Лекция по литературе в 9 классе «Классицизм как ведущее направление в литературе XVIII века»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

г. Киров Калужской области










Лекция по литературе в 9 классе «Классицизм как ведущее направление в литературе XVIII века».
















Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Блохина Елена Викторовна


















Классицизм как ведущее направление в литературе XVIII века


Русская поэзия XVIII века была одушевлена

пафосом эпохи – пафосом созидания.

О.А. Проскурин


1 января 1700 г. по указу Петра I неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.

А.Н. Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны – «мудрым». Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества – с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России – с другой.

Основным литературным направлением XVIII – начала XIX в. , одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.

Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.

Главная задача классицизма — создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства – долгу.

Черты:

    • культ разума;

    • художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

    • строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

    • жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

    • человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

    • идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;

    • подчеркивается объективность повествования;

    • активное обращение к общественной, гражданской проблематике;

    • строгая иерархия жанров:

а) высокие

В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи.

Трагедия, эпопея, ода.

б) низкие

В них осваивается повседневная жизнь обычных людей.

Комедия, сатира, басня.

Смешение высокого и низкого не допускается. Ведущий жанр – трагедия.

В драматургии господствовало требование трех единств:

    • места (должно было быть одно место действия);

    • времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);

    • действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).

Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега.

Русский классицизм пережил три периода:

    1. 30-50 –е гг. XVIII в.

Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и

науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С. Пушкина.

    1. 60-е гг. – конец XVIII в.

На первый план выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.

    1. конец XVIII в. – начало XIX в.

Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.

Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность, сатирическая направленность (активное развитие низких жанров), преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина и др.), преимущественное развитие жанров оды (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин) и поэмы (М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский).

Литературные формы



Эпос

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.


Басня – короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением.


Идиллия – практически не развивалась.



М.М. Херасков «Чесменский бой»,

В.К. Тредиаковский «Феоптия»



Басни А.П. Сумарокова,

И.Н. Хемницера,

И.Н. Дмитриева

Лирика

Ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.


Сатира – обличительный жанр лирики.


Оды М.В. Ломоносова,

Г.Р. Державина



А.Д. Кантемир,

Г.Р. Державин









Драма

Трагедия – драматургический жанр, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал (действующие лица – герои).

Наиболее характерный конфликт для классицизма – конфликт долга и чести. Героический пафос.


Комедия – произведение, противопоставленное трагедии: в нем действуют представители низших сословий; характеры, ситуации и действия представляются в смешной форме; предопределен счастливый финал.


Комическая опера – основана на смешном недоразумении.



А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»,

Я.Б. Княжнин «Вадим»








Д.Н. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»


Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге – дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова.


Особенности русской оды


Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.

Поэт – носитель общенационального сознания, выразитель мыслей и чувств эпохи.

Лирический беспорядок — похвалы определенному лицу, нравоучительные рассуждения, предсказания, исторические и мифологические образы, обращение поэта к природе, музам.

Ода напоминала ораторскую речь.

Построение:

  1. Приступ (введение темы)

  2. Рассуждение, где тема развивалась с помощью примеров-образов

  3. Краткое, но эмоциональное заключение.

Доводы в пользу главной мысли располагались так, чтобы сильные были впереди, которые послабее – в середине, а самые сильные в конце.

В оде соединялись два мотива: 1) похвала «лицу», в котором автор видел национального

героя;

2) авторское рассуждение.

Главной в оде оставалась личность поэта, с его отношением к общим вопросам современной жизни, с его раздумьями о судьбах наций и страны. Описание самого события допускалось лишь как вспомогательный элемент.

Создавались по случаю каких-либо знаменательных событий, в первую очередь военных побед. (Пример «Ода на взятие Хотина»).

Методические рекомендации при изучении «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года»


Вступление.

Ода начинается с прославления «возлюбленной тишины», являющейся у Ломоносова синонимом к «золотому миру».

— Как показан мир во вступлении?

«Возлюбленная тишина».

«Блаженство сёл».

«Градов ограда».

«Коль ты полезна и красна!»

За мир Ломоносов хвалит Елисавету.

I – VI строфы

Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды. Она в утверждении «пользы наук», в необходимости для Российского просвещения. Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды.


Тематически ода распадается на несколько частей.

Петр Iизлюбленный герой автора. Он прославляет дела Петра I, направленные на благо страны.

VIIXI строфы

Первым, кто «призывает» божественные науки на русскую землю, был Петр I. Ему посвящает поэт несколько строф, изображая национальным героем, прославившим Россию победами на суше и на море.

В полях кровавый Марс страшился.

Свой меч в Петровых зря руках, …

— Как называет Ломоносов Петра I? («Человек, каков неслыхан был от века»).

— Какие мифологические герои введены в строфы, посвященные Петру I?

— Почему Марс? Нептун?

— Как Ломоносов говорит о распространении науки Петром I?

— Какой использует прием, говоря о науке?

(метафора – «В Россию простирали руки…»)

— За что Ломоносов называет Петра I «бессмертия достойный муж»?

Елизавета – продолжательница великих дел отца, у Ломоносова покровительница просвещения и наук.


XIIXIV строфы

В Елизавете, которой посвящена ода, поэт хочет видеть преемницу дел ее великого отца.

— С каким призывом обращается Ломоносов к Елизавете? (Направить щедроты на процветание своей державы, поощрить развитие наук:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки…)

Россия.

Дается величественная картина страны, огромной и обладающей великими природными ресурсами.


XVXXI строфы

— Как показаны богатства России?

Безграничны просторы России, разнообразен ее климат, несметны богатства. И всюду скрыты сокровища, «какими хвалится Индия»

Все богатства нужно обратить на пользу народа – это задача науки и ученых.

— Какие мифологические боги названы?

— Почему Плутон? Минерва?

— Найти метафоры.

Наука.

Освоение недр требует «искусства утвержденных рук». Только появление образованных людей может привести Россию к процветанию и богатству. Призыв к российской молодежи показать своими трудами, что русский народ богат талантами.

XXII строфа

— С каким советом обращается автор к русским ученым?

— Какие имена ученых называет Ломоносов?

— Докажите, что Ломоносов утверждает: русский народ талантлив.

— Найдите слова высокого штиля?

(благословенны, ободренны, раченьем).

Гимн науке.

Выражает взгляд Ломоносова на науку и ее место в жизни человека.

XXIII строфа.

Это отношение к науке Ломоносов сохранит до конца жизни. Уже будучи больным, он продолжает «заботиться об отправке за границу русских студентов, окончивших университетский курс». Ему принадлежит разработка устава Московского университета, принимавшего в число студентов не только детей дворян, но и сыновей свободных от крепостной неволи крестьян.

Заключение.

Восхищение тишиной, мирной жизнью.


XXIV строфа.



Какова главная тема оды?

Как это показано через 2 мотива?

Какие методы «лирического беспорядка» использует Ломоносов?

Как строится ода?

Две основных проблемы оды:





Какая задача стоит перед просвещенным Какую задачу ставит Отечество

монархом? перед передовыми людьми?

Внешняя – внутренняя политика носит Служение Отечеству, учение.

гуманный аспект; укреплять авторитет,

экономику, науку.


Ода – гимн Родине, миру, науке.











Литература



  1. Леонов С. А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

  2. Крупчанова, Л. М. Введение в литературоведение: учеб. для вузов. — М. : ОНИКС, 2007.

  3. П. А. История русской литературы XVIII века: учеб. для ун-тов. — М. : Высшая школа, 1991.

  4. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., Просвещение, 1972.

  5. Г. И. Беленький “Изучение теории литературы в средней школе”. М., 1983 г.

  6. Г. Н. Поспелов “Теория литературы в школьном изучении”

  7. М. Мещерякова. “Литература в таблицах и схемах”. “Айрис — пресс”, 2000 г.

  8. И. В. Золотарева “Поурочные разработки по русской литературе 9 класс. М. “Вако”,2002 г.

  9. В. Г. Маранцман “Литература 9” М. “Просвещение” 1994 г.

  10. И. И. Аркин “Уроки литературы в 9 классе” М. “Просвещение” 2001 г.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «В гости к сказке»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: