Понятие обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, анаболизма и катаболизма, пластического и энергетического обменов.
Фотосинтез и дыхание
«Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность
реагировать на изменение внешней среды-
все эти свойства живого в конечном счёте неразрывно
связаны с определенными химическими превращениями,
без которых ни одно из этих проявлений
жизнедеятельности не могло бы осуществиться»
Академик В.А.Энгельгардт
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами». —
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно?
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас»
И.А. Крылов
Цель: расширить и систематизировать знания обучающихся о метаболизме как главном свойстве живых организмов
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить понятия: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция
2. Уметь объяснять процессы, протекающие в клетках при пластическом и
энергетическом обмене веществ.
3. Уметь приводить примеры, демонстрирующие обмен веществ в живом организме.
4. Уметь выявлять взаимосвязь между разными видами обмена веществ.
Развивающие:
Продолжить формирование умений выделять в изученном материале главное и существенное, сравнивать, обобщать изученные факты, анализировать, делать выводы.
Развивать способность к самооценке, самоконтролю своей деятельности.
Воспитывающие:
1. Способствовать дальнейшему развитию интереса к научным знаниям в области
биологической науки
Подвести учащихся к пониманию мировоззренческой идеи о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Методы: проблемный, частично-поисковый
Личная значимость: понимать важность полученных знаний в повседневной жизни человека, его практической деятельности, деятельности по охране природы.
Основные понятия и термины: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сеть Интернет, анимация, технологическая карта урока
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА:
Содержание деятельности | Методы, формы, приемы работы | Мультимедийные ресурсы | |||||||||||||||||
I.Оргмомент | Приветствие, организация внимания учащихся, создание психологического настроя. | Беседа | Слайд 1 | ||||||||||||||||
II.Целеполагание и мотивация. | Работа с цитатой урока и басней Крылова. И Постановка интегрирующей цели: В результате работы на уроке мы должны: 1. Знать и уметь оперировать понятиями: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция. 2. Уметь объяснять процессы, протекающие в клетках при пластическом и энергетическом обмене веществ. 3.Уметь приводить примеры, демонстрирующие обмен веществ в живом организме. 4. Уметь выявлять взаимосвязь между разными видами обмена веществ. 5. Уметь решать задачи по темам «Энергетический обмен» и «Пластический обмен» | Беседа, совместное принятие целей урока | Слайд 2 (тема, эпиграф) | ||||||||||||||||
III.Актуализация знаний
| 1. Опираясь на знания, полученные ранее, дайте определения понятиям: обмен веществ, пластический и энергетический обмен, автотрофы, гетеротрофы.
2. Проанализировать предложенную схему. — Как вы думаете, почему ассимиляция и диссимиляция – две стороны одного процесса?
ВЫВОД: Ассимиляция и диссимиляция это две взаимосвязанные стороны единого процесса обмена веществ и преобразования энергии в живых организмах. | Фронтальный опрос, краткое повторение
Работа в парах: 3 минуты для подготовки ответа-анализа Выступление обучающихся с развернутыми ответами
Проблемный вопрос
Формулировка вывода |
Слайд 3 (схема «Обмен веществ»)
Слайд 4
| ||||||||||||||||
IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений
| 1. Этапы энергетического обмена. 1) Подготовительный: расщепление органических молекул под действием ферментов. — Расщепление органических веществ в пищеварительной системе под действием ферментов: — расщепление белков в организме (до аминокислот) — расщепление углеводов (до глюкозы) — расщепление жиров (до глицерина и жирных кислот) 2)Бескислородный (гликолиз): расщепление глюкозы до двух моль ПВК C6H12O6+2H3PO4+2АДФ+2НАД+ = 2С3Н4О3+2АТФ+2НАД Н+2Н2О 3) Кислородный: (дыхание): расщепление ПВК до углекислого газа и воды 2С3Н4О3+6О2+36Н3РО4+36АДФ = 6СО2+42Н2О+36АТФ — Какой этап энергетического обмена наиболее выгоден и почему? Кислородное дыхание гораздо эффективнее гликолиза, так как полное окисление органических веществ приводит к выделению большого количества энергии, причем примерно 60% ее запасается в молекулах АТФ, а 40% рассеивается в виде тепла. — Сколько всего образуется молекул АТФ в результате окисления одной молекулы глюкозы? Всего на трех этапах биологического окисления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ — Какой из этапов энергетического обмена более древний и почему?
2. Фотосинтез у растений – пример пластического обмена Фотосинтез-процесс, когда под действием световой энергии из углекислого газа и воды образуется глюкоза и выделяется кислород. Из глюкозы в растениях образуется крахмал и целлюлоза.
Фотосинтез — основа всей жизни на Земле. Характерен только для клеток автотрофных организмов. Фотосинтез является источником свободного кислорода и органического вещества на Земле. Из кислорода образовался и поддерживается озоновый экран. Благодаря фотосинтезу регулируется содержание углекислого газа в атмосфере.
Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания 5. Подведение итогов этапа. | Эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания учащихся
Работа с видеофрагментом дистанционного курса: поиск материала о фазах фотосинтеза и протекающих в них процессах Совместная работа по анализу схемы.
Самостоятельная работа в парах, вывод
Работа с динамической моделью Обучающиеся подводят итоги |
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 | ||||||||||||||||
V. Выполнение уч-ся индивидуально и коллективно устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего хар-ра | Цель: определить уровень усвоения материала о видах обмена веществ в клетке, подготовка к практической работе. 1. Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕССЫ А) синтез глюкозы 1) Фотосинтез Б) выделение кислорода 2) Энергетический обмен В) распад глюкозы Г) поглощение кислорода Д) протекает в митохондриях Е) протекает в хлоропластах 2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза А Б В Г Д Е 1 1 2 2 2 1 А) фотолиз воды Б) синтез глюкозы В) синтез АТФ Г) распад АТФ Д) фотон выбивает электрон из молекулы хлорофилла Е) выделение кислорода
3.Решите задачу: В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 6 моль глюкозы. Сколько моль АТФ при этом образовалось? (Ответ-12 моль) 4.Решите задачу: Определите, сколько ПВК образуется из 360 грамм глюкозы при гликолизе (4 моль или 352 г.) 5. Решите задачу: Определите, какое количество углекислого газа (в молях) поглотили растения, если известно, что в ходе фотосинтеза ими было образовано 1800 кг глюкозы. 6. Решите задачу: При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма фосфорилируется 38 моль АДФ в АТФ и запасается соответственно 1520 кДж (380 ккал) энергии. При езде на велосипеде человек затрачивает около 40 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме при езде на велосипеде в течение 2 ч 30 минут. | Индивидуальная самостоятельная работа, самопроверка по ключу (№1,2)
Решение задач устно
Решение задач в тетради и у доски
| Слайды 8,9 | ||||||||||||||||
VI. Заключитель—ный этап | 1. Подведение итогов урока. 2. Рефлексия:
Д/з: повт. §25-28 Творческое задание — проект: В дополнительной литературе найдите информацию о космической роли растений и значении процесса фотосинтеза для биосферы и подготовить презентацию. Творческое задание — проект: Осуществить перевод текста с англ.языка на русский и записать комментарии к обучающему видеофильму «Фотосинтез» | Формулируют вывод о степени достижения цели урока Самоанализ деятельности на уроке и самооценка Записывают домашнее задание Выставление отметок за урок | Слайд 10 |
Задания для закрепления изученного материала
1. Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕССЫ
А) синтез глюкозы 1) Фотосинтез
Б) выделение кислорода 2) Энергетический обмен
В) распад глюкозы
Г) поглощение кислорода
Д) протекает в митохондриях
Е) протекает в хлоропластах
Б | В | Г | Д | Е | |
|
|
|
|
|
|
2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза
А) фотолиз воды
Б) синтез глюкозы
В) синтез АТФ
Г) распад АТФ
Д) фотон выбивает электрон из молекулы хлорофилла
Е) выделение кислорода
|
|
|
|
|
3.Решите задачу: В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 6 моль глюкозы. Сколько моль АТФ при этом образовалось?
4.Решите задачу: Определите, сколько ПВК образуется из 360 грамм глюкозы при гликолизе
5. Решите задачу: Определите, какое количество углекислого газа (в молях) поглотили растения, если известно, что в ходе фотосинтеза ими было образовано 1800 кг глюкозы.
6. Решите задачу: При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма фосфорилируется 38 моль АДФ в АТФ и запасается соответственно 1520 кДж (380 ккал) энергии. При езде на велосипеде человек затрачивает около 40 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме при езде на велосипеде в течение 2 ч 30 минут.