Итоговая работа по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении географии» в 5 классе


Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарская государственная областная академия (Наяновой)







Итоговая работа

по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении географии в 5классе в рамках ФГОС»

по программе инвариантного блока «Основные направления модернизации региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»


(03. 02 2014 по 14. 02. 2014г)








Выполнила:

Журанова Татьяна Дмитриевна учитель географии

ГБОУ СОШ с Падовка

м.р. Пестравский

Самарской области











Самара 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ СТР.


Введение——————————————————————————- 3


Часть I. Психолого-педагогические и теоретические основы

проблемы по теме: «Системно-деятельностный подход

в обучении географии в 5 классе в рамках ФГОС»—————— 5


Часть II. Опыт организации деятельности учащихся 5-го

класса на первом уроке по географии по теме: «География как

наука» в рамках ФГОС———————————————————- 10


Используемые информационные ресурсы—————————
















Введение.

В Российской Федерации полным ходом идёт модернизация образования, основой которой является внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения. Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности Приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Чтобы это сделать учителю необходимо перестроить методику преподавания. Естественно, передо мной встал вопрос: «Как учить?» Так как приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей, то в этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию. Мною было обнаружено, что знаний о системно-деятельностном подходе в обучении у меня недостаточно, как это требует время. Таким образом передо мной возникла проблема, которую можно решить.

Итак, проблема: «Недостаточный уровень знаний о системно-деятельностном подходе, лежащем в основе Федеральных государственных образовательных стандартов».

Далее перед собой я поставила

цель:

«Повышение уровня компетентности в области системно-деятельностного подхода в обучении географии» и определила

задачи:

— изучить теорию системно-деятельностного подхода и технологию деятельностного метода в обучении учащихся;

-систематизировать полученные знания о системно- деятельностном подходе;

— организовать в практической деятельности внедрение технологии деятельностного метода в обучении географии в 5 классе.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования.

Часть I. Психолого-педагогические и теоретические основы проблемы по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении географии в 5 классе в рамках ФГОС»

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Тогда старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход стал основой стандартов нового поколения.

Своеобразный «ренессанс» интереса к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие. Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков пишет: «…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Культурноисторический системнодеятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический…»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что
предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей
системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В системно – деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание; планирование; организация; реализация целей; анализ результатов деятельности.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Основания"

Какова типология уроков системно-деятельностного подхода?
Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.
1 группа – уроки «открытия» новых знаний.
Выделяют 2 цели:
А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2 группа – урок отработки умений и рефлексии.
А) деятельностная цель: — формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
Б) содержательная цель: — закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
3 группа — уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.

4.группа – уроки развивающего контроля.
А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5 группа – урок – исследования (урок творчества)
А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Б) содержательная цель: — Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Часть II. Опыт организации деятельности учащихся 5-го класса на первом уроке по географии по теме: «География как наука» в рамках ФГОС.

1. Итак ,деятельностный  подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Посмотрим, как можно организовать деятельность обучающихся при изучении темы: «География — как наука» или в УМК «СФЕРЫ» эта тема звучит, как «География: древняя и современная наука». Если заглянуть в рабочую программу, то на данном уроке необходимо изучить такие вопросы, как : (Слайд №2)

Зарождение науки о Земле.

Система географических наук.

Знакомство с учебником, структурой учебника

и особенностями используемых компонентов УМК .

Кроме того мы должны развивать согласно требованиям ФГОС основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Конкретно на данном уроке обучающиеся должны научиться: Слайд № 3

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

2.Итак, согласно новых требований тему урока учащиеся формулируют сами, учитель подводит учащихся к осознанию темы.

Так как я работаю по УМК « СФЕРЫ», то для определения темы урока можно предложить учащимся прочитать первый абзац введения, который содержит определённую информацию и дать задание после прочтения попробовать сформулировать тему урока.

В связи с тем, что ФГОС требует от учащихся развития коммуникативных навыков, то класс сразу же на первом уроке следует разбить на группы, объяснить учащимся как нужно работать в группах и тогда это задание можно дать каждой группе.

Свежие документы:  Программа элективного курса "Простые механизмы" 8 класс

Информация для прочтения следующая:

Слайд№4

« В этом учебном году в вашем школьном расписании появилось много новых предметов. Один из них — география. География — одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов:geo — Земля и grapho — пишу (описание). Это название родилось неслучайно. Знакомясь с природой, населением и хозяйством неведомых земель, люди описывали то, что видели. Из этих разнообразных описаний путешественников и торговцев, мореплавателей и полководцев и родилась наука география. Так впервые её назвал греческий учёный Эратосфен более 2200лет тому назад. География помогала людям отвечать на вопросы «что это?» и « где это расположено?»

Какая деятельность учащихся здесь просматривается: смысловое чтение, то есть дети должны непросто прочитать текст, а они должны его проанализировать, сделать для себя вывод, предложить свою точку зрения, обсудить в группе, возможно и вступить в спор или согласиться с товарищем, принять общее решение и публично выступить представителю группы перед всем классом .

В результате дебатов дети должны определить тему урока. Например, « Геогафия- одна из древнейших наук». Далее детям можно предложить осуществить самоконтроль по вопросу правильности определения темы, сравнив её с названием в учебнике. Для этого учитель рекомендует учащимся открыть параграф № 1, с которым они будут работать на данном уроке. В результате тема может быть окончательно скорректирована и записана в тетради.

Слайд №5

География: древняя и современная наука

В примерной основной образовательной программе есть очень важный раздел, который называется « Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования».

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Данный первый урок очень хорошо подходит для развития стратегии смыслового чтения и работы с текстом, что требует от нас ФГОС.

Слад №6 « Разворот учебника»(Показан весь материал первого параграфа)

Следующий этап- это этап постановки целей и задач урока. Учитель напоминает обучающимся, что это они должны делать сами. Ещё раз подчёркиваю, так как это первый урок в курсе географии 5 класса, то педагог делает подсказку учащимся, что решить данную проблему можно, если посмотреть информацию данного учебника на странице 6 во введении в первом абзаце, где написано, что данный учебник состоит из восьми тем, каждая из которых разделена на параграфы. Параграф начинается с вводных рубрик «Вы узнаете», «Вспомните» и вступительного текста, содержащего его главную идею. Рубрика «Вы узнаете» познакомит вас с основными вопросами, которые предстоит изучить. Рубрика «Вспомните» позволит повторить предыдущие уроки и освежить в памяти материал, необходимый для изучения нового. Таким образом, дети должны догадаться, что им нужно заглянуть в раздел параграфа №1, который называется «Вы узнаете». Это задание также можно дать группам для обсуждения, а затем принять общее решение.

Так как в рабочей программе на данном уроке запланировано не только изучение теоретического материала но и Знакомство с учебником, структурой учебника, то учитель просит ребят полистать учебник и посмотреть, есть ли в других параграфах раздел «Вы узнаете», и если он есть, то для чего его мы будем использовать. ( Предполагаем, что они должны сказать, что да раздел такой есть во всех параграфах и его мы будем использовать на каждом уроке для формулирования задач). Мы видим что на данном этапе идёт развитие познавательной и регулятивной деятельности обучающихся.

Слайд 7« Вы узнаете» (На слайде напечатан текст из данного пункта учебника) Вы узнаете.

Как возникла география.

Почему появилось множество географических наук.

Вспомните.

Название каких наук вам известно.

Предположительно они сформулируют такие задачи:

-узнать более подробно, что такое география?

— Узнать, как возникла география?

— Узнать, какие географические науки появились и почему? И наверное учитель добавит, что перед ними встаёт ещё одна задача- это познакомиться со структурой учебника и его УМК .

Чтобы узнать, как возникла география, что такое география учащимся предлагается прочитать раздел параграфа №1

Слайд 8 « Рождение науки о Земле» (Разворот учебника — пункт «Рождение науки о Земле»)

« Рождение науки о Земле» с последующим его анализом.

Здесь мы будем использовать: смысловое чтение и приём технологии критического мышления : составление кластера

А именно: текст нужно разделить на 3 смысловые части; далее можно дать задания группам: озаглавить часть текста:

1группа — 1часть; 2гуппа – 2часть; 3группа — 3часть и составить кластер. (Учитель объясняет учащимся, что такое кластер и даёт рекомендации по его составлению).

Система кластера и групповая работа позволили охватить избыточный объем информации за короткий период времени. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. 

Свежие документы:  План-конспект по теме: "Что изучает география?" 6 класс

Итак , дети познакомились с выше указанном разделом. Каждая группа обсудила свой материал и публично уже предлагают название. Конечно учитель предварительно может подойти к каждой и группе, послушать предполагаемый ответ, помочь скорректировать, если считает нужным. Далее на доске, или на листе бумаги в каждой группе, или на компьютере, или в тетради должна появиться схема

Слайд №9

Рождение науки о земле

География древняя

География королева наук

География, изучающая законы







Чтобы продолжить дальше строить гроздь, можно каждой группе предложить пакет с вырезанными предложениями из этих разделов и дать задание по распределению данных предложений в нужный раздел и дать совет, чтобы правильно все распределить, необходимо пользоваться материалом учебника. Что здесь мы видим? Обучающиеся меняют вид деятельности. Им нужно каждому взять лист бумаги, прочитать его, посмотреть в книгу, найти к какой части это нужно отнести. Приклееть. А на всё даётся определённое время и повесить свою работу на доске. Затем все сообща проверяют, правиильно ли они справилмсь с работой. То есть обучающиеся здесь занимаются чтением, анализом, систематизацией материала, получают навык составления кластера, занимаются рефлексией. Практика показала, что эта работа принесла детям удоволетворение и конечно в голове у них отложилась определенная сумма знаний. Практически они с ней справились легко.

Далее учитель напоминает обучающимся, что в начале урока они поставили перед собой ещё одну задачу:

Узнать, какие географические науки появились и почему?

Эту задачу можно решить, если проанализировать рис 2 и почитать раздел №2 первого параграфа. Так дети уже много читали, то лучше им дать задание проанализировать рис2 и ответить на вопросы учителя.

Слайд №10 Географические науки

Во-первых, учитель спрашивает, что сам рисунок им напоминает? Ответ (Кластер)

На какие крупные области делится география?

Что включает в себя каждая область?

Учитель сообщает учащимся , что есть электронная версия учебника и эту работу можно выполнить на компьютере. Конечно в зависимости от обеспеченности школы компьютерной техникой и количества обучающихся данный анализ дети могут выполнить и индивидуально, и в парах, и в группах. Конечно, каждому ребёнку хочется это сделать самому.

Поэтому если нет возможности в школе, то ребята хорошо работают с дисками дома. На данном этапе работы мы продолжаем получать информацию о науке географии и в то же время целенаправленно знакомим обучающихся с УМК нашего учебника.

Так как обучение сейчас практико -ориентированное, учитель обращает внимание учащихся, что и в бумажной и в электронной версии они могут узнать о профессиях, связанных с географией. Конечно на уроке им захочется поработать с электронной версией учебника. На уроке можно познакомиться с одной профессией, а уже дома по желанию обучающихся они самостоятельно могут расширить свои знания. Главное на этом уроке дети должны усвоить технологию работы с электронным учебником, познакомиться со структурой учебника.

Слайд № 11 Профессии (В электронной версии дается анимация, где показывается, где человек работает по данной профессии, какими инструментами он пользуется и т. д.)

В электронной версии учебника есть тренажёр, который поможет обучающимся на данном уроке проверить себя, узнать, что они хорошо усвоили, а на что нужно обратить внимание.

Слайд №12 Тренажёр

Проанализировав деятельность обучающихся и учителя на данном уроке можно сказать, что по типу это был урок изучения нового материала общеметодологической направленности.

В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа где учителю отводится роль навигатора, консультанта деятельности обучающихся. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде



Используемые информационные ресурсы

1.Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.

2.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва, «Просвещение», 2011год.

3.Дронов В.П., Савельева Л.Е. Рабочие программы . предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы. . Москва, «Просвещение», 2011год.

4.Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке . Москва, «Просвещение», 2011год.

5.Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2012год.

6. Министерство образования и науки Российской федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, «Просвещение», 2011год.

7. Савинов Е.И. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва, «Просвещение», 2011год.

8.Ступникова А.Д. Справочник учителя географии. Волгоград, издательство «Учитель», 2013год.

9. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Москва, «Просвещение», 2012год.

10. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля. 5-6 класс.



















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: