Конспект урока по истории в 8 классе «Полтавская битва»


Урок в 8 классе «Полтавская битва»

Цель: раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до понимания учащихся причины победы русской армии под Полтавой; показать полководческое искусство Петра Первого.

Задачи:

— дать представление о подготовке русской армии к сражению, рассказать о ходе сражения под Полтавой; показать значение Полтавской битвы;

— продолжать работу над развитием умений давать характеристику исторического события; совершенствовать умения работать с исторической картой;

— вызвать чувство восхищения полководческим искусством Петра I.

Словарная работа: окоп, редут, драгуны.

Тип урока: комбинированный с ИКТ (мультимедийная доска – МД)



Ход урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, желает трудолюбия и усердия.

Приветствуют стоя, садятся.

Повторение пройденного материала

— Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

Опрос по карте ( у учащихся на парте свои контурные карты, которые они сделали к этому уроку)

— Показать территории России и Швеции.

— Какое море разделяет эти страны?

— Показать крепость Нарву и реку Неву.

— Показать крепость Кронштадт и Санкт-Петербург.

Опрос по МД.

— На доске 7 Андреевских флажков. Под каждым – вопрос. Вопросы закрываются и на них появляются буквы, из которых складывается слово ПОЛТАВА.

Вопросы:

  1. Почему Петр Первый решил воевать со шведами? (цели войны)

  2. Когда началась Северная война и кто командовал шведской армией?

  3. С чего началась Северная война?

  4. Какую армию решил создать Петр Первый? Кто в ней служил?

  5. В каком году начали строить Санкт-Петербург?

  6. Что такое галера?

  7. Какой флаг развевался на мачте российских кораблей?

(Оценивание)

Вспоминают тему и содержание преды-

дущего урока.































Отвечающий выбира-

ет себе консультанта,

который будет ему

подсказывать, и отвечает на вопросы. Остальные учащиеся отвечают на эти же вопросы на карточках, где даны варианты ответов.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вступительное слово учителя.

— Это слово не случайно появилось у нас на доске. Наступил 1709 год, девятый год войны со Швецией. Карл XII, обеспокоенный победами Петра, случившимися за это время, решил нанести России последний удар и разгромить ее.

Для этого он собрал многочисленное войско и вступил на Украину. Противники встретились у крепости Полтава, где и произошла решающая битва. Эта битва и будет темой нашего урока.

Слайд. Запишите в тетради «Полтавская битва». (на слайде Петр и карл XII)




Слушают учителя.





















Записывают тему урока в тетрадь.




Изучение нового материала

Учитель показывает на карте Полтаву.

— Найдите на своих контурных картах Полтаву и обозначьте ее как место сражения — Х.

Изучение нового материала ведется по плану (слайд):

  1. Подготовка к сражению.

  2. Ход сражения.

  3. Причины победы.

  4. Значение Полтавской битвы.

Рассказ учителя.

— Весной 1709 года шведы осадили (окружили) Полтаву. Слайд. Вот так выглядел пехотинец шведской армии. Два месяца гарнизон крепости отражал атака врага.

Слайд-карта расположения русских войск.

— А тем временем Петр I разбил лагерь к северу от Полтавы в очень удобном месте. Слева и справа защищал лес, а позади текла река. Несколько дней русская армия основательно готовилась к сражению. День и ночь стучали топоры: солдаты строили военные укрепления, рыли окопы – Слайд: окоп – прочитайте значение слова. Через реку возвели мосты для подвоза боеприпасов и продовольствия. Перед лагерем построили 6 редутов для артиллерии– Слайд: редут – прочитайте значение слова. Ждали 40-тысячную армию драгун – Слайд: драгуны – прочитайте значение слова

Слайд: вот так выглядели драгуны. Петр сам руководил приготовлениями к битве и успевал везде. Прочитайте, как это написано в учебнике стр. 120 2-ой абзац. В ночь перед решающим сражением Петр обратился к солдатам со словами : (прочитайте) Слайд: «Воины! Вот тот час, который решит судьбу Отечества!»

— И вот наступило 27 июня 1709 года – день Полтавской битвы. Запишите эту дату в тетради. Слайд.

Слайд: посмотрите, как расставили свои войска ПетрI и Карл XII .

Рассказ учителя о ходе сражения по схеме.

— Замечательно эту битву описал в своей поэме «Полтава» А.С.Пушкин. Отрывок из этой поэмы сейчас нам прочитает… ( ученик читает наизусть)

— А сейчас посмотрите отрывок из старого художественного фильма «Петр I».

— Чем же закончился кровавый бой? Найдите на стр. 121 во 2 абзаце ответ на этот вопрос.

— Как думаете, ребята, почему в этот раз (если сравнивать с разгромом русской армии под Нарвой) русские одержали сокрушительную победу?

Учитель делает вывод:

Слайд: Причины победы русской армии.

  1. Реформа армии (армия стала регулярной. т.е. постоянной, что значительно улучшило военную подготовку рекрутов)

  2. Тщательная подготовка к бою.

  3. Полководческое искусство Петра I.

  4. Храбрость и самоотверженность воинов.

Слайд: Значение Полтавской битвы.

  1. Наступил перелом в Северной войне.

  2. Могущество Швеции подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.

  3. Возрос международный авторитет России.

  • От тех событий осталась поговорка «пропал, как швед под Полтавой» или «бит, как швед под Полтавой» — обозначает, что дела очень плохи.

Сейчас этот день отмечается у нас в стране как День воинской славы России — Слайд.

А на Украине в г. Полтава сохранились памятники героям Полтавской битвы: Слайды

Обозначают на контурных картах Полтаву.







Знакомятся с планом урока.











Слушают учителя.























Один ученик читает вслух, остальные следят, потом пытаются объяснить своими словами.











Один ученик читает, остальные следят.









Записывают дату в тетради.







Рассматривают схему и слушают учителя.

Ученик читает наизусть отрывок из поэмы.

Смотрят отрывок из фильма.

Учащиеся читают про себя и отвечают .



Учащиеся высказываются.







Слушают учителя.

Первичное закрепление нового материала

— Чтобы узнать, внимательны ли вы были сегодня на уроке, я предлагаю вам работу на карточках: заполнить пропуски в предложениях.

Решающее сражение произошло под г._________ когда) __________ .. Русские солдаты вырыли _______, построили земляные укрепления_______. 4. На помощь пришли полки (кого) д___________. Сражение продолжалось _____ часа. Шведы_________. Карл XII ________ .

Работают на карточ-

ках. Проверяют.

Подведение итогов

Объявление оценок за работу.

Слушают коммента-

рии учителя.

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания: прочитать стр.


Записывают домаш-

нее задание.

Индивидуальное задание

Сильным ученикам написать сочинение от имени воинов армии Петра I.

Записывают домаш-

нее задание.



Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА. ПРИЁМЫ СВЕРЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: