ГУЗ СО «Противотуберкулезный санаторий для детей»
Конспект занятия
по изобразительной деятельности
«Мастер карандаш в гостях у ребят»
Подготовила воспитатель
Захарова Ирина Валентиновна
г. Саратов, 2013
Цель: использовать сказочного персонажа Карандаша для создания игровой мотивации и эмоционального настроя; систематизировать знания детей о разных жанрах живописи: пейзаже, натюрморте, портрете; закрепить навыки смешивания красок и получения новых цветовых и оттенков в процессе работы над рисунком, знание цветов радуги и их расположение; развивать эстетическое восприятие, умение находить композиционное решение при составлении натюрморта; обогащать словарь художественными терминами; прививать любовь к прекрасному.
Материал: листы бумаги (А4), карандаши простые, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти, палитры, баночки с водой, салфетки. Для создания натюрморта: однотонная ткань нескольких цветов (150*200 мм), ваза, кувшин, чайник, цветы, муляжи фруктов. Схемы цветных примеров, два набора «Собери радугу», ярко оформленная волшебная папка с репродукциями художников в разных жанрах.
Предварительная работа: рассматривание репродукций художников, беседа «Как художник составляет натюрморт»
Ход занятия.
Под веселую музыку дети цепочкой входят в зал и встают в кружок.
Появляется педагог в костюме Карандаша.
Карандаш: Здравствуйте, юные художники.
Я — веселый карандаш!
Я — ваш друг, помощник ваш!
И я очень-очень рад,
Что попал в ваш санаторий!
Чтоб красиво рисовать,
Нужно очень много знать.
Проведу я состязание,
Чтоб проверить ваши знания.
Вы готовы показать,
Все что знаете на пять?
Дети: да!
Карандаш: Предлагаю начать
И загадок разгадать.
В снежном поле по дороге
Мчится конь одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(карандаш)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(кисточка и краски)
Чтобы линию стереть ,
Нужно мною потереть.
(Ластик)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю,
Где была пустота, там глядишь — красота!
(цветные карандаши)
Это кошка, это дом, нарисую все в… (альбом)
Карандаш: Молодцы, ребята! Все эти предметы необходимы художнику. Но есть еще один важный предмет ,с помощью которого художник может найти нужный цвет или оттенок.
Дети: Это палитра.
Карандаш: Правильно! И сейчас посмотрим, можете ли вы пользоваться палитрой. Будем решать цветные примеры.
Два ребенка выходят к доске на которых прикреплены карточки с изображением цветных примеров и находят правильный ответ.
Карандаш: Итак, я вижу, что работа с палитрой вам знакома. Хорошо! А теперь я хочу вам показать волшебную папку с картинами (папка открывается, картины падают). Ой, кажется я все перепутал!
Где пейзажи, а где портрет?
Кто подскажет мне ответ?
Трое детей отбирают картины по жанрам: пейзаж, портрет, натюрморт. Звучит песня о картинах (муз. Гладковой, сл. А. Кушнера)
Карандаш: спасибо вам, ребята! Вы настоящие помощники. А теперь ответьте на вопрос: что необходимо художнику, чтобы составить натюрморт?
Дети: Ткань, посуда, цветы, фрукты.
Карандаш: Правильно. именно натюрморт может удивить нас буйством красных предметов и красок.
Прошу нескольких детей составить натюрморт из необходимых атрибутов, находят композиционное и цветовое решение.
Карандаш: Вот и готовы наши натюрморты! Можно взять деревянную рамку и представить как будет выглядеть картина. Скажите, мои юные художники сколько цветов у радуги?
Дети: Семь
Карандаш: Есть у меня одна чудесная коробка, в которой живет радуга. Все цвета перепутались, и вам предстоит расположить их по порядку. Прошу 1-2 детей составить радугу. Читаю отрывок стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга».
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем —
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву
Карандаш: Теперь я убедилась, что вы много знаете и умеете, а значит, сможете выполнить мое главное задание — нарисовать пейзаж, натюрморт и портрет. Я хочу подарить вам краски радуги, на которых есть задание.
Карандаш раздает детям разноцветные кружки — значки с обратной стороны изобретены: дерево — пейзаж, яблоко — натюрморт, Карандаш — портрет. Дети садятся за столы с соответствующими значками и начинают рисовать.
Пейзаж — изображение любого времени года (использование схем, отражающих основные признаки времен года) — дети выполняют гуашью
Натюрморт — изображение постановочного или воображаемого — исполняется акварелью.
Портрет — образ мастера Карандаша — дети создают восковыми мелками
Карандаш: Дети, я рад, что вы справились со всеми заданиями, и хочу наградить вас значком «Юный художник». Но ,чтобы стать настоящим художником, нужно много учиться, любить все прекрасное, что нас окружает.
Успехов вам, ребята!
Список используемой литературы:
1. Стихотворение С. Маршака «Радуга-дуга».
2. Е. В. Краснушкин, Изобразительное искусство для дошкольников/Издательство «Мозаика-Синтез», М. — 2013
3. Н.В. Шайдурова. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста/Творческий Центр «Сфера», М. -2008