Конспект урока по Информатике «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан




Открытый урок по информатике


5 класс























Выполнила: Бобкова Татьяна Евгеньевна

учитель информатики





Кумертау, 2013г.

Урок информатики и ИКТ в 5 классе по теме

«Действия с информацией. Хранение информации»


Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации 

Цели урока: 

— определить действия, производимые с информацией;

— развивать коммуникативные навыки;

— воспитывать культуру взаимодействия в группах. 

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; какие действия можно выполнять с информацией;

  • метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

  • личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки;

4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • информация;

  • действия с информацией;

  • хранение информации;

  • память:

  • память человечества;

  • память человека;

  • оперативная (внутренняя) память;

  • долговременная (внешняя) память;

  • носитель информации;

  • файл;

  • папка.

Оснащение урока:  мультимедийный проектор; основа цветка, набор лепестков-конусов пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и черного; слайдовая презентация «Хранение информации» (Приложение 1: pril_1.ppt); разрезной материал с действиями с информацией и примерами (Приложение 2: pril_2.doc); таблички с метками: «Оперативная память» и «Долговременная память», примеры с действиями по хранению информации (Приложение 3: pril_3.doc); разрезной материал с изображением объектов и их названиями (Приложение 4: pril_4.doc); фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп. 

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Хранение информации»;

2) презентация «Носители информации»;

3) презентация «Хранение информации: история и современность»;

4) плакат «Хранение информации»;

5) плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР


ХОД УРОКА


I. Инициация. Время проведения – 3 минуты. 

Метод «Цветное настроение» 

Цель: Контроль эмоционального фона класса. 

Материалы: основа цветка, набор лепестков-конусов пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и черного. 

Проведение: 
УЧИТЕЛЬ: — Я рад приветствовать вас на уроке. У меня хорошее настроение и хотелось, чтобы и вы поделились своим. Выберите из имеющихся лепестков лепестки того цвета, который больше всего отражает ваше настроение и вставьте его в основу цветка.
 

УЧЕНИКИ выбирают лепестки и вставляют в основу. 

УЧИТЕЛЬ фиксирует эмоциональный фон класса. 


II. Вхождение в тему. Время проведения – 6 минут. 

УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ проводят анализ проверочной работы предыдущего урока. 
УЧИТЕЛЬ: — Сегодня мы вернемся к понятию «информация». Тема нашего урока «Действия с информацией. Хранение информации».
 


III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 3 минуты. 

Метод «Полилог» 

Цель: Заинтересовать учащихся содержанием темы урока. 

Участники: Все ученики. 

Проведение: 
УЧИТЕЛЬ: — Скажите, знаете ли вы, как жили наши предки?
 

УЧЕНИКИ: — Да. 

УЧИТЕЛЬ: — А откуда вы об этом узнали? 

УЧЕНИКИ: — Из уроков истории, из учебников. 

УЧИТЕЛЬ: — А откуда узнали, как жили наши предки, те люди, которые создали эти учебники? 

УЧЕНИКИ: — Из древних рукописей, рисунков, раскопок. 

В результате полилога устанавливается важность таких действий с информацией, как получение и хранение. 


IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 9 минут. 

УЧИТЕЛЬ: — Есть еще не менее важные действия с информацией. 

Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию. 
Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку.
 

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку – всё это примеры обработки информации. 

Потребность человека выразить, передать имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства. 
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, обработкой и хранением информации.
 

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной. 

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров. 
Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.
 
В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и так далее).
 

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот. 

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны широко применяются для записи и воспроизведения звуковой информации. 

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию. 

Метод «Комментирование» 

Цель: Развивать коммуникативные навыки. 

Участники: Все ученики. 

Время проведения: 4 минуты. 

Материалы: слайдовая презентация «Хранение информации» (Приложение 1). 
Проведение: 
УЧЕНИКИ комментируют слайды презентации. Обсуждение.
 


V. Проработка содержания темы. Время проведения – 15 минут. 
Метод «Блицтурнир» 

Цель: Закрепить изученный материал. Развивать навыки коммуникаций в группе. 

Участники: Все ученики. 

Время проведения: 8 минут. 

Материалы: разрезной материал с действиями с информацией и примерами (Приложение 2). 

Проведение: 
УЧЕНИКИ делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются разрезные материалы с примерами действий с информацией.
 
Каждая группа выбирает капитана. Капитаны команд вытаскивают, не глядя, метку действия с информацией. По очереди капитаны команд демонстрируют доставшуюся метку другим командам, участники которых, посоветовавшись, выбирают и показывают подходящие примеры. Участники группы, предъявившие метку, судят о правильности выбора примеров. Во время обсуждения устанавливается истина.
 
УЧИТЕЛЬ направляет обсуждение в русло обоснования выборов.
 

Метод «Найди свое место» 

Цель: Закрепить изученный материал. 

Участники: Все ученики. 

Время проведения: 4 минуты. 

Материалы: таблички с метками: «Оперативная память» и «Долговременная память», примеры с действиями по хранению информации (Приложение 3). 
Проведение: 
В отдалении друг от друга на столах устанавливаются таблички с метками. На отдельном столе смешаны примеры с действиями по хранению информации на карточках. Ученики, не глядя, выбирают карточки и собираются вокруг метки, которой соответствует пример.
 

Проверяется правильность выбора учеников и анализируются ошибки общим обсуждением. 
Выполняется несколько раз. Перед каждым проведением карточки собираются у всех участников и перемешиваются.
 


VI. Разминка. Время проведения – 4 минуты. 

Метод «Найди пару» 

Цель: Стабилизировать эмоциональный фон учащихся. 

Участники: Все ученики. 

Время проведения: 4 минуты. 

Материалы: разрезной материал с изображением объектов и их названиями (Приложение 4). 

Проведение: 
На отдельном столе смешаны карточки с изображениями объектов и их названиями. Ученики, не глядя, выбирают карточки, образуют круг и демонстрируют их остальным участникам. Задача – найти пары соответствия изображения и названия, взявшись за руки. Выполняется несколько раз. Перед каждым проведением карточки собираются у всех участников и перемешиваются.
 


VII. Подведение итогов. Время проведения – 4 минуты. 

Метод «Цветок» 

Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом. 

Участники: все ученики. 

Время проведения: 3 минуты. 

Необходимые материалы: фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп.. 

Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы. Разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал мало, синий – средний вклад, зеленый – сделал достаточно, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы. 

По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу. 
Делаются выводы о работе учеников и групп на уроке. Выставляются оценки.
 


VIII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута. 

§§1.2, 1.3, ответить на вопросы к параграфам. 


Литература: 
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
 

2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 








Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Наше питание. Органы пищеварения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: