Конспект урока «Газообмен в легких и тканях» 8 класс


8 класс

Урок «Газообмен в легких и тканях»

Цель:углубить знания о строении легких и газообмене в легких и тканях;

Задачи:

Образовательная:

  • раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы, повторить строение органов дыхания.

Развивающая:

  • развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу, работать в парах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

Воспитательная

  • воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью, умение общаться с одноклассниками.

Оборудование: раздаточный материал,лабораторное оборудование, презентация, таблица «Органы дыхания».

Основные приемы: индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.

Основные ключевые понятия: легкие, «ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия, легочное дыхание, тканевое дыхание.

Тип урока: комбинированный урок.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка и актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Обобщение и систематизация новых знаний.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях,

Тема урока «Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?

Сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:

Дыхание — жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна — 15 — 20 литров воздуха, при физической работе — 45 — 60 литров воздуха, при тяжелой работе — до 120 литров воздуха. На уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2.

  1. Проверка и актуализация знаний(7 мин.)

Каковы основные функции дыхательной системы?

Проверим ваши знания дыхательной системы с помощью тестов

  • индивидуальная работа учащихся с карточками



Вариант 1(низкий уровень сложности)

1.Органом голосообразования является

а) бронх;

б) гортань;

в) трахея;

г) глотка.

2.Согревание вдыхаемого воздуха в носовой полости происходит за счет

а) обонятельных клеток;

б) рецепторов;

в) кровеносных сосудов;

г) извилистых ходов.

3.Какой орган дыхания человека имеет многократное анатомическое ветвление

а) носоглотка;

б) бронх;

в) трахея;

г) гортань.

4. Значение дыхания(найди 2 правильных ответа):

а) движение;

б) газообмен;

в) окисление органических веществ;

г) переваривание.

5.Внутренняя полость носа выстлана

а) соединительной тканью;

б) мышечной тканью;

в) мерцательным эпителием;

г) жировой тканью.



Вариант 2 (средний уровень сложности)

1.Какое анатомическое образование предохраняет от попадания в легкие инородных частиц?

а) щитовидный хрящ;

б) твердое небо;

в) трахея;

г) надгортанник.

2.Голосовые связки у человека располагаются в области

а) гортани;

б) трахеи;

в) пищевода;

г) корня язык.

3.Верхние дыхательные пути включают(выбери 3 правильных ответа из предложенных)

а) бронхи;

б) носовую полость;

в) легкие;

г) носоглотку;

д) трахею;

е) глотку.

4. Установите последовательность этапов газообмена у человека

а) транспортировка газов кровью;

б) обмен веществ между воздушной средой и легкими;

в) обмен газов между легкими и кровью;

г) газообмен в тканях.



Вариант 3 (высокий уровень сложности)

1. Анатомической основой гортани являются

а) мышцы, образованные поперечнополосатыми волокнами;

б) разнообразные по форме хрящи;

в) эпителиальные клетки, образующие множество слоев;

г) мелкие косточки, расположенные в области шеи.

2.Определите правильную последовательность прохождения воздуха из атмосферы в дыхательные пути.

а) трахея;

б) бронхи;

в) носовая полость;

г) носоглотка;

д) гортань;

е) глотка.

3. Из перечня органов дыхательной системы (1-7) выберите правильные полные ответы на вопросы(А-Ж), то есть установите соответствие.

1. Слизистая оболочка

2. Бронхи

3. Трахея

4. Надгортанник

5. Гортань

6. Хрящевые полукольца

7. Носовая полость

А- Не пропускает пищу в гортань.

Б — Не дают трахее сужаться.

В — Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревая его.

Г — Поверхностный слой воздухоносных путей.

Д — Самая длинная часть воздухоносного пути.

Е — Внутри содержит голосовые связки.

Ж — Орган, по которому вдыхаемый воздух доставляется до легочных пузырьков.



  • Обмениваемся тестами в паре и проверяем карандашом работу своего одноклассника, высчитываем количество баллов.



  1. Изучение нового материала. (15мин.)

Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

1. Как вы себя чувствуете?

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

3. Сколько времени мы можем не дышать?

4. Зачем же мы дышим?

5. Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?

Учитель(объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации): Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких«.

Каждое легкое одето оболочкой — легочной плеврой. Плеврой также выстлана грудная полость с внутренней стороны. Это пристеночная плевра. Между легочной и пристеночной плеврой узкая щель. Это плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха, уменьшая трение.

В органах дыхания происходит 2 вида дыхания : легочное дыхание (внешнее) и тканевое дыхание(клеточное). Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен меду воздухом и кровью. Тканевое дыхание — это газообмен между кровью и клетками тканей.

Как же происходит легочное дыхание или газообмен в легких?

Обмен газов в легких осуществляется с помощью диффузии.

А что такое диффузия газов? Спросим у наших ребят — «физиков». Выступление группы «физиков».

Итак, кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы содержит много углекислого газа. В воздухе легочных альвеол углекислого газа мало, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его связывает гемоглобин и превращается в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по легочной вене направляется к сердцу.

Чтобы этот газообмен происходил постоянно, надо чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.

Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов. Выступление учеников — «химиков». Сообщение о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, проведение опыта по определению состава выдыхаемого воздуха. Ученик берет стакан с известковой водой и дует на нее в трубочку для коктейля. Вода должна помутнеть. Это доказывает, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ.



Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании. Оно происходит в капиллярах большого круга, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей. Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, частично растворяется или химически связывается с солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, затем в правый желудочек, а затем по легочной артерии- в легкие — круг замыкается. В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения.(демонстрация схемы в программе)

  1. Обобщение и систематизация новых знаний

Таким образом мы проследили с вами движение газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.

  • попробуем ответить на проблемные вопросы ,поставленные в начале (1 мин.).



Физкультминутка

Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».

Упражнения для глаз: Не двигая головой, вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу

  1. Закрепление нового материала

  • Кроссворд — отгадывают в парах,

  • ученики сами осуществляют проверку кроссвордов и выставляют оценки по десятибальной системе по количеству отгаданных слов.

  1. Рефлексия

Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:

  • проверка пройденного — максимум 6 баллов;

  • подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) — максимум 5 баллов;



  • работа с кроссвордом — максимум 10 баллов.

На листе оценки знаний ученик выставляет баллы, подсчитывает их сумму и ставит оценку, критерии оценки — на листе.

Итого максимум 21 балл.

19-21балл — «5»

17-18 баллов- «4»

13-16 баллов — «3».

На листе оценки — напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.

  1. Домашнее задание

Дифференцированное:1)параграф 27 изучить, ответы на вопросы на с.141 устно ( у кого за урок оценка «отлично»);

2)параграф 27 изучить, ответы на вопросы и задание на с.141 устно ( у кого за урок оценка «хорошо»);

3)параграф 27 изучить, задания 111,112 печатной в рабочей тетради

( у кого за урок оценка «удовлетворительно»);

























































Приложение 1



Правильные ответы

Вариант 1


Вариант 2


Вариант 3


1.Б — 1 балл

1.Г — 1 балл

1. Б -1 балл

2.В — 1 балл

2.А — 1 балл

2 . В,Г,Е,Д, А,Б (точная последовательность) — 2 балла

3.Б — 1балл

3. Б,Г,Е (в любом порядке)

— 2 балла

3. 1-Г, 2-Ж, 3-Д, 4-А, 5-Е, 6-Б, 7-В

— 3 балла

4.Б,В — 2 балла

4 . Б,В, А,Г(точная последовательность) — 2 балла

5.В — 1 балл



! Внимание!Если в сложном задании(оно выделено синим цветом в таблице правильных ответов) допущены ошибки , то за 1 ошибку снимается 1 балл, за 2 ошибки — 2 балла.























































Приложение 2



Кроссворд

Вопросы:

1.Узкая щель между легочной и пристеночной плеврой-плевральная …

2.Во что одето каждое легкое?

3.Главная функция дыхания

4.Место входа вен, артерий, бронхов в легкие.

5. Полость, где расположены обонятельные клетки.

6. Легочный пузырек.

7.Процесс, благодаря которому происходит обмен газов в легких.

8. Вещество-переносчик кислорода к клеткам.

9. Дыхание, происходящее в капиллярах большого круга кровообращения.

10.Вид дыхания, обеспечивающего газообмен между воздухом и кровью.








4












3


 












 


 




7








 


 




 





2



 


 




 




1

 

 

 

 

 

 

 



 





 



 


 


6


 





 



 




 


 





 



 




 


 





 



 




 


 


9



 


5

 

 

 

 

 

 

 


 










 




 










 




 




8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










 




 














 







10

 

 

 

 

 

 

 

 













 


Приложение 3







Ответы кроссворда







4












3


в












г


о




7








а


р




д





2



з


о




и




1

п

о

л

о

с

т

ь



ф





л



о


а


6


ф





е



б




а


у





в



м




л


з





р



е




ь


и


9



а


5

н

о

с

о

в

а

я


т










е




к










о




а




8

г

е

м

о

г

л

о

б

и

н










а




е














в







10

л

е

г

о

ч

н

о

е













е


















































Приложение 4



Лист оценки ____________________________________(Фамилия, Имя)



Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:

  • проверка пройденного(тест) — максимум 6 баллов — уже подсчитан соседом;

  • подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) — максимум 5 баллов;

  • работа с кроссвордом — максимум 10 баллов.

Итого максимум 21 балл.

19-21балл — «5»

17-18 баллов- «4»

13-16 баллов — «3».

На листе оценки — напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.



Тест по пройденному материалу (макс. 6 баллов)- выставляет сосед по парте

Подготовка материала к уроку и выступление в составе группы (макс. 5 баллов)

Работа с кроссвордом (макс.10 баллов)

Итого

Оценка














Понравился ли тебе урок?_________________________________________

Что тебе понравилось на уроке?____________________________________

Что хотел бы изменить?_______________________

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по химии и биологии: "КВЭН – клуб веселых, эрудированных

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: