Олимпиада по географии для учащихся 8 класса













Олимпиада по географии для учащихся 8 класса


(районный уровень)








Разработал: учитель географии

Остапенко В.В.



















Белгород


Пояснительная записка


Районная олимпиада по географии проводится среди учащихся 8-х классов из числа победителей школьных олимпиад и является вторым этапом в рамках проведения олимпиад среди школьников России.

Цели олимпиады: стимулирование интереса учащихся к географии; выявление и поддержка одаренных школьников; активизация творческих способностей учащихся; популяризация географии как науки и школьного предмета.

В ходе олимпиады учащиеся выполняют задания на проверку знаний географической карты, программного материала по географии для 6-8 классов, демонстрируют умения определять причинно-следственные связи, сопоставлять географические объекты, решают проблемные задачи, применяют творческий подход к их решению и др.

Олимпиада состоит из теоретического тура, включающего 5 заданий.

Первое задание состоит из 9 различных типов тестовых заданий. К первому тестовому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Во втором необходимо выбрать три из шести ответов. В третьем найти соответствие. В четвертом установить последовательность. Пятое задание альтернативных ответов. В шестом нужно найти неверную информацию. В седьмом исключить “лишнее”, в восьмом дополнить предложение, в девятом предложить свои варианты ответов.

Второе задание географо-математическое.

Третье задание творческое.

Четвертое задание комплексное.

Пятое задание построено на краеведческом материале.

На выполнение заданий отводится 3 часа (180 мин.).

Использовать для ответа школьные атласы и любые другие справочные пособия нежелательно.

За выполнение различных по сложности заданий дается от двух до десяти баллов. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальный балл за все задания – 25 баллов.

















Задания олимпиады.


Задание 1. Выполни тест.


1. Какому направлению соответствует направление А – В на карте Европейской части России? Выбери один правильный ответ из четырех и обведи его номер.


1) север

2) северо-восток

3) восток

4) юго-восток



2. Какие из перечисленных стран граничат с Россией по суше. Обведи номера, под которыми они указаны.


1) Болгария

2) Грузия

3) Турция

4) Япония

5) Финляндия

6) Норвегия

3. Установи соответствие между горами и их высшими точками:

Горы Высшие точки гор

1)Кавказ а) Победа

2) Алтай б) Белуха

3) Восточный Саян в)Эльбрус

4) Хребет Черского г)Мунку-Сардык

5) Урал д) Народная

6) Хребет Сунтар-Хаята е) Мус-Хая


Результат запиши в таблицу:


1)

2)

3)

4)

5)

6)








4. Расставь последовательно эры геологической истории начиная с самой древней.

Свежие документы:  "Экология материков и океанов" 7 класс
  1. мезозойская

  2. кайнозойская

  3. палеозойская

  4. архейская

  5. протерозойская


Запиши в таблицу номера получившейся последовательности:








5. Все ли приведенные утверждения верны для России? Если «да»- обведи номер ответа, если «нет» — оставь без изменения.


1) Озёра южных районов России имеют солоноватую воду.

2) Все подземные воды горных районов России – минеральные, а равнинные – пресные.

3) Термальные подземные воды сосредоточены только на Камчатке.

4) Горные ледники распространены на Кавказе, Алтае, Камчатке.

5) 60% территории России занято многолетней мерзлотой.

6) Обеспеченность России ресурсами речного стока на единицу площади в 2 раза выше среднемировой.

7) Озеро Баскунчак соленое.



6. Выбери вариант, где неверно указаны причинно-следственные связи. Обведите номер выбранного варианта.


1) создание полезащитных лесополос – уменьшение почвенной эрозии;

2) орошение почв – предотвращение засоления земель;

3) осушение земель – понижение уровня грунтовых вод;

4) снегозадержание – увеличение обеспеченности влагой пахотных земель.


7. Укажи “лишнее” животное в каждом перечне:

1) северный олень, песец, белая куропатка, соболь, лемминг;

2) рысь, суслик, медведь, лисица, тетерев;

3) косуля, жаворонок, хомяк, стрепет, мышь-полевка;

4) джейран, змея, ящерица, тушканчик, дрофа.


Ответ запиши в таблицу:


1)

2)

3)

4)







8. Продолжи предложение:


Охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма называются__________________________________________________________________.














9. Оцени, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Ответ обоснуй.




10 баллов


Задание 2.


Владимир из Москвы хочет поздравить Сергея, находящегося в Иркутске (VII часовой пояс), с наступлением Нового Года ровно в полночь по времени Иркутска. Определите, во сколько часов по московскому времени должен позвонить Владимир. Ответ запишите цифрами.

Ответ_____________________ ч.

2 балла


Задание 3.


Прочитайте фрагмент газетной статьи. «В 2008 году начато строительство нового нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” (ВСТО). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал возражали ученые-экологи, которые говорили о неизбежности экологической катастрофы в случае аварии на будущем нефтепроводе. Под их влиянием было принято решение об изменении трассы трубопровода».

Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежности, в этом случае, загрязнения вод озера Байкал? Укажите две особенности.



4 балла

Задание 4.


Руководствуясь инструкцией Петра I «искать где оная (Азия) сошлась с Америкой» и как далеко простирается на восток Российская держава, в 1725-1730 г.г. была совершена первая Камчатская экспедиция под руководством двух великих русских мореплавателей.

Ниже даны формулировки определений или географических названий. Выпиши их значения в тетради и по первым буквам сложи фамилию одного из руководителей экспедиции. Какой географический объект был назван в его честь? Назови фамилию второго руководителя этой экспедиции и зашифруй её аналогично тому, как это дано в задании для его начала, т.е. предложи географические термины или названия, сложив первые буквы которых, можно прочитать фамилию второго мореплавателя. Обязательно поясни значения предложенных терминов и названий. Учти, что термины и названия не должны повторяться.

— Прибор для измерения атмосферного давления.

— Часть света.

— Деление территории на крупные районы.

— Одна из Мировых религий.

— Хозяйство, производящее абсолютно всё необходимое для жизни.

— Линия, определяющая пределы государственной территории.

7 баллов




Задание 5.


«… кедр корейский, абрикос маньчжурский, лиственница сибирская, вишня японская, груша уссурийская, акация австралийская, орех грецкий, рябина шведская, туя западная, бузина канадская».

Где на территории Белгородской области можно встретить все эти растения?


2 балла





















Ответы и система оценки


Задание 1. 1. — 2; 2.- 2,5,6; 3.- 1)- в, 2)-б, 3)-г, 4) -а, 5)-д, 6)-е; 4. — 4,5,3,1,2; 5. – 1, 4, 5,7; 6. -2; 7. — 1)- соболь, 2) – суслик, 3) – косуля, 4) – дрофа; 8. — национальные парки; 9. — 1) 1) как наиболее подходящий назван участок 2; 2) в ответе говорится, что территория участка 2 сухая, незаболоченная ИЛИ что участок 1 расположен на заболоченной местности;3) в ответе говорится, что территория участка 2 имеет ровную,

практически горизонтальную поверхность ИЛИ что территория участка 3 неровная


Указания к оцениванию 1-8 тестового задания: при безошибочном ответе за каждое задание – по 1 баллу.

Указания к оцениванию 9 тестового задания


Ответ включает все три названных выше элемента

2

Ответ включает два (1-й и 2-й или 1-й и 3-й) из названных выше элементов

1

Ответ включает один (любой) из названных выше элементов

ИЛИ

все вышеперечисленные элементы отсутствуют

0

Максимальный балл

2

Максимальный балл за тест: 10 баллов

Задание 2. 19 ч. (2 балла)

Задание 3. (4 балла)

Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе указаны следующие особенности:
1) высокая сейсмическая активность территории
2) эта территория относится к водосборному бассейну озера Байкал
ИЛИ
трасса нефтепровода пересекает реки, впадающие в Байкал

 

Указания к оцениванию

 

Ответ включает полностью оба названных выше элемента

4

Ответ включает один (любой) из названных выше элементов

2

Все вышеперечисленные элементы отсутствуют

Максимальный балл

4


Задание 4. БЕРИНГ ( Барометр, Евразия, Районирование, Ислам, Натуральное, Граница); Берингов пролив; ЧИРИКОВ. (7 баллов)



Задание 5. В полуэктовском дендропарке и дендропарке участка «Лес – на Ворскле» заповедника “Белогорье” в Борисовском районе. (2 балла).










Список литературы


  1. Жижина, Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс/ Е.А.Жижина. — М.: ВАКО, 2004. — 352 с.

  2. Кошевой, В.А. География. Тесты. 8-9 кл./В.А.Кошевой, А.А.Лобжанидзе. — М.: Дрофа, 2002. — 224 с.

  3. Марченко, Н.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ Н.А.Марченко, В.А.Низовцев. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 304 с.

  4. Чичерина, О.В. География: 8 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ О.В.Чичерина, Ю.А. Соловьева. — М.: Эксмо, 2009. — 128 с.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: