Конспект урока «Семейные традиции на Руси старший возраст»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 Сказка третьей категории
















Конспект урока

«Семейные традиции на Руси

старший возраст»









подготовила

воспитатель старшей дошкольной группы

Федорченко Галина Александровна










хутор Мирный

2013


Программное содержание: 

  1. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

  2. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

  3. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

  4. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.

Триединая цель:

  1. Образовательная.

  2. Развивающая

— обеспечить условия для развития у детей познавательного интереса к русскому фольклору

  1. Воспитательная

— создать условия для развития у детей интереса к традициям русского народа и эстетического отношения к произведениям устного народного творчества,

Интеграция областей:

— художественное творчество;

— познание;

— коммуникации;

— социализация.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы; сундук; кукла; уголек, зернышки, монетки, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; самовар; заготовка из соленого теста «Оберег»

Ход занятия

Дети, наряженные в русские костюмы входят в зал.

Тетушка – Рассказушка: — Добрый день, дорогие мои! Я Тетушка — Рассказушка. Вижу, получили посылку вы мою, да обрядились так, как я просила. А привела меня к вам надобность. Со мной вот какое дело приключилось, пригласили меня люди добрые за ребеночком присмотреть. Хорошая девочка попалась, да больно речь ее непонятливая: планшеты да айфоны . Вот и решила рассказать я вам как в старину люди жили без этих слов мудреных. А весело как в старину было, хороводы да игры водили. Хотите попасть в старину глубокую. Тогда в путь!

Дети идут по тканой дорожке

Тетушка – Рассказушка: — Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Давайте прочитаем:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети: — Направо.

Тетушка – Рассказушка: — А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Тетушка – Рассказушка: — Ну, что же, в путь!

Дети идут по тканой дорожке, проходят в зону «Изба».

Тетушка – Рассказушка: — Вот мы и пришли. Будьте гостями! А мои — то детки уселись, расселись, кто на лавочку, кто на табуреточку. Чай хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого – видимо-невидимо! Дети куда мы попали?

Дети:

— В русскую избу.

Тетушка – Рассказушка: — А почему вы решили, что это изба?

Ответы детей.

Тетушка – Рассказушка: — Да. Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Тетушка – Рассказушка показывает чугунок. — Дети, что это?

Дети: — Чугунок.

Тетушка – Рассказушка: — Для чего нужен чугунок?

Дети: — В нем варили кушать.

Тетушка – Рассказушка: — ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: — Это сундук.

Тетушка – Рассказушка: — Отгадайте гости дорогие, что там хранится?

(дети дают предположительные ответы).

Тетушка – Рассказушка: — Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

( пробует открыть, но ничего не получается).

Тетушка – Рассказушка: — Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, откроется тогда, когда вы отгадаете загадки.
Весь день болтается, всяк за него хватается. (Полотенце.)

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга.)

Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, что дают, глотает. (Печка.)

Идёт пароход, то взад, то вперёд,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг.)

Рогат, да не бык, пищу берёт, а не сыт. (Ухват.)
Весь день болтается, всяк за него хватается. (Полотенце.)

Сами не едим, а людей кормим. (Ложки.)

Новая посудина вся в дырках. (Решето.)

Ответы детей, сундук открывается, достает лапти.

Тетушка – Рассказушка: —  

— Дети, а это что?

Дети:

— Лапти.

Тетушка – Рассказушка: — А для чего нужны лапти?

Дети:

— Их надевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Тетушка – Рассказушка: — Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Тетушка – Рассказушка: — Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Тетушка – Рассказушка:  С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют Егорушкой.

Тетушка – Рассказушка: — Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Тетушка – Рассказушка:  Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Тетушка – Рассказушка: — Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. По обычаю нашему Егорушке досталась от отца. Посмотрите, какая рубашка, какими словами можно ее назвать?

( красивая, праздничная, вышитая)

Тетушка – Рассказушка: — А где спал малыш?

Дети:

Тетушка – Рассказушка:  Раньше детская кроватка называлась колыбелька, люлька или зыбка. Вам какое название больше нравится?

Дети:

Тетушка – Рассказушка: — Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Тетушка – Рассказушка: — Что же это?

Дети:

— Хлеб и соль.

Тетушка – Рассказушка: — Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Тетушка – Рассказушка: — Вот и уснул наш Егорушка.

Тетушка – Рассказушка:Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком.

— Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Тетушка – Рассказушка: — Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. На днях рождения гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?

А у меня в сундуке есть звонкий предмет для игр.

(пытается открыть сундук)

Тетушка – Рассказушка: — Может вы мне подскажете , как открыть сундук?

Дети: выполнить какое- то задание.

Тетушка – Рассказушка:Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.

Очи – глаза

Изба-дом

Рушник-полотенце

Лучина-лампочка

Колыбелька-кроватка

Кушак-пояс

Чугунок-кастрюля

Картуз-кепка

Тетушка – Рассказушка открывает сундук достает колокол или бубен и дети играют в игру «Заря заряница» или «Гори, гори ясно».

Тетушка – Рассказушка: — Ой. расшумелись мы с вами, не разбудили ли мы малыша. Спит. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Тетушка – Рассказушка:А вот сейчас мы и посмотрим, что в сундучке. С помощью волшебных слов попробуем его открыть:

Футы, нуты, лапти гнуты

Сундучок, сундучок,

Открывай –ка свой бочок

— Давайте все вместе произнесем:

Тетушка – Рассказушка (достает оберег) — Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. А мне вот на мой день рождения родители подарили оберег, он всю жизнь со мной. А знаете, зачем человеку оберег?

Дети:

— Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Тетушка – Рассказушка: Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает.

— Дети, а давайте вы с вашей воспитательницей сделаете подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег.

Тетушка – Рассказушка: А когда будете дарить Егорушку оберег, пусть каждый пожелает ему что-нибудь. Я вот вам оставляю пожелания, а вы разучите их, да так и поздравляйте друг дружку.

Дарит открытку с пожеланиями.

Никогда не болей, будь здоров.

— Расти сильным, крепким да удалым.

— Слушай отца-батюшку да родную матушку.

— Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

— Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Тетушка – Рассказушка: — Ну а какой же день рождения без угощения? дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

— Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.





















































Использованная литература

1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — С.-Петербург, 1998.

2. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е. С.Л. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия., 2004.

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

4 Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — С.-Петербург, 1998.



Свежие документы:  Конспект урока по истории "Создание единого Российского государства" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: