Конспект урока биологии для 7 класса по теме «Тип Кишечнополостные»


Конспект урока биологии для 7 класса
по теме
«Тип Кишечнополостные»

Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии

филиала МБОУ Мурзицкой СОШ — Кочетовская ООШ,

с. Кочетовка (Сеченовский район, Нижегородская область)

УМК «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов»

Под редакцией Н. И. Сонина и др.

Тип урока: комбинированный

Цель: изучить морфологию и строения кишечнополостных; познакомиться с функционированием их организма и жизнедеятельностью.

Задачи:

1) Образовательные:

— изучить характерные черты внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности, связанные со средой обитания, на примере пресноводной гидры;

— уметь находить особенности строения кишечнополостных связанные с образом жизни;

— продолжать формирование навыков работы с влажными препаратами;

2) Воспитательные:

— воспитывать у учащихся тягу к знаниям;

— развивать у учащихся стремление заботиться о природе;

3) Развивающие:

— продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника и акцентировать внимание на главных мыслях текста заданного параграфа;

— способствовать развитию умения сравнивать объекты природы между собой.

Использованные источники

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа,2011г.

  2. Биология. Животные. 7-8 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Никишов, И.Х. Шарова — М.: Просвещение,2000г.

  3. Жизнь животных в 6 томах. 1том. Беспозвоночные. /под редакцией профессора Л.А. Зенкевича – М.: Просвещение, 1968г.

Ссылки на сайт:

https://ts1.mm.bing.net/

https://go.mail.ru/search_images

https://biouroki.ru/material/animals/gidra.html



Ход урока:

I Организационный момент (Приветствие учащихся)

II Проверка домашнего задания

Деление учащихся на группы для работы по карточкам ( Приложение 1)

III Изучение нового материала

Учитель озвучивает итоги работы по карточкам, акцентируя внимание на преимуществах строения многоклеточных организмов по сравнению с одноклеточными. А также подчеркивает родственную связь между этими группами организмов.

Учитель сообщает, тему урока «Тип Кишечнополостные». Записывают ее на доске. Заостряет внимание семиклассников, что название типа «Кишечнополостные» содержит два понятия «кишечник» и « полость». Обращается к презентации и знакомит обучающихся с представителями типа (слайд 1 ). Ребята записывают классы типа и их представителей (слайд 2 )

Тип Кишечнополостные:

  1. Класс Гидроидные (Пресноводная гидра)

  2. Класс Сцифоидные ( Медузы)

  3. Класс Коралловые полипы (Мадрепоровые кораллы)



  1. Учитель акцентирует внимание учащихся, что Тип Кишечнополостные будут изучать на примере пресноводной гидры, представителя класса Гидроидных.



Особенности строения :



А) «Лучевая симметрия», характерная для животных, которые ведут малоподвижный образ жизни. (слайд 3 )

Б) «Полип» , в переводе с греческого – «многоног» или имеющий много щупалец (слайд 4 )

В) Среда обитания – водная

Г) Внешнее строение пресноводной гидры (слайд 5)

Учитель рассказывает о внешнем строении , учащиеся зарисовывают гидру в тетрадь, обозначая части тела гидры

Д) Внутреннее строения гидры (слайд 6)

Учитель рассказывает о внутреннем строении гидры, а учащиеся по ходу рассказа заполняют в своих тетрадях таблицу (слайд 7 )

Слой тела

Клетки

Функции

Эктодерма


















Учитель акцентирует внимание на «стрекательных» (слайд 8 ) и «половых» клетках (гаметах) обозначающихся знаками: https://festival.1september.ru/articles/576582/1.gif и формирующихся при приближении холодов .Если гаметы формируются на теле одного организма, то такие организмы называются «гермафродиты»

Е) Питание – Гетеротрофы (хищники) (слайд 9) Учитель просит ребят самостоятельно прочитать текст на стр.106 «Питание гидроидных» и объяснить почему гидру относят к хищникам. После заданного времени заслушивает ответы учеников

Учитель акцентирует внимание учащихся на то что, переваривание пищи осуществляется у гидры как внутри клеток, так и в кишечной полости под влиянием пищеварительного сока железистых клеток. Такое полостное и внутриклеточное пищеварение характерно для всех кишечнополостных. Следует также отметить, что не переваренные остатки пищи удаляются из тела через единственное ротовое отверстие.

Ж) (слайд 10) Размножение: Бесполое — Почкование ( летом). Это бесполый путь размножения. Половое: с участием гамет ( при наступлении неблагоприятных условий) .

Учитель рассказывает об особенностях полового размножения , акцентируя внимание на стадии личинки «планулы» и периодах эмбрионального развития.

З) Раздражимость (слайд 11) Рассказ учителя с демонстрацией слайда.

III. Закрепление нового материала

1. Учитель демонстрирует учащимся влажные препараты медузы и актинии и просит их ответить на вопросы: (слайд 12)

  1. К какому типу относятся данные виды?

  2. Какой вид симметрии присущ этим видам?

  3. В какой среде они обитают?



  1. Заполните пропуски в тексте (слайд 13)

Тип Кишечнополостные делится на ___ класса: __________, _____________ и ______________. Среда обитания у всех видов __________. Тело гидры состоит из _________ слоёв клеток. Наружный слой называется ____________, а внутренний ______________. Между ними находится ___________________. Внутри расположена _______________ полость, заходящая также в щупальца. На наружном слое находятся : ____________ , ________________, _________________, __________________ и ________________ клетки. Во внутреннем слое лежат ___________ и _______________ клетки. Отличительным признаком кишечнополостных является наличие в них ____________ клеток, особенно на её щупальцах. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Гидра размножается ____________ и ____________ путем.

VI. Д/З изучить текст учебника «Тип Кишечнополостные» стр. 104 -107, ответить на вопросы 1-4 страница 111 (слайд 14)



4


Свежие документы:  Игра «Интерны+»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: