Технологическая карта урока истории «Реформы П.А. Столыпина: «тихая революция»» 8 класс


Технологическая карта урока «История России в 8 классе»


Тема урока: Реформы П.А. Столыпина: «тихая революция»


Цели для ученика

Учащиеся должны:

1. Должны знать: а) годы правления российских императоров в конце XIX- начале XX веках, б) особенности их правления. Знать историю проведения аграрной реформы.

2. Уметь анализировать исторические источники.

3. Уметь обобщить изученный материал.

4. Выделять переломный момент в истории России в области аграрного производства.

5. Дать оценку исторического события.

6. Уметь делать выводы и обобщения по теме, решать проблему урока.

7. Дать оценку деятельности исторической личности.

8. Выделить последствия проведения аграрной реформы П.А. Столыпина.

Цели для учителя

Образовательные: Способствовать формированию у учащихся представлений о положениях аграрного законопроекта Столыпина. Выяснить, какие цели преследовала аграрная реформа. Сделать вывод об успешности или провале аграрного законопроекта.

Развивающие: Формировать умение классифицировать события, выявлять связи между событиями, формулировать выводы. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах. Развивать познавательный интерес. Развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать. Создать условия для формирования у учащихся суждения об историческом событии в определенный исторический период.

Воспитательные: Расширить представление о роли и значимости личности П.А Столыпина в истории. Воспитывать общую культуру учащихся. Создавать условия для реальной самооценки учащихся. Содействовать реализации учащихся как творческих личностей. Поддерживать активный интерес учащихся к истории. Содействовать эмоциональному восприятию учащимися изучаемых событий.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проблемный урок с элементами исследования.




Опорные понятия, термины: самодержавная монархия, феодализм, буржуазное развитие, реформа, революция, антагонизм, консенсус, компромисс, либерализм, бонапартизм, крестьянская община, эсеры, Богров.




Новые понятия: модернизация, фермер, отруб, хутор, кооперация, артель.







Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.




Домашнее задание: пар. 8, закончить составление технологической карты. Придумать оригинальное задание по теме урока. (Приём «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ»).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организационный момент

Организация оргмомента





— Оргмомент.

— Рефлексия настроения и эмоционального состояния учеников.


Музыкальный фрагмент 9-й симфонии Бетховена.






Создание настроения сотрудничества и взаимопонимания.


2.Целеполагание
мотивация

Мотивация деятельности ученика









Повторение изученного материала


— На доске проблема-загадка: почему смерть П.А. Столыпина называют загадкой?










— Каковы особенности развития российской экономики в начале XX в.?

— Как итоги первой русской революции повлияли на решение политических, экономических и социальных проблем?

— Почему в экономике особенно остро встал аграрный вопрос?

Приём «Отсроченная отгадка». Метод проблемный, частично-поисковый.








Формы контроля: индивидуальный, фронтальный.


Умение поиска информации, анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие.


Умение рассуждать, анализировать.

Работа дома с книгой Степанова С.С. «Загадки убийства Столыпина» Paritet, 2014. Поиск ответа.





Вывод и обобщение по ситуации в России к моменту начала аграрной реформы.

3.Первичное усвоение



Руководство работой в малых группах.

— Личность П.А. Столыпина. Опережающее задание. Презентация о Столыпине 1 часть.

— Причины аграрной реформы. 1 группа-3 группа.

— Содержание реформы. 2 группа-4 группа.

— Начало заполнения технологической карты (дата – событие – понятия – имена).

— Презентация о Столыпине 2 часть.

— Рассказ по плану описания исторического события.


Метод практический.




Метод систематизации новых знаний.

Метод фронтальный.

Умение поиска ин-формации, анализировать и сопоставлять факты.

Выработка общего суждения о сути аграрной реформы и личности Столыпина.

4.Осознание и осмысление учебного материала

Руководство работой в малых группах.

— Каковы были последствия аграрной реформы?

— Проанализируйте аграрную реформу П.А. Столыпина, удалась ли она?

Метод частично-поисковый.

Умение анализировать и сопоставлять факты. Делать выводы.

Оценка последствий реформы.

5.Закрепление учебного материала


Работа с источником. Малые группы.

О судьбах реформ П. А. Столыпина в России

Поставим вопрос следующим образом. Допустим, что весь… перечень [реформ] был бы целиком осуществлен. Уменьшилась бы от этого политическая власть царизма? Ответ очевиден. И в самом деле, с какой стороны мог ущемить права и власть короны новый полицейский устав или отмена волостных судов или даже упразднение земских начальников? Наоборот, в обычных условиях они бы только укрепили режим и на это укрепление и были рассчитаны… Очевидно, дело было не в самих этих реформах, а в том, что они даже в отдаленной степени не соответствовали потребностям и задачам страны…

Если бы все осуществилось по-столыпински, страна и впредь была бы гораздо ближе к Турции, чем к Франции или Германии…

С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная, коренная причина банкротства Столыпина. Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял в том, что он не хотел осуществлять свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сперва, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять «свободы». Отсюда все эти формулы: «сперва гражданин, потом гражданственность», «сначала успокоение, потом реформы», «дайте мне 20 лет покоя…» и т.д. Но даже его горячий поклонник Струве, от всей души желавший успеха своему кумиру, понимал, что такая политика обречена. «Именно его аграрная политика…— писал он,— состоит в кричащем противоречии с его остальными реформами. Он изменяет экономический фундамент страны, в то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую «надстройку» и лишь слегка украшает ее фасад».

(Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.— С. 262, 264—265.)

Вопросы и задания:

1. Сформулируйте в одном-двух предложениях отношение автора приведенных строк к реформаторской деятельности П. А. Столыпина.

2. Какими аргументами А. Я. Аврех подтверждает свое мнение?

3. Известны и противоположные оценки деятельности П. А. Столыпина на посту премьер-министра России и прогнозы развития страны в русле начатых Столыпиным реформ. Почему деятельность этого политика вызывала неоднозначные отклики, как у его современников, так и у историков более позднего времени?

4. Какое мнение о реформаторской деятельности П. А. Столыпина и ее возможных последствиях вам ближе? Почему?

5. В чем актуальность спора о приоритетах реформаторской политики? Почему на очередном крутом переломе отечественной истории (на рубеже 80—90-х гг.) российская общественность вспомнила о П. А. Столыпине и его реформах?

Метод исследовательский, частично-поисковый

Умение исследовать источник, анализировать и делать выводы.

Ответы на вопросы.

6.Проверка и оценка результатов


1.Написать в телеграмме пожелание П.А. Столыпину. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.

2.Почему тема урока называется «Реформы П.А. Столыпина: «тихая революция»?

3.Оценка результатов.

Приём «Телеграмма».

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.


Умение выразить свое мнение по теме.

Формирование вывода по теме урока.

7.Подведение итогов


1. Рефлексия содержания учебного материала: «Я понял, почему…»

2. Рефлексия деятельности: «На урок я работал…»

Самооценка учащихся.

Умение взглянуть на себя глазами другого человека.




Домашнее задание. Пар. 8, ответить на вопросы.

1. Прием «Составь задание». Придумать оригинальные задания. Объявляется конкурс на лучшее учебное задание по теме: индивидуальное или в мини группах.

2.Решите загадку убийства Столыпина.


Прием «Составь задание».


Приём «Отсроченная отгадка».

Умение творчески изучать историю.


Свежие документы:  Викторина по истории «Иркутская область в древности и средневековье»



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: