Технологическая карта урока «Суффикс» 2 класс ( УМК «Начальная школа XXI)
































Технологическая карта урока «Суффикс»

( УМК «Начальная школа XXI)


Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Образовательная: «открыть» с детьми, что суффикс – это часть слова, его основные признаки: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

развивающая: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формировать УУД;

воспитательная: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи



Технологии, методы, приёмы

Развитие критического мышления на основе письма и чтения, поисковые методы

Основные понятия, термины

Слысл (значение) слова, суффикс слова

Планируемый результат

Предметный

— каллиграфически правильно писать слова;

— правильно списывать слова;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

-способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

— усвоить, что суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение; находить суффикс в словах и выделять его;

— выделять незнакомые по значению слова; толковать их значения с помощью словаря;

— сравнивать слова по значению;

— составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.



Личностный

— мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому материалу и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);

— планировать собственную деятельность, искать средства для её осуществления;

-контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнения;

-проявлять самостоятельность и инициативу.

Метапредметный:

— принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;

— находить в учебнике необходимую информацию, использовать её в практических целях, вычленять существенные признаки, анализировать, обобщать, делать выводы;

— слушать и понимать устную речь других;

-участвовать в диалоге;

-задавать вопросы;

-стремиться к более точному выражению собственного мнения;

-сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Книгопечатная продукция: учебник русского языка Иванов С.В., 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013год;

карточки для парной и групповой работы; мультимедийный проектор, презентация Power Point








Технология обучения


Этапы урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформле ние доски

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный














II.Актуализация опорных знаний































III.Поста-новка учебной задачи







IV.Поиск решения учебной задачи.



























V.Физкультминутка










VI.Первичное закрепле-ние






















































VII.Самос-тоятельная работа





























































VIII.Рефлексия.







-слушать и понимать речь учителя,

— строить рассуждение и обобщение









-планирова-

ние

учебного сотрудни-чества с учителем;

— устанавли-вать связь между целью деятельности и её резуль-татом;

— мотивация к учебному действию «надо»- «могу» —

«хочу»;
















— постановка вопросов;

-формулиро-

вание позна-вательной цели;

-формулиро-

вание проб-лемы;


-участвовать в диалоге; строить рас-суждение;

-выдвигать гипотезы на основе учеб-го материа-ла;

— удерживать

учебную за-дачу,участ-вовать в её решении;

— инициатив-ное сотрудни-

чество в поиске и выбора информации;










-снять напряжение и усталость;

-повысить эмоциональ-ный тонус;






-умение структуриро-вать знания , выбор наиболее эффективных способов решение задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия;

управление поведением

партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра






























-контроль,

выделение и осознание того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения




















































-осуществить самооценку собственной учебной дея-тельности,

— умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли





Число.

Классная работа.

-Здравствуйте, дети!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Назовите, какие предметы должны быть у вас в порядке?

— Назовите эти предметы одним словом.


— Почему надо держать в порядке своё рабочее место?


— Вспомните, из чего состоят слова?

— Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?

— Что вы знаете о корне?





-Что вы знаете об окончании?







— Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?


— Готовы ли вы изучать новую часть слова?

— Давайте запишем слова, обозначающие школьные принадлежности:

Книга, пенал, карандаши, тетрадка.

— Разберите данные слова по составу.

— Все ли части слова вы выделили?

— Почему не смогли?




— На какой вопрос же нам предстоит ответить?









— Какие есть предположения?

— Как определить название этой части слова?










— Сформулируйте тему урока.

— Какую цель определим на сегодняшний урок.



— На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?







— На какие вопросы мы уже

ответили?



-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


-Отгадайте загадку и запишите отгадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

— Запишите слово-отгадку в тетрадь.

— Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу.

— Запишите слово в тетрадь и разберите по составу.

— Какую часть слова мы не умеем обозначать?


— Давайте прочитаем в учебнике на стр.108 рубрику «Секреты языка».


— Какая часть слова помогла нам образовать новое слово?

— Где эта часть находится?


— Уточните значение слова школьник.


— Благодаря чему появилось такое значение?


— Значит ли это, что суффикс имеет значение?

— Выделите часть слова, которая помогла нам образовать слово школьник.


-Задайте друг другу вопросы по новой теме.




Игра « Кто прав?»

1.Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: «Суффикс-

часть предложения»

  • Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова»

  • Незнайка сказал «Суффикс- это слово»

2.Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал: «В начале

слова»

  • Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»

  • Незнайка сказал: «После окончания»

3.Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала

«Суффиксы образуют новые слова»

  • Незнайка сказал: «Просто так»



-Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

-Работаем в группах.

— Подумайте , какое значение имеет суффикс в образованных вами словах, разные или одинаковые значения имеют эти слова ?
























-Какой вывод можно сделать?



— Слова с каким значением образуют суффиксы: – иц-, -ёнок-,

-ик-, -ищ-?


-Оцените свою работу:

«+» -справился;

«?» — сомневался,

«- — не справился.

— Сделайте вывод, достаточно ли вы хорошо усвоили тему?

-Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

— Что надо ещё сделать?

— Образуйте новые слова с помощью суффиксов

-ан-, -ян-, -анин-, -янин-,.






-Что обозначают суффиксы -ан-,

— ян-?

— А что обозначают суффиксы

— анин-, — янин-?



— Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?










— Удалось ли их решить?


— На какие вопросы вы не получили ответ на уроке?

— На эти вопросы мы с вами постараемся ответить на последующих уроках.


-Оцените свою работу на уроке.


Ученики проверяют готовность к уроку







Дети называют предметы и обобщают одним словом.





Высказывают свои предположения.


— Из отдельных частей.


-Корень, окончание.


— Корень – это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.



— Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.





— Нет.



— Да.


Записывают в тетрадь.


Книга, пенал, карандаши, тетрадка.





-Нет.


— Потому что появилась часть слова, которую мы ещё не учили.



-Как называется эта часть слова, какое оно имеет значение, как обозначается?









Высказывают предположения

— Спросить у взрослых.

— Прочитать в учебнике.

— А я знаю, мне старший брат рассказывал о частях слова. Часть слова, которая стоит за корнем и перед окончанием, — это суффикс.






— Суффикс.

— Постараться, как можно больше узнать о новой для нас части слова — суффиксе.



— Что такое суффикс.

— Где находится.

— Как обозначается.

— Для чего служит.

— Какое значение имеет.

— Как найти суффикс в слове.

— Почему суффикс так назвали.

— Что будет, если суффиксов не будет.


— Что такое суффикс.

— Где находится.











Дети выполняют упражнения согласно словам стихотворения.





Отгадывают загадку: школа.




Школа.


— Школьник.


Записывают и разбирают по составу.


— Суффикс



Дети читают, а затем обозначают суффикс в слове школьник.



-Суффикс.


— После корня перед окончанием.


Работают с толковым словариком.



— Суффикса.



— Да.


Выделяют часть слова – суффикс.




Дети работают в парах.

— Что такое суффикс?

— Для чего он служит?

— Где стоит в словах?

— Как обозначается суффикс?





Дети выбирают правильный ответ Мальвины.






Дети выбирают правильный ответ Мальвины.







Дети выбирают правильный ответ Мальвины.






Дети работают в группах. Каждая группа получает своё задание.

1 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

— ёнок-

Лось – лосёнок

Тигр – тир…

Лиса – лис…

Утка- ут…

2 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

— иц-

Волк — волчица

Тигр — тигр…

Орёл – орл…

Медведь — медвед…

3 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

ищ

Дом – домище

Кот – кот…

Шаг – шаж…

Ветер – ветр…

4 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

— ик-

Дом – домик

Рот – рот…

Нос – нос…

Гвоздь – гвозд



— Суффиксы образуют новые слова.

— Эти слова имеют разные значения.


Дети дают ответ.








Дети делают вывод.


— Нет.


— Потренироваться.



Дети получают карточки и работают в паре.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в городе, то ты ……, а мы ……..

Если на Марсе, то ты ……., а мы ……..

Если на юге, то ты …….., а мы ……….

Суффиксы –ан-, — ян- обозначают жителей страны, города, селений во множественном числе.

— А суффиксы – анин-, — янин- обозначают жителей в единственном числе.


Называют задачи урока.


— Что такое суффикс.

— Где находится.

— Как обозначается.

— Для чего служит.

— Какое значение имеет.

— Как найти суффикс в слове.

— Почему суффикс так назвали.

— Что будет, если суффиксов не будет.


-Не все.


— Почему суффикс так назвали.

— Что будет, если суффиксов не будет.







12



Свежие документы:  Изложение с элементами сочинения по очерку К.Г. Паустовского "Мещерская сторона" (урок русского языка по развитию речи)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: