ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ФИО учителя: Попова Татьяна Анатольевна
Предмет: история России
Класс: 8
Программа специальной (коррекционной) программы 8 вида
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств | |
Цель урока | Дать учащимся представление о первом Российском университете и Академии художеств |
Задачи урока | 1.Познакомить учащихся с первым Российским университетом и Академией художеств. 2.Рассмотреть понятия «разночинцы», «мещане». 3.Развивать умения работать в группе, с учебником. 4.Сформировать представление о значении основания Московского университета и Академии художеств. |
Планируемые результаты | Учащиеся знают, когда и кем были открыты первый Российский университет и Академия художеств; владеют понятиями «разночинцы», «мещане»; умеют определять исторические личности, сыгравшие роль в основании Московского университета и Академии художеств. |
Формы и методы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый. Методы контроля: устный. Приемы: технология ИКТ, проблемные задания и вопросы. Формы: индивидуальные, групповые, фронтальные. |
Основные понятия и термины | Разночинцы, мещане |
Оборудование | Компьютер, презентация, рабочий лист (рабочая тетрадь) с заданиями по теме, учебник Б.П. Пузанов «История России» 8 класс для спец.(коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида |
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ: «ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Сообщение темы и целей урока |
| Запись даты и темы урока в тетрадь. (Слайд 1) | Учащиеся работают в тетради |
2.Изучение нового материала | Дать представление об основании Московского университета и Академии художеств, понятиях «разночинцы», «мещане».
| Учащимся предлагается рабочий лист с заданиями, учебник и слайд (Приложение).
Сейчас мы с Вами попытаемся выполнить задания, которые нам помогут в изучении нового материала.
—В рабочем листе найдите задание 1. (стр. 152 – абзац 2, стр. 153 – абзац 4) (Слайд 2) Действительно в 1755 году в Москве был открыт университет по инициативе М.В. Ломоносова при поддержке Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы, а в 1759 году по проекту И.И. Шувалова была открыта Академия художеств в Санкт-Петербурге. (Слайд 3)
-1 ученик — В рабочем листе решите анаграмму (Задание 2); -2 ученик – В рабочем листе заполните перфокарту (Задание 3, стр. 152 – абзац 3 и стр. 153 – абзац 1) (Слайд 4) Давайте посмотрим, а что по этому поводу говорится в учебнике – стр. 155. В Московском университете могли получать высшее образование не только дворяне, но и дети из других сословий – разночинцы и мещане. (Слайд 5)
Давайте узнаем, а какие отделения (факультеты) были открыты при университете:
—В рабочем листе заполните схему «Основные отделения (факультеты) при Московском университете» (Задание 4, стр. 152 – абзац 4). (Слайд 6) Да, действительно, при университете было открыто три отделения – юридический, философский и медицинский. Преподавание велось на русском языке, а не на латинском. При Екатерине 2 открылись: — Смольный институт благородных девиц (для женщин); — Коммерческое училище (на средства Демидовых – владельцев уральских заводов). (Слайд 7) |
Учащиеся читают текс и выполняют задание. Озвучивают результат
Учащиеся выполняют задания по учебнику
Учащиеся выполняют задания по учебнику |
3.Физ.минутка
| Здоровье сбережение | Включить презентацию с физ.минуткой для отдыха учащихся | Уч-ся выполняют упражнения |
4.Первичное закрепление изученного материала
| Организовать групповую и индивидуальную работа. Обнаружить и устранить пробелы | Работа с рабочим листом
—Групповая работа. Решите примеры, прочтите и запишите слово. Что означает полученное слово? (Задание 5.)
— Индивидуальная работа. Соотнесите учебные заведения с именами, благодаря которым они были открыты. Соедините стрелками. (задание 6). (Слайд8) |
Учащиеся работают в группе
Учащиеся работают с рабочим листом |
5.Подведение итогов урока | Выставление отметок. | Оценивание. Что получилось, что не получилось? | Учащиеся оцениваю себя и других совместно с учителем |
6.Домашнее задание | Сообщить домашнее задание и способы его выполнения | 1.Просмотрите записи в рабочем листе. 2.Выполните в рабочем листе задание 7. (Слайд 9) | Учащиеся записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ (РАБОЧИЙ ЛИСТ)
Основание в Москве первого Российского университета
и Академии художеств
Задание 1. Укажите знаком «+», в каком году произошли следующие события
1759 | 1755 | |
Открытие в Москве университета
|
|
|
Открытие в Санкт-Петербурге Академии художеств |
|
|
Задание 2. Решите анаграмму. Запишите полученное слово
А)
2 | 4 | 1 | 6 | 5 | |
Щ | Е | А | М | Е | Н |
Слово_________________________
Б)
7 | 4 | 9 | 1 | 6 | 10 | 3 | 5 | 8 | |
А | И | Н | Ц | Р | Ч | Ы | З | О | Н |
Слово_________________________
Задание 3. Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак «+»
разночинцы | мещане | |
Горожане, жители города
|
|
|
Служащие, имеющие разные низшие чины |
|
|
Задание 4. Заполните схему «Отделения (факультеты) при Московском университете»
Отделения (факультеты) при Московском университете
Задание 5. Решите примеры. В таблице под числовыми ответами напишите буквенные ответы. Прочтите и запишите полученное слово
25 : 5 = и 18 : 3 = м 5 + 2 = а 4 * 2 = д |
1 | 3 | 8 | 2 | 6 | 5 | 4 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Слово _____________________________
Задание 6. Соотнесите учебные заведения с именами, благодаря которым они были открыты. Соедините стрелками
Демидовы Московский университет
И.И. Шувалов Коммерческое училище
М.В. Ломоносов Академия художеств
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы
Л _ М _ Н _ С _ В
Л _ Б _ Р _ Т _ Р _ Я
Е _ И _ А _ Е _ А
О _ С _ Р _ А _ О _ И _
Ш _ В _ Л _ В
Е _ А _ Е _ И _ А
А _ А _ Е _ И _