Конспект урока по Алгебре «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»


МБОУ СОШ №6 г.Пушкино

Открытый урок: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»

Учитель: Горшкова Н.Н.










Урок №2 (по теме).


С помощью рациональных уравнений решается целый ряд задач, которые возникают не только на страницах учебника математики, но и в жизни. Однако, для того, чтобы решить рациональное уравнение, его ещё необходимо уметь правильно составить. Поэтому на данном уроке мы не только рассмотрим примеры решения рациональных уравнений как таковых, но и примеры математического моделирования задачи, которое приводит к возникновению соответствующих рациональных уравнений.



Тема: Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.

Цель: Уметь решать задачи на движение, движение по реке, на работу, сводящиеся к составлению дробных рациональных уравнений.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

(мин)

1

Организационный момент.

Нацелить учащихся на урок.

1

2

Проверка домашнего задания.

Коррекция ошибок.

4

3

Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с решением текстовых задач с помощью дробных рациональных уравнений.

8

4

Тренировочные упражнения.

Формировать умения решать задачи на движение с помощью дробных рациональных уравнений.

15

5

Самостоятельная работа обучающего характера.

Проверить сформированность умений составлять дробные рациональные уравнения по условию задачи.

15

6

Подведение итогов урока.

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.

1

7

Сообщение домашнего задания.

Разъяснить содержание домашнего задания.

1



Ход урока

2. Проверка домашней работы.

623 (учащийся у доски)




Цена,

руб

Кол-во билетов

Стоимость,

руб

«Надежды»

x

240/x

240

«Удачи»

x-5

240/(x-5)

240



Уравнение составим, зная, что билетов «Удачи» купили на 4 больше чем билетов «Надежды









x2-5x=300

x2-5x-300=0



x1= -15 (не является решением задачи)

x2=20

Ответ: 20 руб.

Учитель:

Решение текстовых задач обычно осуществляется в несколько этапов.

Учащиеся:

  1. Введение неизвестной величины;

  2. Составление уравнения;

  3. Решение полученного уравнения;

  4. Отбор решений по смыслу задачи — т.е. проверка ответа.







  1. Объяснение нового материала. Решение задач.


627


v (км/час)

t (час)

S (км)

Против течения

x-2

6/(x-2)

6

Озеро

x

15/x

15



Пусть vсоб = x км/час, тогда




9x-30=x2-2x;

x2-11x+30=0;

x1=5

x2=6



Ответ: 5 км/час или 6 км/час



  1. Тренировочные упражнения.

629


v

t

S

По течению

20+x

22/(x+20)

22

Против теч.

20-x

36/(20-x)

36

vсоб=20 км/час

vтеч.р.= x км/час

Составим уравнение, зная, что всего времени потрачено 3 часа.


14x+1160=1200-3x2;
3
x2+14x-40=0;

D1=49+120=169;


Ответ: 2 км/час


632



Произв. труда

t

Объем работы

I

1/(x+5)

x+5

1

II

1/x

x

1

Составим уравнение, зная, что вместе они выполняют работу за 6 часов




x2+5x=12x+30;

x2 — 7x — 30=0 ;

x1=10;

x2=-3 не является решением задачи

I: 10+5=15 (часов)

II: 10 (часов)

Ответ: 15 часов; 10 часов


  1. Самостоятельная работа (работа в парах).

Вариант I.

  1. Первый рабочий за час делает на 2 детали больше, чем второй, и заканчивает работу над заказом, состоящим из 143 деталей, на 2 часа раньше, чем второй рабочий, выполняющий такой же заказ. Сколько деталей в час делает второй рабочий?

  2. Два велосипедиста одновременно отправляются в 70-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 3 км/ч большей, чем второй и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.

  3. Два комбайна убрали поле за 4 дня. За сколько дней мог убрать поле каждый комбайн, если одному из них для выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другому?


Вариант II.

  1. Два велосипедиста одновременно отправляются в 80-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 2 км/ч большей, чем второй и прибывает к финишу на 2 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.

  2. Первый рабочий за час делает на 3 детали больше, чем второй, и заканчивает работу над заказом, состоящим из 340 деталей, на 3 часа раньше, чем второй рабочий, выполняющий такой же заказ. Сколько деталей в час делает второй рабочий?

  3. Две машинистки, работая совместно, могут перепечатать рукопись за 8 ч. Сколько времени потребовалось бы каждой машинистке на выполнение этой работы, если одной для этого потребуется на 12 ч больше, чем другой?


У доски двое учащихся решают К-6 Б1, в то время как класс выполняет самостоятельную работу.




(
x+1)(x+2)+x(x-1)=6

x2+3x+2+x2x=6

2 x2+2x-4=0

x2+x-2=0

D=1+2∙4=9

x1= -2

x2 =1



Ответ: x=-2








6x2+60x=120x+1200-120x

x2+10x-200=0



x1=-20 не является решением задачи

x2=10



Ответ: 10 км/час


7. Домашние задание.

№№ 627, 636(а), 624, 702

На оценку 705*


Дополнительные задания (при наличии времени)



638



x2-10x+q=0

x1x2=6

q=?







Решение:





Ответ: 16

636(б)



Доказать, что



18=18






Применение дробных рациональных уравнений. Решение задач (Ершова А.П. 1999).


2

1

3


V

t

S

По теч.

x+2

60/(x+2)

60

Озеро

x

36/x

36





5x2-86x-72=0

D1=2209

x1=18

x2=-0.8 не является решением задачи



Ответ: 18 км/час





x2-8x=x-20;

x2-9x+20=0;

x1=5

x2=4



Ответ: 4;5





4y2+4=5y2-5;

y2=9;

y1,2=±3



Ответ: ±3



Литература

1. С.А.Теляковский, Учебник по алгебре для 8 класса общеобразовательных учреждений, «Просвещение», М., 2007

2. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, «Илекса», М., 2001


  1. Т.М. Ерина, Поурочное планирование по алгебре к учебнику Макарычева Ю.М. и др. «Алгебра 7 класс», изд. «Экзамен», М., 2008

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Оформление и содержание математического уголка в подготовительной группе»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра: