правописания.

Речевое, языковое развитие.

Повышение интеллектуального уровня.


Задачи:

— систематизировать, укрепить, развить и расширить орфографические знания;

  • привить представление о жизненной важности соблюдения норм правописания в письменной речи;

  • дать учащимся обобщающий способ действия, сформировать определенное

( в согласии с наукой) «направление мышления», синтезирующее частные случаи проявления действующей закономерности;

  • устранить причины ошибок, а количество ошибок свести к уровню положительных результатов.


Содержание курса


1.Орфография. Нужны ли правила? Орфограмма. (1час)

2.Основные принципы правописания.(1час)

3. Звуко — буквенные написания (морфологический принцип).(10 часов)

а) Условно-фонетические.

б) Морфематические.

Определение характера орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм.

4. Слитно-дефисно-раздельные написания. (3 часа)

(морфемно — лексический принцип)

5. Прописные — строчные буквы. (идеографическая функция) (1 час)

6. Итоговая контрольная работа (1 час)




Введение.(2часа)


1. Орфография. Нужны ли правила? Орфограмма.

Лекция учителя с элементами беседы. Игра «Лобовая атака».

Цель:

  • определить отношение учащихся к изучаемому вопросу, проблеме;

  • стимулировать учащихся свободно выражать свое мнение по определенным вопросам, не боясь критики или опровержения со стороны сверстников;

  • развивать умение свободного речевого высказывания.

  • Материал: специальные тематические и рефлексивные вопросы для учащихся.


2.Основные принципа правописания. «Что ждет впереди или учебное гадание».

Лекция с элементами игры.

Цель:

  • активизировать и вербализовать знания и представления по данной теме;

  • развивать понятийный аппарат и предметные представления учащихся, стимулировать интерес к знаниям по предмету.

Материал: набор тематических понятий для работы учащихся.



3.Звуко — буквенные написания. Определение характера орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм. (1час)

Комбинированный урок «Путешествие в страну знаков и схем».

Цель:

  • помочь учащимся повторить и закрепить изученный ранее материал;

  • формировать навыки опознавания орфограмм;

  • способствовать тренировке свободного говорения в рамках определенной учебной темы;

  • развивать умение объяснять понятия и явления, развивать культуру речи.

Материалы: копии схем для всех учащихся, карточки для жеребьевки,

подбор и подготовка вопросов и практических заданий для повторения и закрепления



4.Орфограммы корней слов ( 3 часа)

Урок — практикум « Учебное лото».

Цель:

  • побуждать учеников при помощи выбранных вопросов и понятий к целенаправленному повторению и вербализации пройденного материала;

  • закрепить навыки и умения опознавать изучаемую орфограмму;

  • укрепить знания по предмету, готовность и способность свободно и компетентно говорить по обсуждаемым вопросам ;

  • развивать уверенность в своих знаниях, взаимопомощь.

Материалы: карточки с вопросами для повторения и закрепления, карточки для лото, карточки с практическими заданиями для индивидуальной и групповой работы.







5. Орфограммы приставок. ( 1 час)

Урок- практикум. «Информационная цепочка».

Цель:

  • развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

  • закрепить изученный учебный материал, использовать его для развития говорения учащихся;

  • развивать учебную уверенность учащихся, безбоязненное говорение по изученной теме.

Материалы: список всех вопросов темы, предлагаемых для повторения и закрепления, копия вопросов для домашнего повторения, карточки практических заданий.



6.Орфограммы суффиксов (3 часа)

Урок- практикум. « Шпаргалка».

Цель:

  • повторить изученный учебный материал необычным способом;

  • развивать наблюдательность, творческие способности, познавательный интерес, учебный азарт;

  • закрепить навык опознавания орфограмм;

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся.


Материалы: бумага для составления шпаргалок, справочная литература, учебники, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки с практическими заданиями, тесты.



7.Орфограммы окончаний. (2 часа)

Урок – практикум. « Учебная эстафета».

Цель:

  • повторить учебный материал;

  • закрепить навыки и умения определения орфограмм;

  • способствовать закреплению основных правил общения в классе на уроке.


Материалы: подготовленные вопросы по темам, схемы и таблицы , дополнительный дидактический материал.



8.Слитно-дефисно-раздельные написания. (3 часа)

Урок – практикум. «Спрашивайте – отвечаем».

Цель:

  • совершенствовать навыки определения орфограмм,

  • тренировать учащихся в постановке вопросов и умении отвечать на них, практически использовать полученные знания;

  • укреплять уверенность в своих силах, умениях и знаниях.


Материалы: учебники, справочный материал, схемы, таблицы,

самостоятельный подбор учебного материала и вопросов, практические задания, карточки для групп, тесты для промежуточного контроля




9.Прописные – строчные буквы (1 час)

Урок – практикум. «Информационный рынок».

Цель:

  • выработать автоматизм определения написания;

  • дать возможность учащимся проявить не только предметную компетенцию, но и коммуникативную компетентность.


Материалы: карточки для представления тем, словари, дидактический материал, справочная литература.


10. Итоговая контрольная работа (1 час)

Урок контроля знаний и умений.


Цель:

  • проверить умения учащихся замечать орфограммы, классифицировать и дифференцировать их, владеть правилом как способом действия.




Рекомендуемая литература

Для учителей

Иванова В.Ф. принципы русской орфографии. – Л.,1977.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-нД, 2005.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2000.

Львова С.И. работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Метод.рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М., 2004.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М. 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.,2003.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. Игровые задания. – М., 2005.

Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе.- М.,2005.


Для учеников

Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.

Львова С.И. Там, где кончается слово… ( О слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. – М., 1964.

Словари

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. –4-е изд. – М., 1999.

  2. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.

  3. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника).- М., 1984.

  4. Тихонов А.Н. Морфемно — орфографический словарь. – М., 2002.




Свежие документы:  Тесты по физической культуре для 9 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: