Конспект НОД по лексико- грамматическому строю речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Свято — Вознесенский храм- святыня города Курганинска».
Автор: Жгутова Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ №1Краснодарский край город Курганинск.
Коррекционно-образовательные задачи.
Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.
Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней.
Расширение представлений о родном городе, достопримечательностях. Активизация и расширение словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи : согласование всех членов предложения;
Совершенствование навыка распространения предложения однородными членами. Установление причинно — следственных связей в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: — знакомство со Свято-Вознесенским храмом историко-архитектурной жемчужиной и знаковым символом Курганинского района формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви к родному краю. Познакомить с христианскими ценностями любви и доброты, текущими из вечного Источника, развить на этой основе чувства милосердия, сострадания, стыдливости, ответственности, научить доброделанию.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Развитие речи».
Оборудование: презентация « Моя Родина Краснодарский Край», магнитная доска, изображение Свято-Вознесенского храма,магнитофон, запись церковных колокольных звонов, церковные предметы.
Предварительная работа: экскурсия Свято-Вознесенский храм ,экскурсия в музей, рассматривание и изучение костюмов казака и казачки, жилищ казачьих, рассматривание кубанских ремесел.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона. (по стихотворению Т.Сикачёвой)
Логопед: Я здороваюсь везде-
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской… ( улице)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое ! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Упражнение «Путешествие на ковчеге»
Закрепление знаний о Кубанской земле.
— Откуда пришли первые казаки?
-Где они создавали первые жилища?
-Как назывались кубанские поселения?
-Что такое курень? Мазанка?
— Из чего строили хату?
— Из чего состояло Кубанское подворье?
-Как выбиралось место для постройки дома и почему?
Логопед : Когда дом был построен, то приглашали гостей на новоселье. Всегда в красном углу хаты ставили икону. Её всегда сверху накрывали рушником.
— А каким был рушник?
— Чем его украшали? И кто делал эту работу?
— Ребята, а какие ремесла существовали на Кубани?
Логопед: Посмотрите, какими были красивыми костюмы казачки и казака. Кто расскажет ,из чего состоял, костюм казака?
— Расскажите, нам из чего состоял, костюм казачки?
Логопед : Молодцы ребята! Вы знаете прошлое своего народа.
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, кто из вас знает какое архитектурное строение является символом города Курганинска.
Логопед: Правильно. Это Свято- Вознесенский храм. Храм- это дом Божий.
Игра » Какой храм«.Логопед: Составьте мне по одному предложения, чтобы в нем вы использовали не менее трех слов — признаков. То есть вам надо сказать какой храм? Например: Свято — Вознесенский храм нежно- голубой, роскошный, православный ,благочестивый.( Ответы детей)
Игра » Установи причину».
Логопед: Я начинаю предложение , а вы заканчиваете его.
-Свято — Вознесенский храм- это достопримечательность нашего города, потому что ……( моё самое любимое место)
-Свято — Вознесенский храм- это место особенное, потому что….(в нем совершается богослужение.)
-Я люблю слушать в Свято- Вознесенском храме песнопения, потому что…( пение это служение богу)
-Когда я смотрю в Свято- Вознесенском храме на икону Николая Угодника, то мне кажется, что ….( от неё исходят теплые лучи).
-Глядя на икону Николая Угодника мне хочется…( помолиться о здоровье моих родных и близких, о том, чтобы Николай Угодник помог всем-всем, кто просит помощи)
-Для чего каждый человек должен найти свою дорогу к Храму, для того чтобы….( жить по Божеским заповедям, с Господом в душе).
Игровое упражнение » Самый внимательный прихожанин».
Логопед: Ребята вспомните экскурсию в наш Свято- Вознесенский храм. Сейчас вы будете вспоминать то, что вы видели в храме .Я вам буду показывать картинки, которые вам помогут ответить на мои вопросы. Самый внимательный из вас получит приз.
-На сколько частей разделен наш храм. ( На три части в виде креста)
-Как называется первая часть?( Притвор)
-Как называется вторая часть? (Средняя часть)
-Как называется третья часть? ( Алтарь)
— Что такое алтарь? (-означает — Царство Небесное. Это престол, на котором читается литургия и приносится Богу Бескровная Жертва и возносятся молитвы к Гробу Христову.)
— Что такое иконостас? (Иконостас — граница между видимым и невидимым мирами. Он есть явление святых и ангелов.)
— Кто совершает в храме богослужение? (Священнослужителями).
— Что означает горящая пред иконой свеча? (это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию)
— Как нужно вести себя в храме? ( Вести себя надо тихо и благоговейно. Шум, разговоры, а тем более смех при вступлении в храм и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.)
— Как правильно входить в храм? ( Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами).
3.Физминутка. » Назови звон колокола».Звучит запись колокольных звонов, логопед бросает мяч детям, а они определяют какой это звон.( благовест, собственно звон, трезвон, двузвон, перезвон, перебор).
4. Игра «Путешествие по храму»( в групповой комнате находятся церковные предметы: крест, икона, библия и другие предметы)
Дети становятся » паровозиком». Глаза первого ребенка закрыты повязкой, » Паровозик движется медленно, ведущий ощупывает предметы, которые ему попадаются и старается угадать , что это за предмет. Дети помогают ведущему подсказкой или наводящим вопросом. Ведущего по ходу игры меняют. Логопед следит за безопасностью движения ведущего.
5. Итог занятия. Раскрась храм.( Смотри Приложение )
Приложение.