Урок биологии в 10 классе «Двумембранные органоиды клетки»




Урок биологии в 10 классе.


Сабақ тақырыбы: «Двумембранные органоиды клетки»


Мақсат: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию обучающихся при изучении строения и функций двумембранных органоидов клетки – митохондрий и пластид.


Задачи урока:


1. Образовательные:

— продолжить формирование знаний об органоидах эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);

— продолжить развитие умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;

— убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.



2. Развивающие:

— развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана, схем, таблиц;

— развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии.


3. Воспитательные:

— воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;

— содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.



Оборудование:

компьютер, презентация, дидактический материал для проверки знаний, рабочие листы, листы ответов, оборудование для проведения лабораторной работы №3.




Технологическая карта урока

Место урока в изучаемой теме: Раздел «Общая биологи», тема №3 «Строение и функции клетки», урок №6

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Прогнозируемые результаты

Приемы и методы деятельности

Синектическая часть

Первый этап

1.Организационный момент

Организация.

Оперативное включение учащихся в деятельность, создание благоприятной атмосферы.

Организация.

Восприятие слов учителя. Включение в коммуникацию.

Создание положительного эмоционального настроения.

Настрой класса на работу

Слово учителя.

2. Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.

Закрепление имеющихся знаний учащихся о немембранных и одномембранных органоидах клетки.

Быть внимательными, отвечать на поставленные вопросы. Работа с тестами (вариант №1,2).

Актуализация субъективного опыта учащихся.

Метод «Мозговой штурм».

Самостоятельная работа с тестами. Работа в листах ответов. Взаимопроверка.

Второй этап

3. Самостоятельное изучение темы.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Работа в парах с рабочими листами.

Должны выполнить все задания данные в рабочих листах.

Создание творческой среды. Взаимообучение в парах.

4. Совместный разбор с учителем заданий самостоятельной работы.

Организация работы со слайдами презентации.

Принять активное участие в обсуждении особенностей строения двумембранных органоидов клетки.

Умение логически правильно излагать свои мысли, умение сравнивать, выбирать главное.

Рефлексия самостоятельного изучения темы.

Часть, ориентированная на результат

5. Ориентирование на результат. Выполнение разноуровневых заданий.

Организация, координация, контроль.

Индивидуальная работа в листах ответов с разноуровневыми заданиями по изученной теме.

Выполнение всех заданий.

Разноуровневое обучение. Самооценка знаний.

Самоорганизация

6. Выводы по теме.

Сформулировать выводы по теме.

Анализ.

Выделить самое главное.

Написание вывода по изученной теме.

Словесный.

7. Итоги урока.

Оценить деятельность учащихся на уроке.

Оценить свою деятельность на уроке.

Подведение итогов учебной деятельности.

Самооценивание.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Права ребенка»

Ход урока

Синектическая часть.

Первый этап.

1. Организационный момент. Приветствие.

Название темы (слайд № 1)

Цель урока (слайд № 2)


2. Проверка знаний учащихся о строении клетки и изученных органоидах.

Фронтальный опрос:

— На какие две группы делятся все живые организмы на Земле?

— Какие организмы относятся к эукариотам, а какие к прокариотам?

Наука, изучающая клетку?

— Назовите основные части эукариотической клетки?

— Дайте определение понятию органоиды клетки.

— На какие две группы делятся все органоиды клетки?

— Какие органоиды относятся к немембранным органоидам клетки?

— Охарактеризуйте особенности строения и функции рибосом.

— Назовите основные особенности строения и функции клеточного центра.

— Что представляет вакуолярная система клетки, и какие органоиды к ней относятся?

— Строение и функции ЭПС.

-Строение и функции Аппарата Гольджи.

— Строение и функции лизосом.


Самостоятельная работа с тестами

(работа с тестами приложение №1, работа в листах ответов, приложение №2)

Взаимопроверка результатов (слайд № 3)

Второй этап.

3.Самостоятельное изучение темы:

Работа в парах по рабочим листам (приложение №3)

Используя рабочие листы, учащиеся самостоятельно изучают особенности строения двумембранных органоидов клетки: митохондрий и пластид. При выполнении данной работы используется дополнительный материал (Приложение № 4) , проводится лабораторная работа №3 «Пластиды».


4.Проводится проверка выполненной работы вместе с учителем

Слайд № 4 Строение митохондрий

Слайд № 5 Функции и размножение митохондрий

Слайд № 6 Строение хлоропластов

Слайд № 7 Функции и размножение хлоропластов

Слайд № 8 Сравнительная характеристика строения и функций двумембранных органоидов клетки

Слайд № 9 Типы пластид

Слайд № 10 Местонахождение пластид

Слайд № 11 Функции пластид


Часть, ориентированная на результат.


5. Выполнение разноуровневых заданий по изученной теме

(Приложение № 5)

Работа в листах ответов (Приложение №2)

1 уровень — 5 заданий, по одному баллу, работа каждого индивидуально, самопроверка (слайд № 12)

2 уровень – 4 задания по два балла, самопроверка (слайд № 12)

3 уровень – 3 три задания по три балла, самопроверка (слайд № 13)


6. Выводы по теме

(Слайд № 14)

7. Итоги урока, подсчет правильных ответов, перевод в оценку за урок.

(слайд № 15)

Домашнее задание (слайд № 16)


Ответы к тестам домашнего задания и разноуровневым заданиям по новой теме.

Домашнее задание:

Вариант 1.

Задание №1

1. А

2. D

3. D

4. А

5. D

6. А

Задание №2

Свежие документы:  Исследовательская работа для 2 класса "Психологическое здоровье"

В, Е, F

Вариант 2.

1. С

2. В

3. В

4. D

5. А

6. В

Задание №2

В, С, Е








Ответы на разноуровневые задания по новой теме.

1 уровень

1. Б

2. В

3. Б

4. Б

5. В


2 уровень

1. Тилакоиды гран

2. Кристы

3. В матриксе

4. В строме


3 уровень


1. Митохондрии называют «Силовыми станциями клетки» потому что , основная функция митохондрий –это синтез АТФ или синтез энергии необходимой для жизнедеятельности клетки.


2. Фотосинтез происходит в зеленых пластидах, хлоропластах, так как именно в них находится пигмент хлорофилл, который необходим для данного процесса.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ на свету в зеленых листьях, из углекислого газа и воды с выделением кислорода.


3. Митохондрии и пластиды называют «Полуавтономными» органоидами клетки, так как они имеют собственный генетический аппарат – ДНК, РНК, что позволяет им независимо от деления всей клетки делиться самим, так же они имеют собственный рибосомы, что позволяет им синтезировать белки.

Размножаются митохондрии и пластиды делением надвое.




Оценки:

«5» 90%-100%

«4» 70% — 80%

«3» 50% — 60%








Таблица №1

Сравнительная характеристика строения митохондрий и хлоропластов


Особенности строения и функции

Митохондрии

Пластиды

1. Количество мембран.


две

две

2. Наружная мембрана (какая?)


гладкая

гладкая

3. Внутренняя мембрана образует.


Кристы

граны

4. Внутренняя полужидкая среда органоида.


Матрикс

строма

5. Во внутренней среде расположены.


ДНК, РНК,

рибосомы

ДНК, РНК,

рибосомы

6. Функции


Синтез белков

Синтез АТФ

Кислородный этап клеточного дыхания

Синтез белков

Синтез АТФ

Фотосинтез

7. Размножение


Делением надвое

Делением надвое


Таблица №2

Типы пластид

Тип пластид

Окраска и форма

Местонахождение

Функции

Хромопласты

Красные, желтые, оранжевые имеют разную форму

Клетки листьев, плодов, лепестках цветов

Привлечение насекомых опылителей, привлечение животных- распространителей семян и плодов.

Хлоропласты

Зеленые, овальные

Листья растений

Фотосинтез.

Лейкопласты

Белые, округлой формы

Ткани половых клеток, семян, плодов, корней.

Синтез и накопление крахмала.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: