Конспект открытого урока биологии в 6 классе «Движение в живой природе»




МОУ ООШ с. Озерки Духовницкого района

Саратовской области



















Конспект открытого урока биологии в 6 классе

«Движение в живой природе»



















Подготовила и провела: учитель биологии

Мурашова Наталья Сергеевна















с. Озерки 2013 год





Тема урока: « Движение в живой природе»



Цели урока: познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.

Задачи урока:

Обучающие:

Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни; о взаимосвязи организма с окружающей средой.

Развивающие:

Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к животным.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе», таблицы по зоологии, кинофрагмент «Различные способы движений у беспозвоночных животных», кинофрагмент о способах передвижения в воде.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно — поисковый.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Средства обучения: компьютер, дидактический материал,

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) о типах, способах и видах движения животных.

2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;

3) знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;

4) развивают умение наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты наблюдения, делать выводы.



Хронометраж урока.

I.Организационный момент (1 мин.)

II. Постановка цели и задач урока (1мин.)

III. Актуализация знаний (1 мин.)

IV. Изучение нового материала.

1.Постановка познавательной задачи.(1 мин.)

2. Решение познавательной задачи

1) Беседа с элементами рассказа. (3мин.)

2) Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.(2 мин.)

3) Демонстрация видеофрагмента о простейших.(5 мин.)

4)Виды локомоций простейших.(1 мин.)

5) Локомоция дождевого червя. (5 мин.)

6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента. (7 мин.)

7)Движение в наземно – воздушной среде.(7 мин.)

V. Обобщение. ( 2мин.)

VI. Закрепление. (7мин.)

VII. Задания на дом. (2 мин.)



Тема урока «Движение в живой природе».



I.Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Слайды: №1, №2

III. Актуализация знаний.

  • Какие признаки живого вы знаете?

  • Что такое движение?

  • Какое значение имеет движение для живых организмов?

IV. Изучение нового материала.

  1. Постановка познавательной задачи.

Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизнедеятельности организма? В чем особенности движений животных? Слайд №3



  1. Решение познавательной задачи.

  1. Беседа с элементами рассказа.

Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма.

Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией.

(От лат. locus – место, motio – движение). Слайд № 4.

Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном.

Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных. Слайд № 5.

У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу. Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных? Слайд № 6.

  1. Создание проблемной ситуации. Выдвижение гапотез.

Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц? Выдвижение гипотез.

  1. Демонстрация видеофильма о простейших. Сравнение способов передвижения у одноклеточных организмов:

  • Движение с помощью ложноножек ( амеба обыкновенная)

  • Движение с помощью жгутика (эвглена зеленая)

  • Ресничное движение на примере инфузории — туфельки

Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.

4) Виды локомоций Простейших. Слайд №7.

5) Локомоция дождевого червя.

Актуализация личного опыта учащихся.

(Рассмотреть рис. и прочитать текст учебника на стр.104). Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?

Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью. Слайд № 8.

6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента.

Постановка познавательной задачи.

Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Демонстрация видеофрагмента о способах движения в воде, таблиц с изображением водных млекопитающих, моллюсков, медуз.

Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 106 – 107 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.

  • Какие животные занимают водную среду обитания?

  • По каким признакам легко узнать этих животных?

  • Какие органы передвижения есть у рыб? Дельфинов? Китов?

  • Как передвигаются медузы и осьминоги?

Слайды №9 – 12.

Сообщение о «рекордах» движения у водных животных, слайд №13.

Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.

  • Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств:

  • Плавников

  • Видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт).

  • Реактивного способа движения (выталкивания воды из тела).

  • Волнообразного изгибания тела.

Слайд № 11-12.

7) Движение в наземно – воздушной среде. Слайды №14 – 17

Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.

Вопрос:

Какими способами могут передвигаться данные животные?

  • Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.

  • Крыло птицы – это видоизмененная передняя конечность.

Работа с рисунками на стр. 108 – 109.

Ученики называют приспособления к полету. Слайд № 16.



Таблицы с изображением наземных животных.

Вопрос:

Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?

Работа с рис. на стр. 110 – 111. Слайды № 18 — 22

  • Большинство позвоночных и членистоногих животных – это «ходильные животные», при ходьбе они опираются на конечности – ноги.

  • Разнообразное строение конечностей у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих. Слайды № 20 -22

Обобщение. Ученики называют способы движения по твердой поверхности.

Слайд № 18.

V. Обобщение.

Движение – это проявление жизни. Животные способны к активным перемещениям. По способу движения животные отличаются большим разнообразием:

Слайды №21-23.

летающие

бегающие





животные жживотные животные

ходящие

прыгающие



ползающие

плавающие









VI. Закрепление.



Слайд № 24. Давайте обсудим…





Тест.

Какие утверждения верны?



1 вариант

1.Инфузории передвигаются с помощью ложноножек.

2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела.

3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон.

4.Человек – пальцеходящее животное.

5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги.

2 вариант

1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек.

2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения.

3. Китообразные передвигаются с помощью ласт.

4.Крыло птицы – это видоизмененная конечность.

5.Медведь – стопоходящее животное.


Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание. Изучить главу 16, стр. 103 – 111, подготовить сообщения о животных – рекордсменах на скорость движения. С какой целью ученые изучают кожу дельфинов? (найти ответ).



Литература.

1. Н. И. Сонин. Биология 6 класс. Москва «Дрофа» 2008 г.

2. Г. П. Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль.2002 г.

3. Л. Д. Парфилова, И. А. Шмарина. Тематическое планирование по биологии.

6 класс. Москва 2006 г.

4. А. Г. Резанов. Зоология в таблицах, рисунках, схемах. 7 – 8.Москва. 2000г.







Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "ткани растений"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: