Конспект урока по географии «Озера. Вода в «земных кладовых»» 5 класс


Автор: 

Зиновьева Юлия Андреевна.

Место работы, должность: 

МОУ ООШ поселка Северный Хвалынского района Саратовской области, учитель географии

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Ученик

Класс: 

 5 класс

Предмет: 

 География

Цель урока: 

формирование знаний об озерах, ледниках и подземных водах

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

 5

Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК «Вентана-Граф»

Используемая методическая литература: 

Литература

Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. А. Летягин; под общ. ред. В. П. Дронова. – 2 изд., дораб. и доп. – М.; Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил.

Летягин А. А. География: дневник географа-следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Летягина А. А «География. Начальный курс»/ А. А. Летягин. –М.; Вентана-Граф, 2013. – 96 с.: ил.: вкл.

Душина И. В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. География 5-9 классы. Программа / А. А. Летягин. – М.; Вентана-Граф, 2011. – 192 с.

Летягин А. А. Атлас. Начальный курс географии/ под. ред. Летягина А. А. – М.; Вентана-Граф, 2013. – 24 с.

 

Используемое оборудование: глобус, настенная карта, карты атласа, учебник, компьютер

Краткое описание:

урок географии в 5 классе «Озера. Вода в «земных кладовых»» в свете ФГОС нового поколения

Методическая разработка урока в 5 классе

«Озера. Вода в «земных кладовых»» по УМК «Вентана-Граф»

         Целевая установка урока: формирование знаний об озерах, ледниках и подземных водах

Обучающие:

·         создать условия для формирования представлений об озерах, ледниках и подземных водах.

Развивающие:

·        создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

·        продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

·        развивать умения  организовывать свою деятельность;

·        развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.

Воспитательные:

·         способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;

·         способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Ключевые слова по теме урока: озеро, ледник, покровной ледник, айсберг, горный ледник, подземные воды, водоносный пласт, грунтовые воды, водоупорные слои.

Планируемые результаты:

Предметные:

·        формирование представлений об озерах, ледниках, подземных водах;

·        овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

·        формирование умений и навыков использования географических знаний об озерах, ледниках, подземных водах в повседневной жизни.

Свежие документы:  «Географическое положение Африки. История исследования материка»

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей

Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

Коммуникативные УУД: планированиеразрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

·        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

·        освоение социальных норм и правил поведения в парах;

·        формирование коммуникативной компетентности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: глобус, настенная карта, карты атласа, учебник, компьютер



























Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

личностные

предметные

метапредметные

1

Организационно — мотивационный этап урока

 

 




1.1

Организационный момент

Проверка присутствующих по журналу

Участвуют в проверке




1.2

Создание

мотивационной

установки


Прочтение стихотворения Марка Львовского «Озера» или прослушивание песни

Как прекрасны бывают озера,
Окруженные лесом густым,
Над водою склоняются ивы,
Тихо шепчут под ветром кусты.

Я плыву на резиновой лодке,
Там где рыба стоит в глубине,
Надо мною сияет солнце,
И судьба улыбается мне!

А когда вдруг ударят морозы,
И покроется озеро льдом,
Рыбаки, одевшись в тулупы,
За уловом идут гуськом.

Я любуюсь заснеженным полем,
Не пугает меня пурга,
От нее я укроюсь в палатке,
Наступила седая зима.

Почему так прекрасны озера?
Нет ответа, не знаю я,
Только тянут они как магнитом,
И душа отдыхает моя!

  1. Как вы думаете, о какой теме сегодня пойдет речь?

Наводящие вопросы:

  1. Как называется стихотворение?

  2. О каком водоеме идет речь?


Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.









































Отвечают на вопросы.

Возможные варианты ответов: 1. вода, озеро и т. д.


2. Озера


3. Озеро

Самооценивание на основе критерия успешности

Объясняют и доказывают

Излагают свое мнение (К), осознанное построение речевого высказывания (П)

1.3

Определение

темы и задач урока

Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и

формулировку на их основе задачи

(применяя деятельностную форму, используя глаголы).


С помощью учителя

формулируют тему и задачи

урока на основе

содержания параграфа.

Беглое прочтение текста



Возможные ответы: что такое озеро; ледники; подземные воды.

Рассмотреть значения новых слов параграфа, познакомится с крупными озерами планеты и нашей страны.

Самоопределение, смыслообразование


Целеполагание (П), извлечение необходимой информации (П), выражение своих мыслей (К).

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

 

 




2.1

Проверка домашнего задания

Организует работу с дневником географа-следопыта. (Задание № 2 — 3 стр. 51) Работа с картой: показать реки: Амазонка, Нил, Миссисипи, Муррей, Волга, Лена, Енисей.

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Самооценивание на основе критерия успешности,

Представление о современной научной картине мира

Выполнение пробного учебного действия (Р)

2.2

Актуализация  

знаний.

Создание проблемной ситуации: почему озера так разнообразны?

Участвуют в обсуждении



Определять проблему (Р), излагают свои версии (К), выдвигают версии (Р), излагают и корректируют свое мнение (К)

3.

Выявление места и причин затруднения

Формирование новых знаний. Формирование представления об озерах.

Работа с текстом учебника и дневником географа-следопыта (№1 стр. 52)

 

 

 

 

 

 

Находят в тексте определение «озеро», виды озер: пресные, соленые, солоноватые


умение работать с различными источниками информации, умение объяснять, выделять, описывать явления

Анализ и обобщение (П),выражение речевого высказывания(П), выражают свои мысли (К), аргументация(К)

3.1

Физминутка  (здоровьесберегающий компонент)

А сейчас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

А теперь вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.


Проводят физкультминутку




4.

Построение проекта и выхода из затруднения


Учитель: Ребята, представьте, что пресная вода в реках и озерах вдруг закончилась, откуда люди будут брать пресную воду?

Почему ледники и подземные воды называют «земные кладовые»?



Ученики отвечают, что запасы пресной воды есть в ледниках и подземных водах.

Они являются природным «кладом» пресной воды.



Самооценивание на основе критерия успешности

умение объяснять, выделять, описывать явления

Анализ, синтез, обобщение (П), причинно следственные связи(П), выдвигают версии (Р), планирование деятельности (Р), представление информации в разных формах(П)

5.

Реализация построения проекта


Учитель: поработайте с учебником и определите виды ледников.

Работа с дневником географа-следопыта (№2 стр. 52 — 53)


Работа в парах.

Определяют, что ледники могут быть покровными и айсбергами, их отличия.

Осознание ответственности за общее дело

умение объяснять, выделять, описывать явления

Анализ, синтез, обобщение (П) причинно следственные связи(П), понимать позицию другого(К), излагать свое мнение (К)

6.

Закрепление

 Проверить работу

 Проговаривание вслух основных терминов и понятий, установление причинно-следственных связей.



Подведение под понятие, проговаривание во внешней речи (П),

7.

Практикум

Организует работу с контурными картами

Закрепляют свои знания и умения. Наносят крупные озера на контурные карты.



Контроль (Р), коррекция (Р), оценка (Р), использование ИКТ (К),

8.

Включение в систему знаний

Дает задание  составить устный рассказ о  том, как нужно себя вести на озере в разные времена года

Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Умение применять географические знания в повседневной жизни.

Создание устных и письменных текстов (К), осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),

9.

Рефлексия.

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Участвуют в подведении итогов урока.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


Контроль и оценка результатов деятельности (П)

10.

Постановка домашнего задания.

Параграф 18 стр. 103-106, задание 2

Придумать вопросы для теста по теме урока, подобрать к вопросам иллюстрации.

Записывают домашнее задание






Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "техника прыжка в длину с разбега"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: