МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»
Литературное чтение
2 класс
Тема: А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…»
Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов
р.п. Варгаши
2010 г.
Тема: А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…»
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
-сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина. (на доске написано: «Пушкин это наше – всё». Ап. Григорьев.).
3. Небольшой рассказ о жизни и творчестве поэта.
(Сопровождается показом слайдов).
Детские и юношеские годы А.С. Пушкина.
.
Пушкинская Москва.
Памятники А.С. Пушкину.
Сказки А.С. Пушкина.
— какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?
— какие вы прочитали самостоятельно?
— всего сказок у Пушкина пять:
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
«Сказка о Попе и работнике его Балде»;
«Сказка о золотом петушке».
— ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
— кто слышал эту сказку? О чём она? (о том, как злой волшебник унёс со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, он и ещё три её жениха отправились искать Людмилу, об их приключениях и счастливом конце).
— эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году.
1. Изучение нового материала.
— я прочитаю вам, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте лёгкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.
Чтение стихотворения учителем, две последних строки не читать.
— почему я не прочитала две последних строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль).
Словарная работа.
— что такое лукоморье? Кто знает?
— представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (учитель рисует на доске).
— слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
— неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
— что означает «дол»? как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев – долина).
— как вы понимаете слова «видений полны»?
— о заре – на заре.
— почему воды названы ясными? (Прозрачные).
— пленяет – берёт в плен.
— тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
— чахнет – сохнет.
Техника чтения. Какие слова кажутся вам трудными для чтения?
Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги:
У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА
ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ
ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ
Выразительное чтение детьми.
5. Физминутка. (Шли по крыше три кота).
6. Закрепление изученного. Проверка усвоения.
Работа по вопросам после текста.
7. Итог урока.
— что нового узнали?
8. Домашнее задание:
Выучить наизусть законченный отрывок (Или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки до конца).
Литература
https://festival.1september.ru/articles/525433/
https://www.pedsovet.su/load/239-1-0-3869
Родная речь: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. / Сост.: Л. Ф. Климанова. — М. : Просвещение, 2005.
https://books.tr200.ru/v.php?p=0&t=33&id=221630