Урок по теме: «Понятие обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, анаболизма и катаболизма, пластического и энергетического обменов. Фотосинтез и дыхание»

Понятие обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, анаболизма и катаболизма, пластического и энергетического обменов.

Фотосинтез и дыхание


«Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность

реагировать на изменение внешней среды-

все эти свойства живого в конечном счёте неразрывно

связаны с определенными химическими превращениями,

без которых ни одно из этих проявлений

жизнедеятельности не могло бы осуществиться»

Академик В.А.Энгельгардт

В прекрасный летний день, 
Бросая по долине тень, 
Листы на дереве с зефирами шептали, 
Хвалились густотой, зеленостью своей 
И вот как о себе зефирам толковали: 
«Не правда ли, что мы краса долины всей? 
Что нами дерево так пышно и кудряво, 
Раскидисто и величаво? 
Чтоб было в нем без нас? Ну, право, 
Хвалить себя мы можем без греха! 
Не мы ль от зноя пастуха 
И странника в тени прохладной укрываем? 
Не мы ль красивостью своей 
Плясать сюда пастушек привлекаем? 
У нас же раннею и позднею зарей 
Насвистывает соловей. 
Да вы, зефиры, сами 
Почти не расстаетесь с нами». — 
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», — 
Им голос отвечал из-под земли смиренно. 
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно? 
Вы кто такие там, 
Что дерзко так считаться с нами стали?» — 
Листы, по дереву шумя, залепетали. 
«Мы те, — 
Им снизу отвечали, — 
Которые, здесь роясь в темноте, 
Питаем вас. Ужель не узнаете? 
Мы корни дерева, на коем вы цветете. 
Красуйтесь в добрый час! 
Да только помните ту разницу меж нас: 
Что с новою весной лист новый народится, 
А если корень иссушится, — 
Не станет дерева, ни вас»

И.А. Крылов


Цель: расширить и систематизировать знания обучающихся о метаболизме как главном свойстве живых организмов

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить понятия: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция

2. Уметь объяснять процессы, протекающие в клетках при пластическом и

энергетическом обмене веществ.

3. Уметь приводить примеры, демонстрирующие обмен веществ в живом организме.

4. Уметь выявлять взаимосвязь между разными видами обмена веществ.


Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений выделять в изученном материале главное и существенное, сравнивать, обобщать изученные факты, анализировать, делать выводы.

  2. Развивать способность к самооценке, самоконтролю своей деятельности.

Воспитывающие:

1. Способствовать дальнейшему развитию интереса к научным знаниям в области

биологической науки

  1. Подвести учащихся к пониманию мировоззренческой идеи о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.


Методы: проблемный, частично-поисковый


Личная значимость: понимать важность полученных знаний в повседневной жизни человека, его практической деятельности, деятельности по охране природы.


Основные понятия и термины: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сеть Интернет, анимация, технологическая карта урока


Тип урока: комбинированный.


ХОД УРОКА:


Этапы урока


Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

Мультимедийные ресурсы

I.Оргмомент

Приветствие, организация внимания учащихся, создание психологического настроя.

Беседа

Слайд 1

II.Целеполагание и мотивация.

Работа с цитатой урока и басней Крылова.

И Постановка интегрирующей цели:

В результате работы на уроке мы должны:

1. Знать и уметь оперировать понятиями: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция.

2. Уметь объяснять процессы, протекающие в клетках при пластическом и энергетическом обмене веществ.

3.Уметь приводить примеры, демонстрирующие обмен веществ в живом организме.

4. Уметь выявлять взаимосвязь между разными видами обмена веществ.

5. Уметь решать задачи по темам «Энергетический обмен» и «Пластический обмен»

Беседа, совместное принятие целей урока

Слайд 2 (тема, эпиграф)

III.Актуализация знаний













1. Опираясь на знания, полученные ранее, дайте определения понятиям: обмен веществ, пластический и энергетический обмен, автотрофы, гетеротрофы.


2. Проанализировать предложенную схему.

— Как вы думаете, почему ассимиляция и диссимиляция – две стороны одного процесса?

  1. Подведение итогов этапа урока. Вывод о взаимосвязи различных видов обмена веществ.

ВЫВОД: Ассимиляция и диссимиляция это две взаимосвязанные стороны единого процесса обмена веществ и преобразования энергии в живых организмах.

Фронтальный опрос, краткое повторение


Работа в парах:

3 минуты для подготовки ответа-анализа

Выступление обучающихся с развернутыми ответами




















Проблемный вопрос


Формулировка вывода






Слайд 3 (схема «Обмен веществ»)




























Слайд 4


IV.

Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений
























































1. Этапы энергетического обмена.

1) Подготовительный: расщепление органических молекул под действием ферментов.

— Расщепление органических веществ в пищеварительной системе под действием ферментов:

— расщепление белков в организме (до аминокислот)

— расщепление углеводов (до глюкозы)

— расщепление жиров (до глицерина и жирных кислот)

2)Бескислородный (гликолиз): расщепление глюкозы до двух моль ПВК

C6H12O6+2H3PO4+2АДФ+2НАД+ = 2С3Н4О3+2АТФ+2НАД Н+2Н2О

3) Кислородный: (дыхание): расщепление ПВК до углекислого газа и воды

3Н4О3+6О2+36Н3РО4+36АДФ = 6СО2+42Н2О+36АТФ

— Какой этап энергетического обмена наиболее выгоден и почему?

Кислородное дыхание гораздо эффективнее гликолиза, так как полное окисление органических веществ приводит к выделению большого количества энергии, причем примерно 60% ее запасается в молекулах АТФ, а 40% рассеивается в виде тепла.

— Сколько всего образуется молекул АТФ в результате окисления одной молекулы глюкозы?

Всего на трех этапах биологического окисления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ

— Какой из этапов энергетического обмена более древний и почему?

  • Ферментативный и бескислородный процесс распада органических веществ в клетке наблюдается у бактерий.

  • Совокупность окислительных процессов расщепления молекул органических веществ с участием кислорода – свойство клеток высших растений и большинства животных.

2. Фотосинтез у растений – пример пластического обмена

Фотосинтез-процесс, когда под действием световой энергии из углекислого газа и воды образуется глюкоза и выделяется кислород.
6СО2 + 6 Н2О = С6Н12О 6 + 6О2+ 6Н2О

Из глюкозы в растениях образуется крахмал и целлюлоза.

  1. Схема процесса фотосинтеза




























  1. Докажите, что фотосинтез – это пример пластического обмена.

  2. Каково его значение в природе?

Фотосинтез — основа всей жизни на Земле. Характерен только для клеток автотрофных организмов. Фотосинтез является источником свободного кислорода и органического вещества на Земле. Из кислорода образовался и поддерживается озоновый экран. Благодаря фотосинтезу регулируется содержание углекислого газа в атмосфере.

  1. На основании изученного материала заполнить схему:

Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания

5. Подведение итогов этапа.

Эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания учащихся






























Работа с видеофрагментом дистанционного курса: поиск материала о фазах фотосинтеза и протекающих в них процессах

Совместная работа по анализу схемы.






























Самостоятельная работа в парах, вывод




Работа с динамической моделью

Обучающиеся подводят итоги



Слайд 5































Слайд 6











































Слайд 7

V. Выполнение уч-ся индивидуально и коллективно устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего хар-ра

Цель: определить уровень усвоения материала о видах обмена веществ в клетке, подготовка к практической работе.

1. Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕССЫ

А) синтез глюкозы 1) Фотосинтез

Б) выделение кислорода 2) Энергетический обмен

В) распад глюкозы

Г) поглощение кислорода

Д) протекает в митохондриях

Е) протекает в хлоропластах

2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

2

2

1

А) фотолиз воды

Б) синтез глюкозы

В) синтез АТФ

Г) распад АТФ

Д) фотон выбивает электрон из молекулы хлорофилла

Е) выделение кислорода

Д

А

Е

В

Г

Б

3.Решите задачу: В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 6 моль глюкозы. Сколько моль АТФ при этом образовалось? (Ответ-12 моль)

4.Решите задачу: Определите, сколько ПВК образуется из 360 грамм глюкозы при гликолизе (4 моль или 352 г.)

5. Решите задачу: Определите, какое количество углекислого газа (в молях) поглотили растения, если известно, что в ходе фотосинтеза ими было образовано 1800 кг глюкозы.

6. Решите задачу: При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма фосфорилируется 38 моль АДФ в АТФ и запасается соответственно 1520 кДж (380 ккал) энергии. При езде на велосипеде человек затрачивает около 40 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме при езде на велосипеде в течение 2 ч 30 минут.

Индивидуальная самостоятельная работа, самопроверка по ключу (№1,2)


















Решение задач устно





Решение задач в тетради и у доски




Слайды 8,9

VI. Заключительный этап

1. Подведение итогов урока.

2. Рефлексия:

  1. Прочитайте цель урока.

  2. Достигли ли мы целей урока? В какой степени?

  3. Оцените уровень своей активности на уроке.

Д/з: повт. §25-28

Творческое задание — проект:

В дополнительной литературе найдите информацию о космической роли растений и значении процесса фотосинтеза для биосферы и подготовить презентацию.

Творческое задание — проект:

Осуществить перевод текста с англ.языка на русский и записать комментарии к обучающему видеофильму «Фотосинтез»

Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Самоанализ деятельности на уроке и самооценка

Записывают домашнее задание

Выставление отметок за урок

Слайд 10






Задания для закрепления изученного материала

1. Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕССЫ

А) синтез глюкозы 1) Фотосинтез

Б) выделение кислорода 2) Энергетический обмен

В) распад глюкозы

Г) поглощение кислорода

Д) протекает в митохондриях

Е) протекает в хлоропластах


А

Б

В

Г

Д

Е










2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза

А) фотолиз воды

Б) синтез глюкозы

В) синтез АТФ

Г) распад АТФ

Д) фотон выбивает электрон из молекулы хлорофилла

Е) выделение кислорода







3.Решите задачу: В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 6 моль глюкозы. Сколько моль АТФ при этом образовалось?


4.Решите задачу: Определите, сколько ПВК образуется из 360 грамм глюкозы при гликолизе


5. Решите задачу: Определите, какое количество углекислого газа (в молях) поглотили растения, если известно, что в ходе фотосинтеза ими было образовано 1800 кг глюкозы.


6. Решите задачу: При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма фосфорилируется 38 моль АДФ в АТФ и запасается соответственно 1520 кДж (380 ккал) энергии. При езде на велосипеде человек затрачивает около 40 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме при езде на велосипеде в течение 2 ч 30 минут.








Свежие документы:  Конспект урока и презентация на тему «Заболевания сердечно-сосудистой системы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: