Конспект урока биологии для 6 класса «Строение цветка»



Общеобразовательная средняя школа-гимназия № 2











Разработка

Открытого урока по биологии 6 класс

«Строение цветка»






учитель химии и биологии

Кротова Е.Е.



















г. Актобе, 2014г.


Кротова Е.Е.

Учитель биологии ОСШГ №2

г. Актобе



Урок «Строение цветка».

(слайд презентации №1)


Цель урока: расширить знания о строении покрытосеменных растениях. (слайд презентации №2)

 

Образовательные задачи: (слайд презентации №3)

1.     Изучить особенности строения цветка

2.     Показать связь строения цветка с выполняемой функцией

3.     Сформировать у обучающихся новые знания о строении растений

Развивающие задачи:

1.     Развивать образное логическое мышление

2.     Развивать познавательные способности и интересы обучающихся

3.     Развивать понятие о цветке как о видоизмененном побеге

Воспитательные задачи:

1.     Показать, что покрытосеменные растения проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего в области генеративных органов, используя скрытые возможности в пределах уже существующих структур вегетативного тела.

2.     Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.

 

Оборудование: лабораторное оборудование, мультимедийный проектор, презентация урока на тему «Строение цветка», таблицы «Строение цветка»

 

Ход урока:

 

1.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день, ребята! И добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!


2.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока.

А тема нашего урока зашифрована биологическими терминами. Давайте попробуем ее расшифровать.

  • Ц- (цитоплазма)

  • В- (вакуоль)

  • Е- (вид отбора)

  • Т- (теплокровные животные)

  • О- (организм)

  • К- (камбий)

  • Правильный ответ- ЦВЕТОК

Совершенно верно, тема урока «Цветок»

(слайд презентации № 4)

 

Сегодня на уроке вы узнает о строении цветка, научитесь составлять формулу цветка, выполните лабораторную работу.

 

4.     ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Строение цветка

Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

(слайд презентации № 5)

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.

(слайд презентации № 6)

Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльце. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

(слайд презентации № 6)

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

(слайд презентации № 6)

Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. У яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.

(слайд презентации № 7)

Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.

Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.

У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые. Такой околоцветник называют простым.

Цветки ивы (рисунок 48 страница учебника 79) не имеют околоцветника.

(слайд презентации № 8)

Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей).

(слайд презентации № 9)

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки (рисунок 48 страница учебника 79). Такие цветки называют раздельнополыми.

(слайд презентации № 10)

Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок 48 страница учебника 79), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

 (слайд презентации № 11)


2) Формула цветка

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* — правильный цветок,

— пестичные (женские) цветки,

— тычиночные (мужские) цветки,

— обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

— число частей цветка больше 12.

Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.

Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.

 

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

(слайд презентации № 12)

1) Лабораторная работа «Строение цветка»

С целью закрепления знаний о строении цветка проведем лабораторную работу.

(слайд презентации № 13)

Ход работы:

1.     Рассмотреть в учебнике строение цветка (страница 74, рисунок 42)

2.     Зарисовать рисунок в тетрадь. Подписать все части цветка.

3.     На муляже цветка найти: венчик, лепестки, чашелистики, цветоложе, чашечку, цветоножку. Обратить внимание на то, что цветоложе и чашелистики образуют чашечку, а лепестки образуют венчик.

4.     Подсчитать количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; составить формулу цветка и заполнить таблицу:

 

Название растения

Количество чашелистиков

Количество лепестков

Количество тычинок

Количество пестиков

Формула цветка

 

 

 

 

 

 

 

2) Анаграммы «Цветок»

(слайд презентации № 14)

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка и дайте им определение.

1.     Вязазь – завязь (часть пестика)

2.     Л-п-ст-к – лепесток (внутренние листочки околоцветника)

3.     Чеклиток – листочек (видоизмененный лист)

4.     Ц—т-н—к- — цветоножка (стебелек на котором сидит цветок)

5.     Кстоибл – столбик (часть пестика)

6.     Жетоцвлое – цветоложе (верхняя расширенная часть цветоножки)

7.     Ч-ш-л-ст-к – чашелистик (наружные листочки околоцветника)

8.     Лькинпы – пыльник (часть тычинки)

9.     Т-ч-н— — тычинки (главные органы цветка)

10.    Китпес – пестик (главный орган цветка)

11.    О—л-цв-тн-к – околоцветник (окружает главные органы цветка)

12.   Кичвен – венчик (группа лепестков вместе)

 

3) Загадка: (слайд презентации № 15)

Есть чашка,

Да не разобьешь,

Есть венок,

Да не разовьешь,

Есть тычинки,

Да очень хрупки,

Есть пестик,

Да без ступки.

И все это вместе

Да на своем месте.

(Строение цветка)

 

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(слайд презентации № 16)

1)    Учебник параграф 22

2)    Оформление лабораторной работы №

3)    Ответить на вопросы:

— Почему проливные дожди над садом весной могут быть причиной неурожая?

— Как вы думаете, почему цветы, опыляемые насекомыми, обладают более яркими расцветками, большим количеством лепестков?

— Почему цветки, опыляемые ветром мельче, чем цветки, опыляемые животными?

 

7. ИТОГИ УРОКА

(слайд презентации № 17)

1) Выставление оценок за урок

Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!

 






































https://edu.of.ru/images/1pix.gif

https://edu.of.ru/images/1pix.gif




Свежие документы:  "Возрождение русской песни" (внеклассное мероприятие) 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: