Внеклассное мероприятие по истории «Учебная игра Путешествие в страну История» 5-6 класс


Неделя истории и обществознания в школе.

Учебная игра «Путеииествие в страну историю»

Игра проводится в два тура в первом туре принимают участие команды 5-6 классов. Формой ее проведения стало «путешествие» команд по «станциям», на которых нужно справится с различными заданиями. Была разработана система оценок с расчетом, чтобы каждый конкурс имел «одинаковый вес» в зачете команд. Предварительно школьники познакомились с правилами игры, ее планом, были составлены 4команды.

Во второй тур вышли команды победительницы первого этапа. Здесь команды встретились «лицом к лицу». Соревнования проходили в виде эстафеты викторин. Команду- победительницу определяет жюри.

Первый тур.

Конкурс №1

Презентация команд.

Конкурс №2 «Геральдический»

По одному участнику от команды занимают место за отдельным столом и в течение 30 минут работают над гербом команды. На столе — лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Конкурс3 «Путешествие…»

Каждая команда получает «Путеводный лист» с указанием последовательности этапов.

Станция 1 «Историческая рифма».

Каждая команда получает одну за другой три карточки с вопросами (набор карточек заготовлен заранее для каждой команды и вручается в момент прибытия ее на «станцию»). Время прибытия на станции 10 минут.

Команда дает ответ после предварительного обсуждения. На каждый вопрос можно дать только один ответ.

Результаты игры фиксируется в командной карточке. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда на этой остановке — 50 и + 5 баллов (судейские баллы), которые ведущий может дать команде за оригинальность и содержательность ответа.

Каждый фрагмент оценивается из 10 баллов (5-указанные события, 5-указание исторической личности).

  1. Куда ты ведешь нас?. .

Не видно не зги!..

Мы вязнем и тонем в сугробинах

снега,

Нам, знать, не добраться с тобой

до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути,

Но тем Михаила тебе не спасти!

(Иван Сусанин; Смутное время, XVII век, польская интервенция.)

  1. Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья.

(Дмитрий Донской; Куликовская битва, 1380год)

  1. Я, царь царей, я солнца сын могучий,

Гробницу эту выстроил себе,

Чтоб прославляли многие народы,

Чтоб помнили во всех веках грядущих…

(Фараон Древнего Египта.)

  1. Пою премудрого Российского Героя,

Что, грады новые, полки и флоты строя,

От самых нежных лет со злобой вел войну,

Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,

Смирил злодеев внутрь и вне попрал ротивных,

Рукой и разумом сверг дерзостных и лживых.

И мир делами весь на зависть удивил.

(Петр I; строительство Санкт-Петербурга, создание флота, участие в Северной войне, первая четвертъХУШвека).

  1. Он мало царствовал ,но много

начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь сослал И пятерых повесил!

(Николай Ерасправа над декабристами 1825-1826годы).

Станция 2.

Каждая команда проходит разные по уровню сложности задания (всего три уровня). Если команда дает неправильный ответ на каком-то уровне, она получает вторую попытку на этом же уровне, она получает вторую попытку на этом же уровне, однако на следующий уровень уже не выходит. Результаты фиксируются в командной карточке.

Задание 1 уровня -10 баллов Задание 2 уровня -20баллов

Общий итог: 30 баллов, существует судейский фонд — 3 балла, которым может быть награждена команда по усмотрению ведущего.

1уровень

Команда вытаскивает карточку с крылатой фразой и объясняет ее происхождение, а также толкование.

Ганнибалова клятва

Дать обещание и быть всю жизнь им


обремененным

Кануть в Лету

Пропасть навсегда

Бросить перчатку

Вызвать на поединок

Положить В ДОЛГИЙ ящик

Отложить решение на долгое время

Сизифов труд

Бесполезный труд

Яблоко раздора

Причина ссоры

Кричать на всю Ивановскую

Очень громко говорить, кричать

Работать спустя рукава

Плохо работать, без энтузиазма

Зарубить на носу

Хорошо заполнить

Разделяй и властвуй!

Бесконтрольно править, опираясь


на противоречия



2 уровень

Нужно завершить ситуацию крылатой фразой:

Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо телеги, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно в о окликнули…

(«Чтоупало с воза, то пропало».)

Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами… («Иль со щитом, иль на щите».)

Мать узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбы узнать не удалось. Юноша все равно погибает от стрелы Париса. С тех пор уязвимое место называют…

(«Ахиллесовой пятой».)

Станция 3 «Исторический портрет»

Цель этапа: определение исторических деятелей по их характеристикам. Капитаны команды должны по минимальному количеству характеристик-подсказок определить о ком идет речь. Командам предлагаются все характеристики. Максимальное количество баллов 30. Капитаны имеют возможность советоваться с участниками команды.

  1. Афинский государственный деятель (10 баллов).

  2. Положил конец анархии, проведя свои законодательные реформы (9 баллов).

  3. Известный поэт Афин (8 баллов).

  4. Ему принадлежало следующее высказывание: «На родину в Афины, в наш прекрасный град, вернул я многих на чужбину проданных» (6 баллов).

  5. Отменил долговое рабство в Афинах (5 баллов).

Солон.

  1. Один из первых русских императоров (5 баллов).

  2. Первой женой была Евдокия Лопухина (4 балла).

  3. С детства любил всевозможные потехи, игры (3 балла).

  4. Победил шведов (2 балла).

  5. Ввел новую моду в России (1 балл) .

Петр I.

  1. Претендент на русский престол в период Смуты (5 баллов) .

  2. Был жена т на Марине Мнишек ( 4 балла) .

  3. По преданию был слугой бояр Романовых (4 балла) .

  4. Постригся в монахи Чудова монастыря в Москве (3 балла).

  5. Провозгласил себя русским царем Иваном. (2 балла)

  6. Был убит как самозванец, сожжен, пепел выстрелили в сторону Польши со словами: «Откуда пришел туда и возвращайся(1балл).

Григорий Отрепьев-Лжедмитрий I.

  1. Последний представитель династии Рюриковичей (5 баллов)

  2. При нем создан новый Судебник (4 балла)

  3. В молодости близкими его друзьями были Сильвестр, Адашев, Курбский (4 балла)

  4. При нем Россия участвовала в Ливонской войне (3 балла).

  5. Присоединил к России Казанское ханство (2 балла).

  6. При нем введена опричнина (1 балл).

Иван IV Грозный.

  1. Великий князь XV века (5 баллов).

  2. Его называли «Государь всея Руси» (4 балла).

  3. Подчинил в 1471 году Новгород (4 балла) .

  4. был женат на племяннице византийского императораСофье Палеолог (3 балла).

  1. При нем состоялось «стояние на реке Угре» и было сброшено ордынское иго (2 балла).

  2. Отстроил в Москве кирпичный Кремль (1 балл).

Иван III.

  1. Русский полководец XVIII века. (5 баллов).

  2. Родился слабым мальчиком, но решил стать военным. (4 балла).

  3. Прошел путь от солдата до фельдмаршала (4 балла).

  4. Участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева (3 балла).

  5. Взял штурмом турецкую крепость Измаил (2 балла).

  6. Генералиссимус армии Российской (1 балл).

Александр Васильевич Суворов.

Станция 4 «Приметы времени».

Участники должны правильно определить черты материальной и духовной культуры, свойственной определенному времени, и соотнести их с историческими событиями и персонажами той эпохи.

Оборудование: карточки с изображениями предметов культуры, с именами исторических персонажей, с названиями событий.

Максимальное количество баллов 30. За каждую неверно отобранную карточку снимается 1 балл.

  1. Предметы материальной культуры. Карточки с изображениями предметов одежды, мебели, памятников архитектуры.

  2. Исторические личности. Карточки с именами известных исторических личностей.

  3. События. Карточки с названиями известных исторических событий.

Станция 5 «Исторический аукцион».

Участникам нужно назвать как можно больше исторических деятелей, событий или понятий. Оборудование: предметы необходимые для аукциона,- молоток, кафедра, настенные таблицы с лотами для аукциона.

За каждое правильно названное слово команде присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов 30. Дополнительными баллами и жетонами «Дружный экипаж» команда награждается по решению судей за организованную работу, а жетонами «Умники и умницы» отмечаются наиболее активные участники.

Задания для команд:

Великие русские полководцы.

Народные восстания в истории.

Русские великие князья, цари, императоры.

Государства древнего мира.

Во время прохождения командами первого этапа проводится игра со зрителями «Колесо истории». Класс, который правильно отгадает ситуации зарабатывает иммунитет для своей команды.

Эпизоды ( ситуации) готовят заранее. Эпиграфы к эпизодам — это подсказки.

Богиня истории Клио. О бессмертные боги! Повелели вы мне все людские дела и события заносить в один свиток заветный. И с тех пор свиток историей звали, а меня нарекли богиней истории -Клио. С незапамятных лет и поныне муза моя вездесуща. Знаю все, что творимо везде и людьми, и богами: война ль между странами, несущая смерть, иль строительство храма великого. Ведаю все! О великомудрые! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить славнейшего свитка страницы, дабы чтить наших предков великих!

Эпизод 1. Ликин.

Богиня истории Клио.

Они не строили себе пирамид

И надгробий,

Не оставили после себя

Наследников, детей,

Сохранивших их имена,

Но они оставили свое наследство

В писаниях,

В поучениях, деланных ими…

Небольшое помещение со шкафами похожими на соты. Мальчик, старик, 2-3 работника за маленькими столиками. Все в туниках, мальчик в набедренной повязке.

Мальчик и старик ходят по сцене, а работники за столами лишь на минуту отрываются от своих занятий: один что-то пишет гусиным пером и слизывает время от времени с узкого длинного листа, другой водит по листу колесиком, третий точит ножиком палочки. Мальчик кланяется статуе, стоящей недалеко от шкафов.

Старик. Пойдем, Ликин, я объясню тебе твою службу. Тебе не приходилось лазить по деревьям?

Мальчик удивленно смотрит на него.

Старик. Ах да я забыл, что живу в Египте, откуда бы здесь взяться деревьям? В общем нетрудно тебе залезть на этот шкаф?

Ликин. Нетрудно.

Окидывает взглядом странные шкафы.

Старик. Вот и прекрасно. Начнешь снизу, со шкафа АЛЬФЫ, затем перейдешь к шкафу БЕТА, затем — к третьему, его зовут ГАММА, далее ДЕЛЬТА, ЭПСИЛОН, ДЗЕТА, и ЭТА. Вот тебе вода и тряпка, принимайся за дело.

Старик уходит.

Ликин. Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эпсилон…Слово «дельта» мне знакомо, так мы называем низовья Нила, имеющее форму треугольника. Но почему ДЕЛЬТОЙ называется квадратный шкаф?

Ликин мочит тряпку и начинает протирать шкафы.

Ведущий. Пройдет совсем немного времени и Ликин поймет, что это за буквы. А вы догадались?

Ответ. Это библиотека в Египте, в городе Александрия, шкафы с папирусами помечены буквами греческого алфавита.

Эпизод 2. Пираты.

Богиня истории Клио.

Ты помнишь час ужасной битвы,

Когда я, трепетный квирит,

Бежал, нечестно бросив щит,

Творя обеты и молитвы?

Как я боялся, я бежал!

Но сам Гермес внезапной тучей Меня накрыл и вдаль умчал…

На сцене декорация корабля, разбойники, пленные, среди них юноша в белой тоге, напуганный меньше всех. Главарь шайки подходит к юноше, трогает его за плечо.

Юноша. Прочь, собака! Я накажу тебя за твою дерзость. Ты будешь распят на кресте.

Пират отступает, как бы ища защиты, оборачивается к столпившимся вокруг пиратам и незаметно подмигивает им. У разбойников вдруг подкашиваются ноги. Они падают на палубу, изображая раскаянье. Сам главарь простирается на палубе и униженно протягивает юноше руки

Главарь разбойников. Прости патриций, с кем не случается, если бы я знал заранее, что ты будешь на этом корабле, разве я бы посмел? Поди, догадайся, кто плебей, а кто патриций! И одежда у тебя как у всех…

Ю н о ш а. Ты посмел забрать мою одежду!

Главарь разбойников. Ах негодяи, ах воры! Немедленно возвратите патрицию его одеяние!

Напуганные до смерти пираты бросаются к мешкам. Выбрасывают одежду. Пленники замирают у мачты.

Главарь разбойников, (кричит) Остановитесь! Разве вы не видите что это одеяние нашего патриция? Как ты смеешь марать его своими грязными лапами?( Выхватывает у одноглазого пирата тогу и бережно поднимает ее двумя пальцами.) Эй вы. Взгляните на свое рванье, сравните его с этой белизной! Теперь вы поняли, что не достойны подметок его сандалий? (Хлопает себя по лбу.) Сандалии… Разве вы не видите, что патриций стоит на палубе босиком? Он может испачкать свои божественные ноги.

Кто-то из пиратов ползком добирается до юноши, неся его сандалии. Тот как ни в чем не бывало протягивает сначала одну ногу, потом другую.

Главарь разбойников. Истинный патриций. Потомок Ромула.

И тут пираты начинают хохотать.

Пираты. Ай да Минуций, ай да насмешил!

Ведущий. Этот эпизод действительно произошел с человеком, имя которому известно каждому из вас. Впоследствии он станет знаменитым консулом, военачальником. Досих пор мы произносим крылатые выражения, которые приписываем ему. Назовите его имя.

Ответ. Юлий Цезарь. «Жребий брошен», « Рубикон перейден»,»И ты Брут!», месяц июль назван его именем.

Эпизод 3. Княгиня Богиня истории Клио.

Ино зло племя человеческо Прямое смирение отринули,

Стали жить в суете и неправде,

В распре великой,

И за то на них господь Бог

Разгневался,

Попустил на них напасти

Великие,

Скорби немерные, находы

Супостатные…

На троне- женщина с ребенком на руках. Входят послы.

Послы. Здравствуй княгиня!

Княгиня. Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли суда?

Послы. Послали нас с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!» Пойдешь замуж за нашего, Мала?

Княгиня. Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди. Послы уходят.

Спустя время входят другие послы, одетые наиболее нарядно.

Послы. Пришли мы, княгиня, просить выйти замуж за князя нашего Мала?

Княгиня. (Зовет слуг). Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям). Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед людьми моими.

Послы уходят.

Княгиня. Заприте баню и подожгите ее!

Из бани доносятся крики послов.

К н я г и н я.(подходит к бане). Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от ваших рук погибли!

Ведущий. Вы, конечно, узнали героиню этого эпизода? Назовите ее и вспомните, какие наказания она придумала для древлян.

Ответ. Ольга. Послов закопали в яму, древлян убили на тризне по Игорю. Птицы, к лапкам которых Ольга приказала привязать горящие нити, сожгли Искоростень- древлянскую столицу.

Эпизод 4. Художник.

Богиня истории Клио.

Когда замыслит дивный ум

Создать

Невиданные облики,- сначала Он лепит из простого материала,

Чтоб камню жизнь затем

Двойную дать,

И на бумаге образ начертать.

Как ловко бы рука не рисовала,

Потребно проб и опытов немало,

Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать…

На сцене -Джованни, рыбак; мессере Пьеро; молодой художник.

Входит рыбак, держа под мышкой щит.

МессереПьеро. Что скажешь, друг?

Рыба к.(усиленно кланяясь просит). Попросите вашего сына, молодого художника, намалевать на этой вывеске что-нибудь устрашающее, удивительное для вывески моему брату на лавочку.

Я задумал вместе с братом торговать рыбным товаром. Что-нибудь поудивительнее, ваша милость, уж сделайте одолжение! Тогда каждому покупателю захочется зайти в лавку и поглазеть на чудеса. Глядишь что-нибудь и купят!

Пьеро, смеясь, соглашается отдать щит своему сыну.

В мастерской.

МессереПьеро. Сынок, намалюй на доске что-нибудь особенное, чтоб мурашки по телу забегали!

Молодой художник принимается за дело. Следуя своему принципу точно следовать природе, он собирает для щита всяких животных: бабочку, саранчу, кузнечика, змею, летучую мышь. Все это он достает из корзины и располагает так, что получается чудовище, туловище которого выползает из мрачной расщелины скалы. Кажется, что дыхание этого чудовища заражает воздух, дым клубится, выходя из раскрытых ноздрей. Наконец работа закончена. МессереПьеро. Это я, сынок. Ну и жара, открывай скорее, у меня руки полны: я принес яблоки.

Молодой художник. Сейчас, отец, картину надо поставить на возвышение — будет виднее. Вот так… А теперь — пожалуйте…

Он распахивает дверь, придвигает щит к окну. Яркие лучи солнца озаряют изображение. Кажется, что чудовище смотрит с мольберта, вот-вот бросится на человека и задушит егов своих объятиях. Лицо мессере Пьеро покрылось мертвенной бледностью, в глазах — ужас. Забыв, что это картина, он начинает креститься и бросается бежать.

Молодой художник. Успокойтесь батюшка, ведь это всего-то картина. Я достиг того, чего хотел, — картина возбуждает ужас.

Ведущий. Назовите имя художника. Прикрепите свои банты к картинам, принадлежавшим его кисти.

Ответ. Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», «Джцронда», «Мадонна Лита»

второй тур

Задание 1. «Вертолнна».

По два участника от каждой команды приглашаются за отдельные столы и получают по конверту. Задача в том, чтобы из фрагментов собрать разрезанную картинку и составить рассказ по ней. Максимальное количество баллов 50.

Задание 2. «Как называется?»

За каждый правильный ответ 10 баллов. Максимальное количество баллов 50.

  1. Изменение, преобразование. (Реформа).

  2. Правила установленные государством. (Законы).

  3. Государство, во главе которого стоит король или царь. (Монархия).

  4. Вера в сверхъестественные силы, богов, духов. (Религия)

  5. «Власть народа». (Демократия).

ЗаданиеЗ Конкурс капитанов «Восстанови истину»

Текст «Олимпийские игры»

Путешественник, прибывший на родину после долгого отсутствия, с восторгом описывает Олимпийские игры в Элладе: «Воистину, мне повезло: ведь игры проводятся только раз в четНре года! А это зрелище достойно того, чтобы увидеть его собственными глазами!

В это время священная Олимпия, место обитания эллинских богов, привлекает к себе тысячи людей со всех концов Эллады. Все желающие могут присутствовать на играх, но не один человек не смеет показаться с оружием в руках. Говорят, здесь обрел славу Фукидид, читавший свою «Историю» перед благодарными слушателями.

Победителей награждают лавровыми венками, в их честь ставят статуи в родном городе, они пользуются заслуженной славой и уважением сограждан. Церемония награждения проходит в храме Зевса Олимпийского, где находится величайшее творение несравненного Фидия. Да и что говорить, Перикл, прозванный Олимпийцем за победу в состязаниях по борьбе, умеет привлекать к себе выдающихся людей!

А какое захватывающее зрелище представляют собой гонки на колесницах, что устраиваются на огромном стадионе! Кони несутся как вихрь! В одном из заездов у поворотного столба сшиблись первые колесницы, только случай да жертвы злому духу спвсли возничих от верной гибели. Зато удачливые возничие были вознаграждены за смертельный риск лаврами победителей Олимпиады».

Ошибки.

  1. Местом обитания богов считалась гора Олимп на северо-востоке Греции, область Олимпия расположена в Южной Греции. Олимпия не считалась священным местом.

  2. На Олимпийским играм запрещалось присутствовать женщинам.

  3. Автором истории является Геродот, а не Фукидид.

  4. Победители в качестве наград получали не лавровые, а оливковые венки.

  5. Награждались победители не в храме, а перед ним.

  6. Прозвище олимпиец Перикл получил за ораторское искусство, а не за спортивные достижения.

  7. Гонки на колесницах устраивали не на стадионе, а на ипподроме.

  8. За победу в гонках на колесницах получали не возничие, а владельцы колесниц.

Задание 4 Брейн -ринг.

Необходимо дать ответ, затратив на это минимальное время. Первой отвечает команда, раньше другой подавшая сигнал о готовности. В случае неверного ответа ход переходит к другой команде.

  1. Мог ли полковник быть главнокомандующим всех вооруженных сил?

(Николай II в последние годы Первой мировой войны.)

  1. Каким событием и когда завершилось монголо-татарское иго?

(Месячное противостояние на реке Угре в 1480 году).

  1. Кто такой Рюрик?(Варяг, основатель династии русских князей)

  2. Кто и когда крестим Русь ? (Князь Владимир, 988г).

  3. За какую победу князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 на реке Неве)

  4. Кто является первым русским царем ? (Иван IVГрозный).

  5. Если бы в России сохранился календарь, существовавший до Петра I, в каком году мы бы с вами жили бы сегодня ( 7511 от Сотворения мира)

  6. Кто является автором идеологической концепции «Москва — Третий Рим?» (Псковский инок Филофей).

  7. Когда и при каком царе в России оформилось крепостное право? (Соборное уложение 1649г, при царе Алексее Михайловиче) .

  8. Какой век называют «бунташным», а также новым периодом в русской истории? (XVIII)

Задание 5. Викторина «Счастливый случай»

Капитанам команд с помощью игроков необходимо за одну минуту ответить на наибольшее

количество вопросов.

  1. Столица Месопотамии. (Вавилон)

  2. Работа ремесленника, которую он должен выполнить, чтобы получить звание мастера, (шедевр).

  3. Глава католической церкви. (Римский Папа).

  4. Название Древнерусского государства. (Киевская Русь)

  5. Свод законов единого Российского государства XVXVI вв. (Судебник)

  6. Дань, которую русские земли платили в Орду. (Ордынский выход)

  7. Террористическая политика Ивана Грозного 60-х гг XVI века (Опричнина)

  8. Династия Русских царей с XVII века (Романовы)

  9. Императрица, дочь Петра I (Елизавета).

  10. Власть «лучших людей» в Древней Греции. (Аристократия)

  11. Титул царя Древнего Египта (Фараон)

  12. Слово «Библия» по-русски. (Книги).

  13. Храм богов в Древнем Риме. (Пантеон)

  14. Торжественный въезд победителя в Рим.(Триумф)

  15. Столица Восточной Римской империи. (Константинополь)

  16. Последнее воинское звание в военной карьере А. В. Суворова (Генералиссимус)

  17. Как назвали Александра II? (Освободителем)

  18. Средневековый шелковый путь из Китая в Европу. (Великий шелковый путь)

  19. Царь древнегреческих богов. (Зевс)

  20. Древнегреческий афинский реформатор, отменивший долговое рабство. (Солон)

  21. Конный воин в средневековой Европе. (Рыцарь).

  22. Предмет, изготовленный для продажи. (Товар).

  23. Народные сказания о героях Древней Руси. (Былины)

  24. Период безвластия и гражданской войны в Российском государстве XVII века (Смута).

  25. Английский король, принимавший участие в III крестовом походе.( Ричард Львиное Сердце)





Подведение итогов игры!











































Приложение. Примерный образец стартового листа!


















































































Приложение. Примерный образец названия станции!





































































Свежие документы:  Конспект занятия в старшей группе «Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается…»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: