МОУ Бологовская средняя
общеобразовательная школа
Урок обобщения знаний
по теме
« Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
5 класс
Разработала:
учитель математики
Борисова С.Г.
Тема урока: « Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания, умения и навыки обучающихся по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей на натуральное число ».
Задачи урока:
Образовательные:
организовать работу обучающихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы;
закрепить умения и навыки применения правил сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при решении задач;
применить изученные правила при решении нестандартных практических задач;
проверить качество усвоения ранее изученного материала;
сформировать умение оперировать ранее полученными знаниями.
Развивающие:
создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
развивать навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля учащихся;
развивать сообразительность, находчивость, логическое мышление, познавательную активность, внимание, любознательность и интерес к предмету;
продолжить формирование математической речи;
Воспитательные:
воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе;
воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету, эрудицию, упорство;
совершенствовать навыки эстетического оформления записи в тетради.
Форма проведения урока: игровая, фронтальная; индивидуальная, групповая.
Средства: мультимедийный проектор, доска, компьютер, презентация к уроку.
Структура урока:
1)Организационный момент. Постановка цели и задач урока (3 мин). 2) Разминка. Устные задания .(7 мин). 3) Конкурс «Чья команда быстрее поднимется по ступенькам?». (3 мин). 4) Конкурс «Кто быстрее сосчитает?». (3 мин). 5) Игра « Поход в магазин». (6мин).
6) Физкультминутка (3 мин). 7) Игра «Сравни дроби». (3 мин). 8) Игра «Математическое лото». (6 мин). 9) Подведение итогов (2 мин). 10) Выставление оценок (3 мин). 11) Рефлексия (3 мин).
12) Дополнительные задания (3 мин).
1.Организационный момент: Вступительное слово учителя
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво-
Тихо сели, спинки прямо, Все легонечко вздохнём, наш урок сейчас начнём! Здравствуйте, меня зовут…., и Ребята, сегодня у нас математическая игра – соревнование по теме « Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число». Мы обобщим знания по этой теме, посмотрим, как вы научились делить и умножать десятичные дроби на натуральное число, но сделаем это необычно., в виде соревнования команд. Сегодня я хочу, чтобы у нас действительно получилась игра, посвященная десятичным дробям. Я знаю, вы будете сегодня на высоте и проявите свою смекалку, находчивость, а главное свои знания. Мы разделились на команды. Каждая команда выбирает капитана.
2. Разминка. Устные упражнения по командам.
А) Игра “Ромашка”. Цель игры — повторение правил, которые потребуются при решении задач.(На доске с помощью магнита крепится цветок ромашки, где на каждом лепестке написаны вопросы, открывая лепесток, ученик отвечает на поставленный вопрос):
— Правила сложения и вычитания десятичных дробей
— Правила умножения десятичных дробей на 10 , 100, 1000:.
— Правила деления десятичных дробей на 10 , 100, 1000:.
— Правило умножения десятичных дробей на натуральное число
— Правило деления десятичных дробей на натуральное число
Б) Устно вычислить: Презентация ( слайды 2-12)
3,0156*1000 | 31,2*5 | |
3,42-0,12 | 53,2:10 | 4,56*100 |
35,6*0 | 25,5*4 | 0,57+3,43 |
5,8+3,2 | 9,735:10 | 1.567*1 |
|
|
|
1.На какое число нельзя делить? (нуль)
2.Что бывает десятичной и обыкновенной? (дробь)
3.Какой знак имеется в десятичной дроби? (запятая)
4.Десятичная дробь – это новый способ записи …? (числа)
5.Какие цифры используют при записи десятичных дробей? (арабские)
(На доске вывешивается плакат с изображением горного массива с разными склонами. Команды сами выбирают склоны, по которым будут, выполняя задания, подниматься к Пику. Если команда решила “подниматься” по крутому склону, то она получает 6 звезд, если по пологому, то 5 звезд)
Задания для крутого склона:
— 19,18=
*10
— 0,11
+ 1,53
* 5
0,36 : 3
Задания для пологого склона:
-9,88=
*10
+ 0,37
*6
0,48:4
Получили число равное 1,02
1,02*1000 = 1020 км длина реки Западная Двина. Что вы знаете о реке?
4) Конкурс «Кто быстрее сосчитает?»
Учащиеся по очереди выходят к доске и решают примеры. Число баллов начисляется по числу правильно решённых примеров.
1- команда. 2- команда. 3- команда
44:4= 55:5= 33:3=
44,044:44= 55,055:55= 33,033:33=
4,444:44= 5,555:55= 3,333:33=
44,4444:444= 55,5555:555= 33,3333:333=
5) Игра «Поход в магазин ». Составь задачу
Даны числа: 5;3;5,1;0,9
6)Физкультминутка:
Раз – поднялись, подтянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
7) Игра «Сравни дроби» ( задание для капитанов)
На доске прикреплены карточки, на которых изображены десятичные дроби. Учащимся предлагают в течение одной минуты расположить числа в порядке возрастания. Баллы начисляются по числу правильных ответов.
1-команда.
2,08 | 6,4 | |
1,57 | 0,07 | 0,28 |
6,39 | 3,2 | 1,6 |
2-команда.
2,05 | 6,2 | |
1,53 | 0,03 | 0,29 |
6,19 | 2,1 | 1,8 |
3-команда
2,5 | 6,5 | |
1,55 | 0,04 | 0,9 |
6,29 | 2,15 | 1,18 |
8) Игра «Математическое лото».
Раздать карточки с примерами на сложение, вычитание, умножение и деление с десятичными дробями и квадратики с ответами. Примеров 10 , квадратиков с ответами 15. Пять ответов неверные. Разложить квадратики с правильными ответами на примеры. Число баллов команде начисляется по числу правильных ответов.
1 – команда.
3,18 – 1,08 | 5,4 * 5 | |
0,42 : 7 | 5,7 + 0,13 | 2,85 – 1,5 |
2,4 * 3 | 4,8 : 6 | 1,45 + 0,15 |
2 – команда.
6,7 – 2,3 | 1,5 * 6 | |
4,08 : 4 | 1,73 + 2,35 | 9,81– 5,9 |
0,18 * 5 | 8,7 : 3 | 1,35 + 0,55 |
3- команда
6,5 – 2,3 | 2,5 * 6 | |
4,08 : 4 | 1,38 + 2,35 | 9,81– 5,9 |
0,12 * 5 | 11,7 : 3 | 1,45 + 0,55 |
9) Подведение итогов. Почему дроби, с которыми мы сегодня работали, называются десятичными?
Как сложить, или вычесть десятичные дроби?
Как умножить, или разделить десятичные дроби?
Как умножить на 10, 100…?
Как разделить на 10, 100…?
10) Выставление оценок
Посчитайте количество баллов, которое вы получили.
Если у вас от 25 до 30 вы ставите оценку « 5»
Если у вас от 20 до 24 вы ставите оценку «4»
Если у вас 19 и меньше – вы ставите оценку «3».
Заключительное слово учителя. Молодцы ребята! Спасибо всем, друзья, за этот замечательный праздник в честь математики. Я желаю вам дальнейших успехов в изучении этой науки.
11) Рефлексия
12) Дополнительно.
Задача: Каждая сигарета сокращает жизнь на 5,5 минут. А если человек выкуривает в день пачку (21 сигарету), то его жизнь сократиться на …? А если человек курит 1 год? 40 лет? Учащиеся производят расчеты.
1 ученик выполняет действия у доски, формулируя правило умножения десятичной дроби на число.
Ответ: 5,5·21=115,5 минут=2 часа
5,5·20=110 минут=2 часа
1 год: 365· 115,5=42157,5 минут=702,625 часов
40 лет: 42157,5·40=1686300 минут=1686300:60=28105 часов.
Посмотрите, сколько часов своей жизни теряет человек только из –за одной привычки – курить!