Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 им. Н.Н. Колокольцова»
Кемеровской области Калтанского городского округа пос. Малиновка
Конспект урока по алгебре и началам анализа
в 10 классе (профильный уровень)
«Уравнение и неравенства с модулем»
подготовила
учитель математики
Кононенко Марина Геннадьевна
Калтанский ГО
2013
План-конспект урока по алгебре и началам анализа (профильный уровень).
Тема: Решение уравнений и неравенств с модулем.
Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.
Цели урока:
дидактическая: научить применять полученные знания при решении заданий повышенного уровня сложности, стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами и методами решения;
развивающая: развивать логическое мышление, память познавательный интерес, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
воспитательная: развивать аккуратность и трудолюбие, продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля.
Время (мин) | Деятельность | ||
учителя | учащегося | ||
Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения уравнений и неравенств с модулем, используя как традиционные методы, так и нестандартные подходы
На дом вам было предложено решить уравнения и неравенства различными способами. Посмотрим ваше решение
Многообразие приёмов решения задач с модулем подталкивает нас к выбору более рационального из них при решении конкретных уравнений или неравенств. № 1. (устно) Решить уравнение Решение (на основе аналитического определения модуля) [1]. Т.к. № 2 Решить уравнение Решение (применение геометрической интерпретации модуля). На геометрическом языке: требуется найти точки с координатами х такие, что сумма расстояний от этих точек до точек с координатами -1 и 1 равна 2. Очевидно, что эти точки располагаются на отрезке Ответ: № 3 Решите неравенство cos x Решение (функционально графический метод). Обе части неравенства определены на R. Левая часть неравенства принимает значения из отрезка Ответ: 0 № 5 Решить неравенство Решение (метод интервалов). Пусть f(x)= Df = (-∞;-1) Решим уравнение f(x)=0. Получим: Осталось установить знак f(x) на промежутках: (-∞;-4), (-4;-1), (-1;2), (2;5), (5;+∞). Ответ: (-4;-1)
1) Решить неравенство 3) Решить уравнение (приложение №4)
Решение уравнений и неравенств с модулем требует от учащихся глубоких теоретических знаний, умений применять их на практике, требует внимания трудолюбия, сообразительности. Наверное, поэтому такие задания и включены в материалы ЕГЭ.
| 1
3
10
7
6
5
8
3
2 | Организационная
сообщает тему урока, дату проведения, цель урока
Если учащиеся не готовы показать все способы, то решение показывается на экране интерактивной доски,(приложение 1). Вызывает по желанию 7-х человек к доске, параллельно проводит фронтальную беседу по теоретическим вопросам (приложение 2) Выставляет оценку за д/з.
Направляет на выбор рационального метода решения
Совместно с учащимися выбирает метод решения уравнения. Следит за грамотным решением предложенного уравнения и одновременно проверяет индивидуальные решения уравнений у учащихся работающих на боковой доске по карточке, выставляет оценки за работу[1].
Направляет на выбор рационального метода решения
Обсуждает совместно с учащимися метод решения неравенства, следит за грамотностью рассуждений учащихся и верной записью решения неравенства. Выставляет оценку за работу[2].
Поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то, что аналогичные задания были разобраны на уроке. Первое неравенство можно решить методом интервалов, второе уравнение –графически, а третье-с помощью аналитического определения модуля, рассматривая три случая (подмодульное выражение больше нуля, равно нулю и меньше нуля ) отдельно.
Сегодня на уроке все очень хорошо поработали, 10 человек получили оценки. Молодцы ребята!
| Сообщают об отсутствующих
записывают в тетради
7 учащихся работают у доски, остальные принимают активное участие в устном теоретическом опросе
Предлагают методы решения, один учащийся устно объясняет решение уравнения №1.
2 человека работают на боковой доске индивидуально (приложение №3), остальные записывают в тетрадь решение уравнения №2.
Один ученик решает неравенство № 3. Остальные участвуют в выборе рационального метода решения неравенства. Записывают решение в тетрадь.
Один ученик решает у доски, остальные записывают решение неравенства №5 в тетради.
Внимательно прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание.
|
Список использованной литературы
Башмаков М.И. Методические рекомендации по использованию учебника / М.И. Башмакова — “Алгебра и начала анализа. 10-11 классы” при изучении математики на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004. – 48 с.
Зеленский А.С., Панфилов И.И. Решение уравнений и неравенств с модулем. – М.: Научно технический центр «Университетский»: Универ-Пресс, 2009.– 112с.
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений (профильный уровень). – М.: Мнемозина, 2007. – 288 с.