Конспект урока на тему «После бала»


Конспект урока на тему «После бала»


На этом уроке вы познакомитесь с http:@HL@000000000000003{F0E8A8F6-9314-4912-A461-EE06FE72CB69}рассказом Л.Н. Толстого «После бала», повествующем об эпохе правления Николая I. Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к сознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки». Именно эти проблемы и подняты в произведении.


Содержание урока:


1. http:@HL@000000000000005{F54B28BF-338B-4723-8636-0A187979C3BC}Биография писателя

2. http:@HL@000000000000005{2B18BD3F-A059-419A-B2C7-0FE8D5A115CC}Рассказ «После бала»

3. http:@HL@000000000000005{A7EE4D8E-EB8F-48D0-8F25-57C9847DFCE7}Заключение


Биография писателя


Главной http:@HL@000000000000003{1DA6961C-A63B-45FF-8E4F-BC45B4341FDC}темой произведений Толстого, начиная с 1852 года, становится исследование внутреннего мира, моральных основ http:@HL@000000000000003{03EE1BB9-9CE6-469F-9197-648B85EDB79A}личности.

Л.Н. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, некоторые черты матери и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской в романе «Война и мир». Отец Толстого, участник Отечественной войны 1812 г., запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви».


История создания рассказа «После бала»


Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н. Толстым.

Н.Н. Гусев так излагает эту историю: «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…».

Рассказ несколько раз переименовывался писателем. Были названия «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала».

Подумайте, почему именно на этом названии остановился автор?


Рассказ «После бала»


Полковник «по закону» надевает замшевую перчатку перед танцем и по закону же бьет этой рукой в перчатке солдата. И на балу он искренне любит дочь и веселится вместе с ней, и здесь, при наказании, он также искренне считает, что виновных надо наказывать, а уж как наказывать, это решат свыше. Именно эта искренность и ставит в тупик Ивана Васильевича: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то. стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Так и не приняв жестокости происходящего, Иван Васильевич не смог поступить на военную службу, да и Вареньку любить он тоже уже не мог. Вполне возможно, что вина полковника не была настолько велика — он военный и исполняет приказы главнокомандующего. Но Иван Васильевич приводит это проишествие в качестве примера, показывая что дело не среде, а в случае.

Свежие документы:  Сочинение на тему «Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»


Анализ рассказа «После бала»


Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала. Обратите внимание, как меняются цвета, звуки, чувства в этой части. Некоторые исследователи обращают внимание и на естественный свет раннего утра, противопоставленный искусственному освещению бала. Вместо дам в бриллиантах героя окружают ломовые с дровами на санях, покрытые рогожками извозчики, кузнец в засаленном полушубке и фартуке. В ушах Ивана Васильевича все еще звучит прелестная музыка мазурки, которая, как ему показалось сначала, продолжается и на улице, но, прислушавшись, до него доносится «какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. И только отец Вареньки был все так же румян, строен и все в тех же домодельных сапогах четко вышагивал рядом с наказуемым и следил, чтобы солдаты опускали палки на спину татарина с соответствующей силой и не «мазали».


Заключение


На этом уроке вы познакомились:

— с рассказом Л.Н.Толстого «После бала» и увидели, как один случай способен перевернуть всю последующую жизнь человека;

— с анализом произведения, который показал, что в основе повести лежит антитеза- противопоставление сцен бала в доме и наказания на плацу;

— с цветовой и световой палитрой произведения, которая тоже разделена на светлую, яркую и игровую на балу и темную, мутную (туманную) и грязную на плацу.

В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.


Интернет-ресурсы


1. https://www.tolstoy.ru/

Л.Н. Толстой. Сайт «Ясная Поляна».

2. https://www.abiturient.net/soch/400-26.htm

Сочинение по рассказу «После бала»: Полковник на балу и после бала.

3. https://www.omsk.edu.ru/schools/sch099/s99/kng/a4.htm

Интернет-страница содержит вопросы к уроку по анализу рассказа «После бала».



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: