Конспект урока по информатике на тему: «Алгоритм»


Конспект урока

по информатике на тему:



«Алгоритм»

Дата: 03.12.08

Тема: «Алгоритм».

Цели урока: Формирование у учащихся представлений о понятии алгоритм.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • ввести понятие алгоритм;

  • научить составлению и выполнению алгоритма;

  • научить поиску ошибок и исправлению алгоритма.

  • повторить и закрепить ранее изученный материал;

  • стимулировать интерес учащихся к данной теме и учебному процессу в целом.

  1. Развивающие:

  • развить алгоритмическое мышление;

  • развить устойчивый интерес к предмету;

  • развивать у школьников навыков самостоятельной работы.

  1. Воспитывающие:

  • воспитание добросовестного отношения к труду;

  • формирование у учащихся познавательной потребности за счет игровой формы работы.

Время проведения: 40 мин.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: смешанный.

Метод обучения: беседа и объяснительно – иллюстративный.

Приемы обучения: объяснительно-побуждающий.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.





Оборудование:

  • наглядность;

  • рабочая тетрадь «Информатика в играх и задачах», Часть 1, Класс 2, А.В. Горячев;

  • резиновый мяч;

  • раздаточный материал: листочки в клетку.



План урока:

Название этапа

Время

1. Организационный момент

1 мин.

2. Актуализация опорных знаний

5 мин.

3. Изложение нового материала

15 мин.

4. Физминутка

2 мин.

5. Закрепление пройденного материала

12 мин.

6. Задание на дом

1 мин.

7. Итог урока

4 мин.





























Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

— Меня зовут Ольга Владиславовна, и сегодня урок информатики проведу у вас я.

Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места.

2.Актуализация

опорных

знаний

Перед изучением новой темы, давайте повторим материал с прошлого урока. Вашим домашним заданием был номер 28 на странице 46 из рабочей тетради. Давайте откроем тетради и проверим, что у вас получилось.

— Вам необходимо было раскрасить, вырезать и наклеить круги в том порядке, как вы собираете пирамиду. И записать ваши действия.

— Давайте проверим, что у вас получилось, вы видите на доске точно такие же круги разного размера и цвета как в тетради, давайте вместе соберем пирамиду.

— Какой цвет вы выбрали основанием нашей пирамиды?

(спросить ребят)

— Молодцы! (попросить ребенка прикрепить синий круг в центр доски магнитом (скотчем))

— Какой цвет идет в след за синим? (оранжевый)

— Какой цвет идет в след за оранжевым? (зеленый)

— Какой цвет идет в след за зеленым? (желтый)

— Какой цвет идет в след за желтым? (красный).

— Молодцы!!!

Ответ: С О З Ж К, где С – синий, О – оранжевый, З –зеленый, Ж – желтый, К –красный.

— У всех так получилось???

— Молодцы!



— А теперь давайте немного поиграем, игра называется «Загадай число». Сейчас каждому из вас необходимо загадать число, я буду называть арифметические действия, а вы должны их проделывать с вашим числом.

— Итак, задумай число, прибавь к нему 5, прибавь ещё 2, вычти своё задуманное число, прибавь ещё 3, вычти 4.

— Я могу сразу сказать результат, который получился у каждого! Ваш результат:

Ответ: 6.

— Молодцы, вы очень способные ребята!

— Теперь мы с вами поиграем в игру:

«Следующее слово»

— Правила этой игры очень просты, я говорю слово и кидаю мяч, тот, кто поймал мяч, в ответ, называет мне следующее по смыслу и порядку слово.

— На пример: январь – февраль, зима – весна, понедельник – вторник, лето – осень, март – апрель, почка – листок, …

— Молодцы! Вы справились с заданием хорошо, а сейчас вы должны выполнить задание из тетради на отлично!




















Ребята отвечают на заданные вопросы



















Ребята громко отвечают на вопрос.



Ребята загадывают числа и выполняют с ними операции, которые проговаривает учитель.









Ребята ловят мяч и продолжают последовательность слов, потом кидают мяч обратно.








3. Изложение нового материала

— Обратите внимание на задание №29. Вам необходимо помочь Буратино правильно закопать золотые червонцы на Поле чудес.

— У вас представлена табличка, в которой вы должны последовательно указать шаг за шагом, с чего вы начнете и чем закончите, используя ниже написанные фразы.

— На доске вы видите Буратино и ниже перечислены команды, давайте поможем ему.

— Какую команду мы должны выполнить сначала?

( спросить детей)

— Кто догадался, какая команда будет следующей?

— Обратите внимание, у нас получился алгоритм, теперь Буратино точно закопает свои червонцы без ошибок!





— Сравните алгоритм на доске и алгоритм в тетради:

1. Выкопай ямку,

2. Положи в яму деньги,

3.Засыпь ямку землей,

4. Полей водой,

5. Скажи: «Крекс. Фекс. Пекс».

— Итак, у нашего Буратино было задание – закопать червонцы. Но чтобы его выполнить, он произвел много действий, кото­рые шли в строгом порядке, т е. по определенному плану. Такой поря­док действий (или план) называют очень красивым словом «алго­ритм». Каждый алгоритм имеет название, которое объясняет его цель и задачу.

— Ребята скажете, как называется алгоритм Буратино?

— («Закопай червонцы».)

— Молодцы!

— И, кроме того, в конце алгоритма нужно поставить команду «стоп», ко­торая скажет, что алгоритм закончился.

Задание «Построй сообщение по алгоритму».

— На доске вы видите алгоритм действий, этот алгоритм предложил Цицерон (записать его на доске);

кто — что — где — чем — зачем — как — когда

— Также на доске вы видите отдельные слова, из предложенных слов вам необходимо составить предложения, при этом слова в предложении должны идти точно по алгоритму! Некоторые пункты можно пропустить.

— Получившиеся предложения мы будем прикреплять под алгоритмом.

1)

2)

3)

— Молодцы!!!

— Давайте сыграем в интересную игру по названию: «Выполни действия».

— Я на время стану роботом!

— Робот — это машина, он во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Давайте зададим ему задание, а он его выполнит. Но команды нужно давать правильные и в правильном порядке иначе робот запутается. Давайте попросим робота съесть конфету, которая лежит на учительском столе.

— Что сначала он должен сделать?

(учитель с юмором реагирует на их неправильные команды. На­пример, первая команда будет, скорее всего, «возьми конфету» затем, возможно, «съешь ее». Учитель должен возразить, что обертка, навер­ное, очень невкусная, значит, сначала нужно «развернуть конфету», а потом «съесть». Возражать учитель может только словами: «НЕ ПОНЯЛ», «НЕЛЬЗЯ», «ЗАПРЕЩЕНО». А затем учитель в растерянности стоит с фантиком и говорит, что не знает, что с ним делать. Тогда дети должны посоветовать «выбросить фантик», а учитель должен возразить, что на пол бросать нехорошо. Тогда команда должна быть: «выброси фантик в мусорное ведро».)

(учитель записывает команды на доску)

— Итак, давайте посмотрим на доску, какая же у нас получилась последовательность команд?

Как называется наш алгоритм?

«Съешь конфету»:

  1. возьми конфету;

  2. разверни конфету;

  3. съешь конфету;

  4. выбрось фантик в мусорное ведро.

— Давайте представим, что мне необходимо нарисовать солнышко на доске. Что я должна сделать, чтобы осуществить алгоритм

«Нарисуй на доске солнышко»?

1. подойди к доске (если эта команда пропущена, то учитель гово­рит, что не дотянется до доски);

2. возьми мел (если команда пропущена, то учитель пытается паль­цем рисовать солнышко);

3. нарисуй солнышко;

4. положи мел на место (если команда пропущена, то учитель «недоумевает», что делать с мелом; а если не было уточнения, куда положить мел, то учитель должен спросить: «А мел класть в карман?».

Ребята кто из вас хотел бы стать на время роботом? Никита, я попрошу тебя стать на время роботом, а остальные в это время должны задать тебе такие команды, чтобы ты выполнил алгоритм по названию «Сотри с доски»

Алгоритм «Сотри с доски»:

  1. Встань с места;

  2. Подойди к доске;

  3. Возьми тряпку;

  4. Сотри солнышко;

  5. Положи тряпку на место;

  6. Дойди до своей парты;

  7. Сядь на место.

— Молодец ты был послушным роботом и справился с заданием.

— Теперь мы переходим к заданию №30 , как вы успели заметить, оно отмечено звездочкой трудности, вы это задание выполняете самостоятельно. Приступайте к выполнению задания.

Необходимо соста­вить алгоритм:

«Съешь яблоко»:

  1. Возьми яблоко;

  2. Помой его;

  3. Съешь яблоко;

  4. Выбрось огрызок в мусорное ведро;

  5. Стоп.

(оценить 2-3 работы)

Теперь мы с вами научились составлять алгоритмы, а сей­час потренируемся в их выполнении, как это делает робот или компь­ютер. А они, как известно, выполняют только то, что им говорят, или пишут.

Ребята открывают тетради на странице 47, читают задание 29.







Ребята отвечают, тот, кто первый ответил, выходит к доске и вешает табличку с командой.

Таким образом, выстраиваем алгоритм, одновременно дети отмечают его у себя в тетрадях.













Ребята отвечают на вопрос.



















Ребята составляют предложения из предложенных слов, и вывешивают слова строго под алгоритмом





















Дети задают по одной команде, а робот — их выпол­няет.



















Ребята отвечают: «Съешь конфету»







Дети задают по одной команде, а учитель — их выпол­няет.



























Дети задают по одной команде, а Никита — их выпол­няет.

















Ребята выполняют задание самостоятельно в тетрадях

  1. Физминутка

Игра называется «Зарядка».

— Ребята вам необходимо будет встать (когда я скажу об этом!) и выполнить те упражнения, которые я попрошу. Эти упражнения содержат слова: «вверх», «вниз», «влево», «вправо», «правая рука», «левая рука» и т п.

Например:

  • поднимите вверх правую руку (опустите),

  • закройте левый глаз (откройте),

  • повернитесь налево (повернитесь обратно),

  • наклонитесь вниз (выпрямитесь).

  • подпрыгните вверх 5 раз (стоп).

  • посмотрите направо (прямо).

  • присядьте вниз (встаньте) и т п.

— Я буду следить за правильностью выполнения упражнений.

(поправлять отдельных учеников).

— А чтоб вы лучше ориентировались, запомните, что «право» — это дверь, «лево» — окно.

Тихонечко садимся.































Ребята выполняют упражнения




  1. Закрепление пройденного материала

— Выполняем задание 31 в тетради.



Задание №32 очень похоже на 31, только теперь я вам буду говорить, что вам необходимо сделать.

— Здесь точка означает начало диктанта, а стрелка — направление первоначального движения.

Под диктовку:

  • шаг вправо,

  • 3 шага вверх,

  • 3 шага влево,

  • 3 шага вниз,

  • шаг вправо,

  • шаг вниз,

  • 3 шага влево,

  • шаг вниз,

  • 2 шага вправо,

  • 3 шага вниз,

  • шаг влево,

  • шаг вниз,

  • 2 шага вправо,

  • 2 шага вверх,

  • шаг вправо,

  • 2 шага вниз,

  • 2 шага вправо,

  • шаг вверх,

  • шаг влево,

  • 3 шага вверх,

  • 2 шага вправо,

  • шаг вверх,

  • 3 шага влево,

  • шаг вверх.


— Ребята скажите, что у вас получилось!




-Молодцы!

— Я знаю одну такую интересную игру, в которой я могу узнать о вас кое-что интересное! Давайте сыграем в игру под названием «И мы!» (народная игра).

— Правила игры: «Я буду рассказывать вам, что со мной приключилось. Когда я сделаю паузу во время рассказа, вы дол­жны сказать: «И мы» там, где это надо».

Итак:

  • Пошла я однажды в лес… (и мы!)

  • Увидела на ёлке белку … (и мы!)

  • Сидит она на ветке и шишку грызет ..

(Это правда?

Вы на ветках сидите?

А я и не знала!)

  • Я хлопнула в ладоши … (и мы!)

  • Белка перепрыгнула на другое дерево…

( Вы точно так умеете?

А я и не знала!)

  • А я дальше пошла… (и мы!)

  • Смотрю на сосне дятел головой об нее стучит ..

(А вам не больно?)

  • как свистну .. (и мы!)

  • Дятел испугался и улетел…

(Вы свиста боитесь?

А я и не знала!)

  • А я дальше пошла… (и мы!)

  • Вдруг вижу по земле уж ползет ..

( Честно-честно по земле?

А я и не знала!)

  • Испугалась и остановилась… (и мы !)

  • А уж поднял голову да как зашипит ..

(Да вы ещё и шипеть умеете?

А я и не знала!)

  • со страху убежала… (и мы!) и тп.


— Да, много же я узнала о вас, поиграв совсем немного!

Я вижу, вы находчивые ребята, а сможете ли вы найти, какое же действие пропущено в задании ЗЗ в тетради?

— Кто обнаружил ошибку? И в чем она заключается?

( пропущено действие «нарисовать воздушный шарик»)

Правильный алгоритм:

  • Возьми синий карандаш,

  • Нарисуй воздушный шарик,

  • Раскрась воздушный шарик,

  • Убери карандаш на место.

Сейчас мы с вами увидели, что мало написать какой-то алгоритм. Нужно обязательно его проверить, так как в нем могут быть ошибки. Для этого нужно выполнить алгоритм или хотя бы представить, как ты его выполняешь в жизни.

— Давайте выполним задание 34 в тетради.

— Для каждого действия ищется соответствующая картинка:

«Возьми вазу» (на первой картинке мы видим, что Красная Шапочка взяла вазу);

«Налей воды» (такой картинки нет);

«Поставь цветы» (это дей­ствие Красная Шапочка выполнила).

— Какое же действие пропущено, почему завяли цветы у Красной Шапочки?

— Молодцы!

— Итак, пропущено действие «На­лей воды» (его и нужно подчеркнуть), вот почему цветы в вазе завяли.

Ответ: Красная Шапочка забыла налить в вазу воды (ее нужно под­черкнуть).

— Молодцы!!!

Следующее задание З5 в тетради.

— Правильно ли Карлсон ест конфеты? Посмотрите внимательно на алгоритм, вы нашли допущенную ошибку?

— Молодцы!

— Сразу видно, что вы любите кушать конфеты. В алгоритме есть лишнее действие, и вы правильно сказали — «Вымой кон­фету» (его нужно вычеркнуть).

— Вы справились с заданием!

Переходим к заданию со звездочкой, это задание 36 в тетради.

Представьте, что вы провожаете гостя. Правильно ли составлен алгоритм? Исправьте ошибки, если они есть.



— Какой у вас получился ответ?

Ответ: команда «Открой дверь» должна следовать после команды «Попрощайся с гостем» (дети должны стрелочкой указать ее правиль­ное место).

И на этот раз вы были правы. Молодцы!

Теперь задание 37 в тетради.

— Представьте мысленно себе процесс приготовления яични­цы и говорите по очереди действия. На доске есть действия, сейчас мы с вами будем выстраивать их правильный порядок.

— Какое действие будет первым? И т.д.

— Учитель реагирует на них, анало­гично игре в «робота». После чего складывается правиль­ный алгоритм:

  1. Включи плиту

  2. Поставь сковородку на плиту

  3. Достань яйцо и масло.

  4. Возьми нож.

  5. Растопи на сковородке масло.

  6. Разбей ножом яйцо над сковородкой.

  7. Выбрось скорлупу в мусорное ведро.

  8. Поджарь яичницу 5 минут

  9. Выключи плиту

  10. Стоп.

— Мы сегодня хорошо поработали, настало время и поиграть!

Игра «Чепуха».

— У вас на столах лежат листочки в клеточку дети пишут ответ на вопрос: «Какой?» (Например, голубой, умный, страшный и тп.), затем этот ответ загибаете так, чтобы он не был виден и пере­даете соседу (а сосед передает свой такой же листок). Далее вы от­вечают на вопрос: «Кто?» (например, слон, робот и тп.) и опять заги­бают свой ответ и обмениваются листами с соседом. Таким образом, дети еще отвечают на вопросы: «С кем?», «Где?», «Когда?», «Что делали?» и «Чем все это закончилось?».

— Давайте развернем листочки с получившимися рассказами и заслушаем несколько таких рассказов.

— Молодцы! Истории были оригинальными!

— Теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Дети выполняют уже готовый алгоритм



Ребята выполняют действия, которые говорит учитель и отмечают их в тетради на странице 48 в задании 32



















Ребята отвечают: «Робот»!















Ребята говорят: «И мы», там, где считают нужным





























Ребята открывают страницу 48, задание 33

Ребята отвечают на вопрос



















Ребята открывают задание 34, страница 49









Ребята отвечают на вопрос













Ребята отвечают на вопрос













Ребята исправляют ошибки в задании 36, на странице 49

Ребята отвечают на вопрос













Ребята отвечают на вопрос



Дети должны составить следующий порядок действий (поставить около команд числа):

6; 2; 9; 8; 5; 1; 7; 4; 3; 10.









Ребята отвечают на вопросы и передают листок соседу.







Ребята зачитывают свои истории.


6. Задание на дом.

Вашим домашним заданием будет: задание 38 в тетради.

— Вы должны составить и записать алгоритм приготовления бу­терброда с маслом. Для облегчения задания, сначала расставьте соответствующие картинки по порядку, а затем составьте по ним алгоритм.

Ребята открывают дневники и записывают домашнее задание.

5. Подведение итогов.

— У нас осталось немного времени. Я хочу задать вам пару вопросов по уроку:

— Возникли ли у кого-то трудности в выполнении заданий?

— Вам понравился урок? А чем именно он вам понравился?

— Спасибо Вам за интересный урок и за вашу активность на уроке! Мне было приятно с вами работать!

— Урок окончен. До свидания!

Ребята отвечают на вопросы


Свежие документы:  Конспект урока информатики на тему "Файлы и файловые структуры"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: