42
Понятие последовательности, словесный
и аналитический способы ее задания
Цели: ввести понятие последовательности, конечной и бесконечной; рассмотреть последовательности, заданные словесно и с помощью формулы п-го члена; формировать умение находить п-й член последовательности по заданной формуле.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Учение о последовательностях и их частном случае – прогрессиях – является существенной, хотя и несколько изолированной, частью курса алгебры. Для создания представления о последовательностях следует начать с рассмотрения конкретных примеров:
П р и м е р 1.2; 4; 6; 8; …
Сразу обращаем внимание учащихся, что числа записаны в определенном порядке. Словесно эту последовательность можно описать (задать) так: «последовательность четных положительных чисел». Просим назвать число, которое будет стоять в этой последовательности на пятом месте, на восьмом, на сотом. Замечаем, что если «место» числа в последовательности обозначить натуральным числом п, то вычислить это число можно, оно равно 2п.
П р и м е р 2.
Последовательность правильных дробей с числителем равным 1. Для любого натурального числа п можно указать соответствующую дробь, стоящую в этой последовательности на п-ом месте – она равна . Теперь легко вычислить, что на седьмом месте должна стоять дробь , на тридцатом – дробь , на тысячном – дробь .
Числа, образующие последовательности, называются членами последовательности и обозначаются буквами с индексами, указывающими порядковый номер члена, например: а1; а2; а3; а4; …; ап; … ап – общий или п-й член последовательности.
Сама последовательность обозначается (ап).
Таким образом, последовательность считается заданной, если указан закон, по которому каждому натуральному числу п ставится в соответствие член последовательности ап. Обращаем внимание учащихся, что мы использовали два способа задания последовательности: словесный и аналитический (с помощью формулы п-го числа).
П р и м е р 3.Последовательность двузначных чисел: 10; 11; 12; 13; …; 97; 98; 99.
В о п р о с у ч а щ и м с я: чем отличается эта последовательность от двух предыдущих? Она содержит конечное число членов и называется конечной – в отличие от предыдущих последовательностей, которые содержат бесконечно много членов и называются бесконечными.
III. Формирование умений и навыков.
Все задания, выполняемые учащимися на этом уроке, можно условно разбить на три группы:
1. Выписать первые несколько членов последовательности по ее словесному описанию.
2. Выписать первые несколько членов и вычислить некоторый (любой) член последовательности по формуле п-го члена.
3. По заданным первым членам последовательности составить формулу п-го члена последовательности.
Упражнения: №
При выполнении первых заданий внимание следует уделить правильной записи членов последовательности, чтобы не забывали указывать индексы.№
При решении этих упражнений следует еще раз обратить внимание учащихся, что индексы – это натуральные числа и порядковые номера членов последовательности. Возможно устное выполнение этого задания. №
Решение у доски, с объяснениями. №
Самостоятельное решение с устной проверкой. №
Это задание, «обратное» предыдущим, носит развивающий характер.
IV. Итоги урока.
– Как называются числа, образующие последовательность?
– Что значит «задать последовательность»?
– Какие способы задания последовательности вы знаете?
Домашнее задание: №
Рекуррентный способ задания
последовательности
Цели: рассмотреть последовательности, заданные рекуррентными формулами; формировать умения задавать последовательности различными способами; закрепить навыки использования индексных обозначений и нахождения п-го члена последовательности по его формуле.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Назовите пропущенный член последовательности:
а) 1; 3; 5; *; 9; …
б) –10; 10; –10; 10; *; …
в) а1; …; ап – 2; *; ап; …
Последовательность задана формулой п-го члена, найти ее член с заданным индексом:
г) хп = 5п – 2, х5 = *
д) уп = п3 – п, у3 = *
е) bn = (–1)n · n, b6 = *.
Последовательность задана несколькими первыми членами, задайте формулу п-го члена:
ж) 4; 8; 12; 16; … хп = * (О т в е т: хп = 4п.)
з) 7; 7; 7; … ап = * (О т в е т: ап = 7.)
и) 1; … сп = * (О т в е т: сп = .)
к) 3; 7; 11; 15; … хп = *.
Последний пример оказывается проблемным. Ученики не могут придумать формулу, выражающую через п ее п-й член. Но можно заметить, что определенная закономерность все же есть – каждый член последовательности, начиная со второго, можно получить прибавлением к предыдущему числа 4. Можно ввести новый способ задания последовательности – рекуррентный.
III. Объяснение нового материала.
Помимо словесного и аналитического, существует еще один способ задания последовательности. Он состоит в том, что указывают ее первый член или первые несколько членов и формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие (один или несколько). Такую формулу называют рекуррентной (от латинского слова reccuro – возвращаться), а соответствующий способ задания последовательности – рекуррентным способом.
Возвращаемся к устному последнему примеру. Последовательность можно задать рекуррентно:
х1 = 3; хп + 1 = хп + 4.
Как уже говорилось, рекуррентно последовательность можно задать через несколько предыдущих членов. Пусть (ип) – последовательность, в которой и1 = 1; и2 = 1; ип + 1 = ип + ип – 1 при п > 2. Члены этой последовательности называют числами Фибоначчи. Выписываем первые ее несколько членов:
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; …
Здесь возможно привести небольшую справку из истории математики, либо предложить учащимся подготовить реферат или доклад на тему «Числа Фибоначчи и золотое сечение».
IV. Формирование умений и навыков.
При решении следующих примеров следует требовать от учащихся не только «подставлять» числовые значения в рекуррентную формулу, но и проговаривать словесную формулировку задания последовательности.
Упражнения:
1. Выпишите пять первых членов последовательности (сп), если:
а) с1 = 3, сп + 1 = сп + 4;
б) с1 = 4, сп + 1 = 2 · сп.
2. № 568, 569 (а, б) – самостоятельное решение, одновременно решение на откидных досках и последующая проверка.
3. № 672 (а, б). Это задание повышенного уровня сложности, которое заключается в том, что формула задания последовательности записана в «непривычном» виде:
у1 = –3; уп + 1 – уп = 10.
Прежде чем применять ее, нужно записать ее в таком виде, чтобы последующий член явно выражался через предыдущий:
уп + 1 = уп + 10.
Дальше ученики могут продолжить работу самостоятельно с последующей устной проверкой результатов.
V. Диктант.
Работа выполняется по вариантам (в квадратных скобках задание, относящееся ко второму варианту).
1) Является ли конечной или бесконечной последовательность делителей [кратных] числа 1200 [8]?
2) Является ли конечной или бесконечной последовательность кратных [делителей] числа 6 [2400]?
3) Последовательность задана формулой ап = 5п + 2 [bn = n2 – 3]. Запишите, чему равен ее 3-й член.
4) Запишите последний член последовательности всех трехзначных[двухзначных] чисел.
5) Запишите рекуррентную формулу ап + 1 = ап – 4, где а1 = 5 [bn + 1 = , где b1 = 8]. Найдите а2 [b2].
О т в е т ы: 1) Конечной [Бесконечной].
2) Бесконечной [Конечной].
3) 17 [6].
4) 999 [99].
5) 1 [2].
V. Развивающие задания. Задайте формулой п-го члена последовательность (bn), если известно, что:
а) b1 = 4; bn + 1 = bn+ 4;
б) b1 = 1, bn + 1 = 5bn.
VII. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какие способы задания последовательности существуют?
– В чем сущность рекуррентного способа задания последовательности?
– Можно ли одну и ту же последовательность задать различными способами? Приведите примеры.
Домашнее задание: №
Арифметическая прогрессия.
Формула (рекуррентная) п-го члена арифметической прогрессии
Цели: ввести понятия арифметической прогрессии и разности арифметической прогрессии; вывести рекуррентную формулу п-го члена арифметической прогрессии; формировать умения нахождения разности и нескольких первых членов арифметической прогрессии по первому члену и разности, а также п-го члена по формуле.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Актуализация знаний. Назовите первые три члена последовательности:
а) an = ; б) bn = 3n – 1; в) сп = п2 + 1.
Для последовательности, заданной первым членом и рекуррентной формулой, найдите второй и третий члены:
г) x1 = 2, xп + 1 = ;
д) у1 = 3, уп + 1 = уп2 – 5.
III. Объяснение нового материала.
1. Определение. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
(ап) – арифметическая прогрессия, если для любого п N выполняется условие ап + 1 = ап + d, где d – некоторое число. Число d называется «разностью арифметической прогрессии», так как из определения следует, что ап + 1 – ап = d.
Далее следует привести примеры арифметических прогрессий, причем следует варьировать значение d (положительные числа; отрицательные; нуль; дробные).
П р и м е р ы арифметических прогрессий:
1) а1 = 1, d = 1.
1; 2; 3; 4; … (последовательные натуральные числа).
2) а1 = 1, d = 2.
1; 3; 5; 6; … (последовательность положительных нечетных чисел).
3) а1 = –2, d = –2.
–2; –4; –6; –8; –10; … (последовательность отрицательных четных чисел).
4) а1 = 7, d = 0.
7; 7; 7; 7; … (постоянная последовательность).
5) а1 = 1, d = 0,3.
1; 1,3; 1,6; 1,9; 2,2; …
Обращаем внимание, что если d > 0, то арифметическая прогрессия возрастающая, если d < 0 – убывающая, если d = 0 – постоянная.
2. Итак, учащиеся знают, что для того чтобы найти любой член арифметической прогрессии (или задать ее), достаточно знать ее первый член и разность. Следует подвести их к мысли, что это очень трудоемко, например:
(ап) – арифметическая прогрессия, где а1 = 2, d = 27. Найти сотый член.
Пользуясь определением, нам нужно сделать 100 шагов. Это громоздко. Хотелось бы знать формулу для нахождения любого члена арифметической прогрессии только по первому члену, разности и порядковому номеру искомого члена.
Для вывода формулы пользуемся определением арифметической прогрессии:
а1
а2 = а1 + d
а3 = а2 + d = (а1 + d) + d = а1 + 2d
а4 = а3 + d = (а1 + 2d) + d = а1 + 3d
а5 = а4 + d = (а1 + 3d) + d = а1 + 4d
а6 = … = а1 + 5d
П р и м е р 1. (сп) – арифметическая прогрессия,
с1 = 0,62, d = 0,24; с50 –?
с50 = с1 + d (50 – 1) = 0,62 + 0,24 · 49 = 12,38.
Этот пример на «прямое» использование формулы п-го члена арифметической прогрессии.
П р и м е р 2. Выяснить, является ли число –122 членом арифметической прогрессии (хп):
23; 17,2; 11,4; 5,6; …
При рассмотрении этого примера пояснить, что для решения надо доказать, что существует п N, при котором будет верна формула п-го члена:
–122 = 23 + (п – 1) · (–5,8), где –5,8 = 17,2 – 23 – разность арифметической прогрессии.
IV. Формирование умений и навыков. Все задания, выполняемые учащимися на этом уроке, можно разбить на 3 типа:
1) На «узнавание» арифметической прогрессии, определение ее первого члена и разности.
2) На нахождение п-го члена арифметической прогрессии по определению и по формуле.
3) На запись формулы п-го члена по первому члену и разности, решение задач на «косвенное» использование формулы п-го члена (например, нахождение п).
Упражнения:
1. Решить устно:
а) Является ли последовательность арифметической прогрессией:
–3,5; –7; –10,5; –14; –17,5; … (Да.)
5; 5; 5; 5; … (Да.)
2; 12; 22; 23; 32; … ? (Нет.)
б) Найти члены арифметической прогрессии, обозначенные буквами:
–10; –7; с3; с4; с5; с6
–3,4; –1,4; а3; а4
12; у2; 20; у4.
в) (ап) – арифметическая прогрессия. Является ли арифметической прогрессией последовательность:
12а1; 12а2; …; 12ап; …
3а1 + 1; 3а2 + 1; …; 12ап + 1; … ?
2. № Самостоятельное решение с последующей проверкой.
№ Решение у доски с объяснением.
№ Самостоятельное решение и одновременно на скрытых досках с проверкой.
3. № Задание на «не прямое» применение формулы. Еще раз подчеркнуть, что с помощью этой формулы можно находить следующие величины: ап; а1; d; п.
V. Итоги урок