Технологическая карта урока истории «Новая экономическая политика» 11 класс


Махмудова А.А.

Технологическая карта

урока истории
с использованием средств ИКТ


Предмет, класс

История -11 класс

Тема урока


Урок по теме: «Новая экономическая политика».

Ф.И.О. преподавателя

Махмудова Асия Адгамовна

Оборудование урока

  • Карта « Экономика советских республик 1920-1926гг.»;

  • Презентация « НЭП»;

  • проектор;

  • сборник исторических документов;

  • таблицы: «Снижение уровня производства после гражданской войны»;

  • Сравнительная характеристика политики « Военного коммунизма» и

  • «Новой экономической политики»; « Итоги Нэпа».

  • Учебник: В.Н.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров.

История Отечества 20-начало 21 века.11 класс.

Основные понятия

Продовольственный налог; аренда; диктатура;

Рентабельность; хозрасчет; концессии; нэпманы; совбуры.

Цели урока

Подвести учащихся к пониманию причины, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа.

Задачи урока

Личностные



Предметные

Метапредметные

  • Развивать нравственные личностные качества;

  • Интерес к изучению истории Отечества;

  • Совершенствовать навыки совместной деятельности;

  • Раскрывать творческие способности учащихся;

  • Продолжать формировать самостоятельность в суждениях.

  • Уяснить причины перехода от политики «Военного коммунизма» к НЭПу.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать , обобщать, делать выводы используя различные исторические источники, проводя сравнительный анализ политики «Военного коммунизма» и «НЭПа».


  • Сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях НЭПа.


  • Продолжать приобщение к процессу изучения истории своего Отечества.

  • Способствовать развитию познавательной деятельности.

  • Умению самостоятельной работы с текстом учебника, документами.

  • Навыком составления сравнительной таблицы.

  • Формированием коммуникативных умений (работа в группах, в парах).

  • Умению самостоятельно работать с Интернет ресурсами.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентации в , ресурсы Интернет; универсальные средства (мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска), печатные текстовые материалы для работы на уроке и домашнее задание по истории в MS Word, журнал оценок в Excel.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Длительность 1 этапа

10 мин.

Организационный момент

Приветствие, контроль отсутствующих на уроке.

Задачи

Подвести к мотивационной готовности и положительному эмоциональному настрою учащихся к уроку. Развитие познавательного интереса к истории.

Проверка домашнего задания

Вопроси на повторение:

-Когда и с какой целью была введена политика « военного коммунизма»?

— Какие мероприятия включала в себя политика «военного коммунизма»?

-Была ли она оправдана в условиях гражданской войны?

-Почему эта политика вызывала недовольство крестьян после войны?


Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация к уроку, слайд №1

План урока.

-Причины введения НЭПа.

-Сущность и основные мероприятия НЭПа.

-Итоги и противоречия НЭПа.

Форма организации деятельности уча­щихся

Дополнительные сообщения учащихся о социально-экономическом и политическом положении России в 1921г. (« Голод в Поволжье», «Кронштадтское восстание»);

Анализ таблицы: « Снижения уровня производства после гражданской войны».

Работа в группах с документами.

(задание по группам: «политологи», «экономисты», «социологи»)

Презентация к уроку, слайд №2-4

Функции и основные виды деятельности преподавателя

Координатор действия .Выступление групп. Обобщая выступления учащихся, подводит их к определению основных причин НЭПа.

-Экономических;

-Политических;

-Социальных.

Вывод: социально- экономический кризис в стране требовал смены экономического курса.

Длительность 2 этапа

10 мин.

Изучение нового материала

Определение познавательной цели:

Восстановление экономики и поиск новых путей построения социализма.

Задачи

Формировать умение самостоятельной работы с текстом; перевода информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу); способствовать развитию проектной деятельности.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация к уроку, слайд № 6-11.

Форма организации деятельности уча­щихся

Учащиеся работают с текстом учебника, §14 стр.137-139 документами.

Задание учащимся ( по группам):

— Определить основные мероприятия НЭПа


Функции и основные виды деятельности преподавателя истории на данном этапе

Систематизирует знания по вопросу урока и координирует действия учащихся, оценивает ответы учащихся.

Презентация к уроку, слайд №


Закрепление изученного материала

Работа с рабочей тетрадью. Задание: заполнить таблицу: «сравнительная характеристика политики «Военного коммунизма» и «Новой экономической политики».

Длительность 3 этапа

7 мин.

Задачи

Способствовать формированию умения анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие навыков грамотной устной речи.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Слайд №14, печатный текстовой материал.


Форма организации деятельности учащихся

Беседа через фронтальный опрос.

-В чем вы видите основное отличие НЭПа от политики «Военного коммунизма»?

-Какой раскол внутри партии большевиков вызвала НЭП?

Функции и основные виды деятельности преподавателя

Координатор действий. В ходе беседы обобщает:

Ведущими идеологами НЭПа были- В.И.Ленин, Н.И.Бухарин, Ю.Ларин,

Г.Я.Сокольников. Против- Л.Д.Троцкий,Г.Е. Зиновьев, Л.Б.Каменев Предметом разногласий стал вопрос о том куда ведет НЭП, к реставрации капитализма или к мировой революции? Особенно разногласия обострятся после смерти Ленина в 1924г.


Длительность 4 этапа

5 мин.

Задачи

Формировать умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Результаты групповых заданий выводятся на интерактивную доску.

Форма организации деятельности учащихся

Задание по группам. «Итоги НЭПа». Первая группа положительные итоги, вторая отрицательные.

Закрепление изученного материала

Обобщение итогов НЭПа. Работа в рабочих тетрадях.

Длительность 5 этапа

8 мин.

Задачи

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, определять собственную позицию.

Форма организации деятельности уча­щихся

Работа с текстом учебника. Стр. 142-143

Противоречия и причины свертывания НЭПа.

Почему советское руководство отказалось от НЭПа?

Функции и основные виды деятельности преподавателя

Координатор действий. В ходе беседы подводит учащихся к выводу о том что:

-НЭП не соответствовал идеи создания тоталитарного государства, элементы демократического плюрализма ( многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы;

-Экономическое неравенство противоречило коммунистической идеологии.

-Рассматривалась как временная, переходная мера.

Домашнее задание

§14; сочинение-рассуждение на тему:

Актуальны ли в современных условиях опыт и уроки НЭПа?



















Приложение к уроку НЭП


Промышленное производство в годы первой пятилетки

Вид продукции

Произведено

в 1928 г.

План

на 1932 г.

Произведено

в 1932 г.

Электроэнергия,

млрд квт/ч

5

22

13,5

Уголь, млн т

35,5

75

64,4

Нефть, млн т

11,6

22 (будет добыто

в 1934 г)

21,4

Чугун, млн т

3,3

10 (будет выплавлено

В 1934)

6,2

Сталь, млн т

4,3

10,4

5,9

Трактора, штук

1300

53 000(будет произведено в 1933 г.)

48 900

Автомобили, штук

840

100 000 (будет произведено в 1935 г.)

23 900





Основные отличия новой экономической политики от хозяйственной политики «военного коммунизма».

Политика «военного коммунизма»

Новая экономическая политика

Введение продразверстки

Непосредственный продуктообмен между городом и деревней

Национализация всей крупной, средней, мелкой промышленности

Запрещение аренды земли, применения наемного труда в сельском хозяйстве

Запрещение частной торговли. Государственное распределение продовольствия и товаров народного потребления по карточкам и классовому принципу

Введение трудовой повинности, создание трудовых армий

Натурализация заработной платы вследствие обесценения денег, бесплатность государственных услуг (квартиры, транспорта и т. д.)

Замена продразвёрстки продналогом

Торговля — основная форма экономической смычки между городом и деревней

Сохранение в руках государства крупной и средней промышленности. Допуск частного капитала в промышленности: концессии, аренда мелких государственных предприятий, частные (мелкие) предприятия

Разрешение аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве

Разрешение частной торговли под контролем государства. Развитие государственной и кооперативной торговли

Отмена трудовой повинности, упразднение трудовых армий. Обеспечение промышленности рабочей силой через биржи труда

Укрепление денежной системы, переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг






Итоги НЭПа

+

  1. Посевные площади достигли до военного уровня, 1925год валовый сбор зерна на 20% превысил средне годовой сбор 1913года. Через год на уровень тех лет вышло животноводство.

  2. К 1925году удалось достигнуть 75% выпуска продукции тяжелой промышлености.

  3. 1,5 раза производительность труда.

  4. Построено 200 электростанций.

  5. Рубль стал конвертируемым.

  6. Развивалась культуры.

  7. Созданы условия для нового этапа индустриализации.

  1. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства привело к кризисам:

  1. 1923год «кризис сбыта».

  2. 1925год «хлебозаготовительный кризис».

  3. 1927-1928 год «хлебозаготовительный кризис».

  1. Нарушение товарообмена между городом и деревней «ножницы цен».

  2. Безработица к 1928 году составляла более 2-ух миллионов людей.

  3. Социально-имущественная дифференциация.




Причины и последствия кризисов в годы НЭПа.

Год

Причины кризисов

Сущность

Последствия

1923г.

Неспособность обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства.

«Кризис сбыта» появление в экономике «ножниц цен» — высокие цены на промтовары и низкие цены на с/х товары, что затрудняло товарооборот между городом и деревней.

Товарный голод на промтовары. Кризис удалость ликвидировать, т.к. были сближены ценовые параметры.

1925г.

Непродуманная экономическая политика развития НЭП.

Кризис хлебозаготовок.

Уменьшение экспорта

1927– 1928гг.

Противоречия между рыночными и административно-социалистическими налогами в экономике.

Кризис хлебозаготовок.

Свертывание НЭПа.

Вывод: Кризис НЭПа были следствием нарушения взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельского хозяйства, неумения большевицкого руководства грамотно регулировать экономические процессы.



СТРАНУ ПОСТИГЛО СТРАШНОЕ БЕДСТВИЕ: ЗАСУХА, НЕУРОЖАЙ, ГОЛОД

В 1921 г., когда только что закончилась гражданская война, огромную территорию РСФСР и Украины охватила засуха, неурожай и голод. Общая численность населения, находившегося в неурожайных районах, составляла до 35 млн. человек, из них 30 млн.— сельское население. К маю 1922 г. от голода и болезней погибло около 1 млн. только крестьян. Около 2 млн. детей осиротело.

Районы страны, охваченные голодом

…Массив (пораженный засухой) простирается от северного Каспия, охватывая все Поволжье, весь бассейн реки Урал — от Астрахани до Гурьева, через Саратов, Самару, Уральск, Оренбург, Симбирск до Казани и Чебоксар. Этот массив захватывал часть среднего течения Дона, бассейн Камы, районы Башкирии, часть Казахстана и Западной Сибири. Неурожаем были охвачены также многие районы Южной Украины.



Факты

В 1921—1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн человек из поволжских и украинских губерний. Весной—летом 1921г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн человек.

В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине — более 3 млн случаев.

По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена—192 тыс. картошки — более 20 тыс. руб. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200—300 руб. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.

Январь—февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!»

Документы

Документ 1

Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных кур сов РККА в Петрограде:

«3 сентября 1920 г. …Оказывается, что декрет о повышении жалованья штатным преподавателям на 300% уже вышел 2 месяца назад, а мы получали все еще 5300… Приказ Реввоенсовета должен дойти до нас… Дай бог получить к новому году. А паек семейству, вероятно совсем не дадут, по той простой причине, что не из чего… а наличии ми — ни гроша, и кругом в долгу.

24 декабря 1920 г. А положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем».



Документ 2

Из частного письма:

«Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали».

Правящей партии, провозглашавшей себя партией пролетариата и беднейшего крестьянства, необходимо было налаживать мирной жизнь разоренной страны. Значительная часть партийцев считала, что это можно было сделать прежними методами. Для актуализации знаний учащихся учитель обращается ко второй графе сравнительной таблицы «Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны и в 20-е гг.».


Документ 3

«Кронштадтское восстание»:

В феврале-марте 1921 г. произошло восстание на острове Котлин, где располагалась крупнейшая база Балтийского флота – город-крепость Кронштадт. Гарнизон насчитывал 18 707 человек, в городе проживало 30 тыс. гражданского населения. В гавани стояли линкоры «Севастополь» и «Петропавловск» и другие военные корабли.

Общее собрание корабельных команд потребовало предоставить политические свободы (слова, печати, объединений) представителям различных социалистических партий, рабочим и крестьянам, освободить всех политических заключенных и арестованных в связи с рабочими и крестьянскими волнениями, провести перевыборы Советов на основе многопартийности. Один из матросов заявил: “Вот наши требования: долой продразверстку, долой продотряды, даешь свободную торговлю, требуем свободного переизбрания Советов”. Лозунг «Вся власть Советам, а не партиям!» поддержали жители Кронштадта.

2 марта матросы и горожане избрали ВРК – Временный Революционный Комитет во главе с матросом С. Петриченко. На следующий день советские газеты сообщили о контрреволюционном белогвардейском мятеже в Кронштадте под лозунгом «За советы без коммунистов!» Делегации восставших, направленные для переговоров с властями, были арестованы, а позднее расстреляны. Советское руководство не только угрожало военным подавлением мятежа: 7 марта начались обстрелы Кронштадта.

Одновременно с обострением обстановки в Кронштадте начал работу X съезд партии. Было принято решение отменить продразверстку, таким образом большевики фактически удовлетворили одно из важнейших требований восставших. Но отношение к кронштадтцам не изменилось, Ленин утверждал, что они опаснее, чем «Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые». Триста делегатов съезда были отправлены на подавление мятежа. Военная операция была необычной: силами пехоты необходимо было как можно быстрее взять морскую крепость (лед таял, и остров Котлин с крепостью мог превратиться в неприступную твердыню). Штурм в ночь на 8 марта был отбит кронштадтцами. Успеха власть добилась во время второго штурма в ночь на 17 марта. М. Тухачевский, командовавший 7-й армией, штурмовавшей Кронштадт, говорил: «Я был пять лет на войне, но не могу вспомнить, чтобы когда-либо наблюдал такую кровавую резню. Это был ад. Матросы бились, как дикие звери. Откуда у них бралась сила для такой боевой ярости, не могу сказать. Каждый дом, который они занимали, приходилось брать штурмом. Целая рота боролась полный час, чтобы взять один-единственный дом, но когда его наконец брали, то оказывалось, что в доме было всего два-три солдата с одним пулеметом».

Историк Ю. Щетинов так оценил главные итоги Кронштадтского восстания: освобождение экономики от тотального государственного регулирования, толчок к новой экономической политике – и одновременное ужесточение политического режима, укрепление диктатуры большевистской партии.

Часть восставших ушла в Финляндию и сдалась финским властям. Более 2100 взятых в плен кронштадтцев расстреляли. В лагеря отправили около шести с половиной тысяч человек. В 1994 г. участники Кронштадтского восстания были реабилитированы.


Свежие документы:  Конспект урока по истории "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: