Тема. Метод алгебраического сложения
Данный урок – изучение нового материала (урок первичного предъявления новых знаний).
Цель:
1. Сформулировать алгоритм решения систем линейных уравнений методом алгебраического сложения.
2. Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения, и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки-задания для парной работы, карточки-задания для работы в команде, цветные закладки.
Организационный момент.
Учитель:
— Здравствуйте, дети!
— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Надеюсь, что за это время мы станем единой командой, которая будет открывать новое, идти от незнания к знанию.
— Откроем тетради, запишем число, классная работа.
— А теперь проверяем свою готовность к уроку.
Работа в парах.
(Подготовить цветные закладки для детей).
— Решите уравнения. Затем запишите полученные числа в порядке возрастания и расшифруйте слово.
1 вариант 2 вариант
1) (4х-7у) +(-4х+3у)=-12+12, 1) (х-6у)+(5х+6у)=17+13,
(9х-4у) — (9х-2у)= 5-13, 2) (3х+2у)-(-5х+2у)=-5+53
5 | 9 | 6 | 4 | -6 | -5 | ||
Ю | А | К | У | П | М | С | Л |
Если вы считаете, что справитесь с заданием, то на полях в карточках поставьте +, если возникли сомнения при выполнении работы , если с заданием не можете справиться, то – (минус).
— Поднимите руки те, кто поставил знак минус, я к вам подойду.
(Дети выполняют задания. Время -3 минуты. Учитель работает с детьми, у которых возникли трудности)
Результат — слово СУММА.
— А теперь поставьте плюсики, у кого все результаты совпали, пол плюсика, если одна ошибка, минус, если более одной ошибки.
— Поднимите руки те, у кого ожидания совпали (получил два плюсика),
у кого результат превзошел ожидания.
— Сложите ручки замочком те, чья пара безошибочно справилась с заданием. Вы можете положить по одной закладке в тетрадь.
Формулировка цели урока.
— На предыдущем уроке мы работали над решением систем линейных уравнений с двумя переменными, рассмотрели решение систем методом подстановки. А какой метод мы будем использовать сегодня, если ключевое слово в его названии СУММА?
Дети отвечают.
— Запишем тему урока: Метод алгебраического сложения.
— Тема урока — новый метод, чтобы его открыть рассмотрим следующие примеры.
1. 2.
(3х-у-5)+(2х+у-7)=0+0 (2х+3у) – (5х+3у)=1-7
— А дальше мы решать умеем, найдем х. 1)х=-2,4; 2)х=2
— Решением системы является пара чисел (х;у). Поскольку наша задача- познать суть метода, мы найдем только значения х.
Работа в командах
— В системах уравнений исключите одну переменную (х или у)
1) 12х=-24, х=-2
2) -2у=-12, у=6
3) 2х=4, х=2
4) -2у=-60, у=30
— Как исключали переменную в системах 1 и 2? 3и 4?
Вывод. Если в правой части системы 0, то переносят слагаемые, не содержащие неизвестные из левой части в правую с противоположным знаком, а затем уединяют слагаемые с неизвестными.
Если в уравнении системы коэффициенты при х или у одинаковые, то уравнения вычитают; если противоположные, то уравнения складывают.
Презентация. Слайд 1.
Раздать памятки.
Решение системы уравнений.
— Мы обозначили модель для поиска решения системы уравнений. Теперь рассмотрим следующий пример.
Решить систему:
— Чем отличается по виду данная система уравнений от предыдущих?
— Сразу исключить переменную х или у из обоих частей с помощью сложения или вычитания уравнений не удастся, нужен подготовительный этап. Умножим 1 уравнение на 4, 2 на 3. Далее по тексту. х=2, у=-4. Ответ.
— Мы рассмотрели решение систем линейных уравнений с двумя переменными в общем виде, когда сразу нельзя исключить переменную х или у.
Откроем дневники, запишем домашнее задание: П. 13, №№ 13.4, 13.6(а,б)
6. Работа в командах.
— Теперь поработаем в командах. Закончите решение системы:
2)
(Карточки с разными способами домножения)
Проверить работу. Презентация. Слайды 1-2.
— Какое домножение было эффективным (удобным)? Почему?
Какая схема работала на уроке? (слайд)
7. Рефлексия.
— Мы шли с вами весь урок от незнания к знанию. Какие открытия для себя сегодня вы сделали на уроке? ( Создавали новый алгоритм, работали в командах, в парах…)
В конце урока дети сдают тетради и листы на проверку, каждый ученик получает отметку в журнал.