Конспект урока по Алгебре «Решение физических задач с помощью линейных уравнений» 6 класс


Выполнила:

Учитель математики СШ №9 г.Петропавловска СКО Республики Казахстан:

Шарипова Айман Сакиновна.


Интегрированный урок математики: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений».


Цель: использование математических методов для решения физических задач.

Задачи:

  • повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь, средняя скорость;

  • закрепить навык решения физических задач с данными величинами;

  • научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;

Методы обучения: проблемный

Формы обучения: Групповая

Оборудование: интерактивная доска, технологические карты.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация имеющихся знаний.

  3. Решение задач.

  4. Домашнее задание

  5. Подведение итогов, рефлексия.



Ход урока:

  1. Организационный момент.


— Здравствуйте, дети!

На доске: ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА

— На доске записаны два слова. Прочитаем эти слова. Они переплелись неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись.


  1. Актуализация имеющихся знаний.


— У всех на столе есть технологическая карта, которую вы сдадите в конце урока. Подпишем ее, запишем дату сегодняшнего урока, фамилия, имя и класс.

— И для того чтобы приступить к нашему уроку вспомним с вами ранее изученный материал.


Задание 1. Допиши определение.

  1. Длина траектории по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется … (путь)

  2. Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение)

  3. Отношение перемещения к промежутку времени – это … (скорость)

  4. Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это …(время)

  5. Решить уравнение это значит — найти его … (корни или доказать что корней нет)

  6. Изменение положения тела или его частей относительно друг друга с течением времени называется механическое … (движение)

  7. Уравнение вида ax=b , где x – переменная, a и b – любые числа называетсяуравнением с одной переменной. (линейным)


— Заполняем оценочный лист. Все верно – 5 баллов, 2-3 ошибки – 4 балла, 4-5 ошибок – 3 балла, нет верных ответов – 2 баллов.


Задание 2. Найти соответствие. Необходимо соединить стрелочками физическую величину с ее единицей измерения.

Таблица 1. Найди соответствие.

υ

мин

Какие их этих величин измерения являются векторными?

_______________

_____________

км/ч

t

м

м/с

S

с

км

Ответ.

υ

мин

Какие их этих величин измерения являются векторными?

(скорость)

км/ч

t

м

м/с

S

с

км

— Заполняем оценочный лист. Все верно – 5 баллов, 2-3 ошибки – 4 балла, 4-5 ошибок – 3 балла, нет верных ответов – 2 баллов.


  1. Решение задач.


— Приступим к решению задач. Сегодня мы будем решать с Вами задачи с физической точки зрения и с математической. И в итоге составим алгоритм решения физических задач с помощью линейных уравнений.


-Для этого вспомним формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.

Вспомним опорные схемы, которые помогут нам составить уравнение для решения задач.

1 вид. Одна величина + другая величина = сумма величин

2 вид. Одна величина — другая величина = разность величин

3 вид. Одна величина = другая величина


Задача 1.

— Итак, представим себе следующую сказочную ситуацию.

Ученик читает условие задачи:

В лесу мимо пня на котором сидела Маша в 20 часов 00 минут пробежал Медведь со скоростью 1,8 км/ч. Через некоторое время в 20 часов 06 минут Маша пустилась в погоню за Медведем со скоростью 3,6 км/ч. Сколько времени понадобится Маше, чтобы догнать Медведя?


Математический метод.

— Для решения данной задачи нам понадобится.


υ, км/ч

t, ч

S, км

Медведь





Маша





Какая физическая величина известна? (скорость)

Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией. (Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который пробежали Маша и Медведь).



— Какой путь S, пробежал каждый? (одинаковый)

— Что можно сказать о времени t? (время движения Маши на 6 мин больше)

— Как можно выразить 6 мин в часах?

(Учитель на доске)

— Какое время возьмем за х? (наименьшее – время движения Медведя)

— Тогда какое время была в пути Маша? (на 0,1 ч больше, т.е. х+0,1 ч)

— Запишем это в таблицу.


υ, км/ч

t, ч

S, км

Маша


х ч

S1, км

S1= S2

Медведь



S2, км

3,6х =1,8(х+0,1)

3,6х –1,8 х – 0,18 = 0

1,8х – 0,18 = 0

1,8х = 0,18

х = 0,18/1,8

х = 0,1 часа – время Маши

Ответ: Время Маши – 0,1 часа.


Физический метод

Дано:






СИ:





Решение:


, т.к. =>








Ответ:

— ?


Все верно – 5, 2-3 ошибки – 4, 4-5 ошибок – 3, нет решения – 2.


— Теперь будем решать задачи самостоятельно.


Задача 2. Составьте задачу по рисунку и решите математическим и физическим способом.



Математический метод

Таблица 2


υ, км/ч

t, ч

S, км

I




II






Решение:


υ, км/ч

t, ч

S, км

I

2 ч

км

108 км



II

х

2 ч

км



Составляем уравнение

4х + 2х = 108

6х = 108

х = км/ч – скорость второго

2х = 2∙18 = 36 км/ч – скорость первого

Ответ: Через 2 часа скорость первого равна 36 км/ч и скорость второго — 18 км/ч.


Физический метод.


Дано:





СИ:



7200 с

108000 м


Решение:











Ответ: через 2 часа скорость первого равна 10 м/с и скорость второго – 5 м/с.

— ?


Все верно – 5, 2-3 ошибки – 4, 4-5 ошибок – 3, нет решения – 2.


  1. Домашнее задание

Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.

Задача 2. Составьте по уравнению 7,8х = 9,3(х-10) условие задачи и решите ее.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

— Итак, сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Теперь давайте посчитаем свои баллы на оценочном листе и передадим их на первую парту.

Максимальный результат 16 баллов.

20-19 баллов – «5»

18-15 баллов – «4»

14-12 баллов – «3»

11 и менее – «2».

Поднимите руки у кого «5», у кого «4», у кого «3». Молодцы.


Сегодня мы с вами решали физические задачи с помощью уравнения. Давайте сейчас с Вами составим алгоритм решения подобных задач.


Алгоритм решения:



 


Дата____________ ФИ___________________________________________________ Класс____________

Оценочный лист


Допиши определение


Найди соответствие

Задача №1

Задача №2








Количество баллов ___________

Оценка ___________



Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Как вы оцениваете работу вашей группы?



Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ для 10 класса «СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ (СИЗ), ПРАВИЛА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра: