Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Химический состав клеток. Неорганические вещества»




Конспект урока биологии для 6 класса
по теме

«Химический состав клеток. Неорганические вещества»

Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии

филиала МБОУ Мурзицкой СОШ — Кочетовская ООШ,

с. Кочетовка (Сеченовский район, Нижегородская область)

УМК «Биология. 6 класс. Живой организм»

Под редакцией Н. И. Сонина

Тип урока: комбинированный

Цель: изучить химический состав клеток живых организмов, познакомиться с неорганическими веществами, входящими в состав клеток, рассмотреть их функции

Задачи:

1) Образовательные:

— дать понятие о неорганических веществах клетки;

изучить химический состав растений и животных;

— рассмотреть роль разных веществ в организме.



2) Воспитательные:

продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой;

— воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;



3) Развивающие:

— продолжить развитие умений работать с учебником и рабочей тетрадью;

— способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, семена пшеницы, пробирки, штатив, спиртовка, спички.


Использованные источники

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.

  2. Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.

  3. М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005

  4. Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007

  5. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.

Ссылки на сайт:

https://biouroki.ru/material/animals/gidra.html

https://images.yandex.ru/

https://go.mail.ru/search_images

https://bio.1september.ru/article.php?ID=200800605





Ход урока:

Этапы урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент


Приветствие.

Определение целей и задач урока

( слайд 1)

1 мин


Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

2

Проверка домашнего задания.


Индивидуальная работа учащихся по тестовым заданиям.

(Приложение 1)

6 мин



Раздает задания по вариантам, объясняет их выполнение.

Работают с заданиями




3

Изучение нового материала.

Мотивация




Фронтальная работа с классом

( слайд 2)













2 мин


Учитель задает учащимся наводящие вопросы:

  1. Что объединяет все живые организмы? (клеточное строение)

  2. К живой или неживой природе относят семена пшеницы?

(живая природа)

  1. Почему?

По ходу обсуждения, учитель пишет на доске два столбика суждения по поводу того, что семена живые ( прорастают) или неживые

( не питаются).

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.







Демонстрация опыта

«Дыхание прорастающих семян»

( слайд 3)




4 мин








Учитель берет две пустые колбы, в одну из которых помещает в влажные набухшие семена. Затем закрывает обе колбы резиновыми пробками с вставленными в них горящими свечами. В ходе опыта, видно, что свеча в колбе с семенами гаснет, а в пустой – она горит.

Дети обсуждают результат опыта, демонстрирующий им, поглощение кислорода внутри колбы семенами и выделение ими углекислого газа, не поддерживающего горение.


Рассказ учителя с элементами беседы

( слайд 4)


3 мин




Учитель обобщает суждения детей, сообщает, что набухшие семена дышат, а значит – они живые. Вовремя дыхания семян, выделяется тепло, нагревающее их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян. Сырые проросшие семена дышат энергичнее непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян не погибают. Семена теряют всхожесть. Чтобы этого не происходило, семена убирают на хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным. Это необходимо и для сухих семян, хотя дышат они слабее, чем прорастающие. Такие условия для хранения семян создаются в современных зернохранилищах. (элеваторах).

Учитель, отмечает, что бывают мертвые (невсхожие) семена, которые никогда не прорастут, так как зародыш в них погиб

Слушают объяснение учителя и приходят к выводу, что семена относятся к живой природе, так как созданы живыми растениями.

Объяснительно- иллюстративный с

( слайд 5 — 6)

5 мин


Рассказ учителя с элементами беседы об химических элементах живых клеток и их содержании

Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь схему «Вещества клетки»


Демонстрация опыта «Нагревание семян в сухой пробирке»

( слайд 7)


5 мин


Учитель демонстрирует учащимся сухую пробирку и находящиеся в ней сухие семена. Затем помещает пробирку под пламя спиртовки и нагревает ее. Стенки пробирки начинают запотевать. Просит учащихся прокомментировать происходящие изменения в пробирке

Учащиеся замечают выделение из семян жидкости — воды, поясняют, что она ранее входила в состав семян.

Демонстрация опыта «Сжигание семян»

( слайд 8)


5 мин


Учитель кладет на химическую ложечку несколько сухих семян и помещает в пламя спиртовки. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление неорганических веществ (минеральных солей)

Учащиеся наблюдают за демонстрацией опыта и его результатами

Физкультминутка

(слайд 9)

2 мин


Демонстрирует упражнения

Выполняют упражнения



Групповая работа с текстом учебника по заданию карточек

(Приложение 2)



( слайд 10)


5 мин


Учитель раздает детям карточки, просит их самостоятельно прочитать текст стр. 12-13 и выполнить задание (Приложение 2)



Комментирует ответы учащихся, поощряя их.

Работают с текстом, выполняют задание.


По прошествии времени, учащиеся каждой группы по цепочке читают предложения из задания и вставляют недостающие термины.

4

Закрепление нового материала


Работа с заданиями №1 и № 2

( слайд 11-12)

5 мин

Раздает задания №1 и №2 по карточкам и объясняет учащимся алгоритм их выполнения, организует беседу с учащимися по итогам выполнения заданий.

Выполняют задание. Называют правильные ответы.

5

Итоги урока.

Домашнее задание


Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия.

( слайд 14)

2 мин.






Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?

  2. Что нового вы узнали?

  3. Чему научились?


Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Отвечают на вопросы.





Записывают домашнее задание



Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: