Интегрированный урок по географии и биологии в 6а классе
Тема. Взаимодействие компонентов природы.
Природный комплекс. Биогеоценоз, экосистема.
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятиями «природный комплекс», «биогеоценоз», «растительное сообщество».
Выявить взаимодействие компонентов природы.
Задачи урока:
Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, иллюстрациями, таблицами.
Содействовать воспитанию школьников по охране отдельных компонентов природы, например, растительности, животных и в целом природных комплексов (лес, водоём и т.д.)
Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при выявлении взаимосвязей живой природы с неживой в биогеоценозе, природном комплексе и при выявлении отличия между понятиями.
Средства обучения: учебник географии §50, учебник биологии §56, рис. уч-ка (101 с. 154 – география) табл. «Круговорот воды в природе», «Речная долина и её части», «Растительные сообщества», «Биоценоз».
Форма обучения: фронтальная.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала с элементами повторения пройденного.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Орг. момент | Назвать тему, цель и задачи урока | Записывают в тетрадь дату, тему урока |
Изучение нового материала 1) Взаимодействие организмов друг с другом и средой обитания. Биотические и абиотические факторы. 2) Знакомство с понятиями а) «Природный комплекс», «природные компоненты»
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
3) Разновидность ПК. Понятие о географической оболочке, биосфере.
4) Изменения ПК
5) Понятие о биогеоценозе, растительном и природном сообществе: А) природное сообщество и
биогеоценоз
Сукачев В.Н.(понятие о биогеоценозе)
Б) структура биогеоценоза
Абиотич. условия. (неживая природа)
В) понятие «экосистема» 6) Роль зеленых растений в экосистеме 7) Понятие растительное сообщество (фитоценоз) 8) Разнообразие фитоценозов | Вступительное слово учителя о взаимодействии организмов друг с другом и средой обитания.
Подводит итог по этому вопросу. Учитель географии объясняет с использованием схемы, которая на доске.
На доске показаны природные компоненты. А как показать, что они взаимосвязаны между собой и образуют единое целое – ПК? (вопрос к классу)
ВОЗДУХ ВОДА
ЖИВОТНЫЕ
Учитель дает задание: прочитать § 50 пункт 3, провести какие компоненты входят в состав ПК ГО и показать это на схеме.
Далее учитель показывает на схеме разновидность ПК (по размерам) и объясняет. На примете какого процесса можно проследить взаимодействие компонентов. Приложение №1
Задает вопрос классу. Что может привести к изменению ПК? Докажите, покажите на конкретных примерах. Учитель подводит итог по проделанной работе на данном этапе урока.
Учитель биологии объясняет понятие, используя схемы на доске.
Раст-сть животные
Неживая природа (абиотич. факт)
+территория.
Примеры: луг, болото, лес и т. д.
Учитель задает задание. Что входит в состав биогеоценоза?
Зеленые животные растения (пит.раст.) (созд.орг.вещ.)
Объясняет значение этого понятия. Ставит вопрос. Отличаются ли между собой понятия «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема»? какой можно сделать вывод?
Задает вопрос: какова роль зеленых растений в экосистеме?
Осуществляет проверку, дополняет.
Объясняет
Объясняет, используя схему на доске.
Фитоценозы
Еловый Сосновый лес бор
Березняк Дубрава
Учитель подводит итоги по этому этапу работы. | Учащиеся используют ранее полученные знания, приводят примеры взаимодействия организмов а) между собой/на примере цепи питания б) с окружающей средой (например, процесс фотосинтеза) 1)учащиеся проводят словарную работу, записывают понятия например. Природный комплекс с 154 по ходу объяснения чертят схему в тетради. Ответ на вопрос. Показывают стрелочками связи между компонентами.
ПОЧВЫ
РАСТЕНИЯ
Работают с учебником §50 пункт 3, проводят словарную работу и показывают по схеме состав ПК ГО (самостоятельная работа) Состав ГО: Верхняя часть литосферы, гидросфера, нижняя часть атмосферы, биосфера. В тетрадь записать кто разработал учения о биосфере (В.И. Вернадский). Уч-ся схему заносят в тетрадь.
Ответ: на примере большого круговорота воды. Табл. «Круговорот воды в природе.» (показ. взаимодействия)
Работа с рис. 101 с. 154 и таблицей, делают вывод о количественном составе ПК, их отличии.
Уч-ся читают §50 п 2 (2 абзац), отвечают на вопрос.
Уч-ся проводят словарную работу и по ходу объяснения заносят схемы в тетради.
Уч-ся читают §56 с.206 и выписывают 4 звена
Организмы (бакт., грибы), разруш. орган. вещ. до неорган.
Уч-ся проводят словарную работу.
Уч-ся отвечают на вопрос и записывают вывод о том, что все эти понятия обозначают одно и то же природное сообщество -взаимодействие комплекса организмов и условий окружающей среды.
Читают §56 с.207 2 абзац, отвечают на вопрос.
Записывают в тетради термины.
Уч-ся делают записи и делают выводы, что фитоценозы отличается видовым составом организма. |
II закрепление материала
III подведение итогов по уроку. Выставление оценок. Д/з §50 –география §56-биология Запись в тетраде, термины |
Учителя контролируют ответы.
Записывают на доске. |
Уч-ся отвечают на вопросы
Записывают в дневники. |