АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
МУНИЦИПАПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Руководитель МБОУ СОШ № 62
____________/ ./ __________ _/Горячев А. М./
Протокол №____ от
«____»____________ г. «____»_________________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА
ДЛЯ 10 КЛАССА
АВТОР — СОСТАВИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
МБОУ СОШ № 62
ФОМИНОК С. С.
Г. ВОРОНЕЖ
2012 ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к календарно-тематическому плану
базового уровня изучения математики в старшей школе
Настоящая рабочая программа разработана (в соответствии) на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) образования по математике (базовый уровень) и авторской программы Мордковича А. Г.(Москва Мнемоза 2009г.)
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения алгебре и началам анализа:
формирование представлений о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а так же последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно- технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Рабочей программой отводится на изучение
в 10 классе базового уровня 105 часов (3 ч в неделю); контрольных работ- 10, в том числе входная контрольная работа и итоговая контрольная работа.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а так же последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно- технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/ понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
АЛГЕБРА
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интеграции графиков;
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь:
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для анализа реальных числовых данных, представленных виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
владеть компетенциями:
учебно-познавательной;
ценностно-ориентационной;
рефлексивной;
коммуникативной;
информационной;
социально-трудовой.
Учебно-тематическое планирование
Количество часов | |||
Всего | Уроков (ч) | Контр. Работы (ч) | |
Повторение | 6ч | 5 | 1 |
Упрощение рациональных выражений | 1 |
|
|
Функции | 1 | ||
Целые уравнения и системы уравнений | 1 | ||
Решение неравенств и систем неравенств | 1 | ||
Прогрессии | 1 | ||
Контрольная работа (входная) по повторению | 1 | ||
Числовые функции. | 4 ч | 4 | — |
Определение числовой функции и способы ее задания | 1 |
|
|
Свойства функций | 2 | ||
Обратная функция | 1 | ||
Тригонометрические функции
| 26 ч | 23 | 3 |
Числовая окружность | 2 |
|
|
Числовая окружность на координатной плоскости | 2 | ||
Контрольная работа № 1по теме: «Числовые функции. Числовая окружность на координатной плоскости». | 1 | ||
Синус и косинус | 2 |
|
|
Тангенс и котангенс | 1 | ||
Тригонометрические функции числового аргумента | 2 | ||
Тригонометрические функции углового аргумента | 2 | ||
Формулы приведения | 2 | ||
Контрольная работа № 2 пор теме: «Определение тригонометрических функций». | 1 | ||
Функцияy=sinx, её свойства и график | 2 | ||
Функция y=cosx, её свойства и график | 2 | ||
Периодичность функции y=sinx,y=cosx | 1 | ||
Преобразование графиков тригонометрических функций | 3 | ||
Функцииy=tgx, y=ctgx, их свойства и графики | 2 | ||
Контрольная работа № 3 по теме: «Свойства и графики тригонометрических функций». | 1 | ||
Тригонометрические уравнения
| 11ч | 10 | 1 |
Арккосинус. Решение уравненияcosx=α | 3 |
|
|
Арксинус. Решение уравненияsinx=α | 3 | ||
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнения tgx=α, ctgx=α | 2 | ||
Тригонометрические уравнения | 2 | ||
Контрольная работа №4 по теме: «Решение тригонометрических уравнений». | 1 | ||
Преобразования тригонометрических выражений | 15 ч | 14 | 1 |
Синус и косинус суммы и разности аргументов | 4 |
|
|
Тангенс суммы и разности аргументов | 2 | ||
Формулы двойного угла | 3 | ||
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 5 | ||
Контрольная работа № 5 по теме: «Преобразование тригонометрических выражений». | 1 | ||
| |||
Производная |
28ч
| 25 | 3 |
Предел числовой последовательности | 2 |
|
|
Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 2 | ||
Предел функции | 2 | ||
Определение производной | 2 | ||
Вычисление производной | 3 | ||
Контрольная работа №6 по теме: «Определение производной и ее вычисление». | 1 | ||
Уравнение касательной к графику функции | 2 | ||
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы | 3 | ||
Построение графиков функций | 3 | ||
Контрольная работа №7 по теме: «Применение производной к исследованию функций». | 1 | ||
Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке | 3 | ||
Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин | 3 | ||
Контрольная работа №8 по теме: «Нахождение наименьших и наибольших значений функции на промежутке. Задачи на оптимизацию». | 1 | ||
Повторение | 12ч | 10 | 2 |
Графики тригонометрических функций | 2 |
|
|
Тригонометрические уравнения | 3 | ||
Преобразование тригонометрических выражений | 3 | ||
Применение производной | 2 | ||
Итоговая контрольная работа | 2 | ||
Резерв | 3 ч | 3 | — |
Итого | 105 ч | 94 | 11 |
Содержание курса алгебры и начал анализа для 10 класса.
Повторение (6ч)
Обобщение и систематизация знаний по основным темам курса математики 9 класса
Контрольная работа по повторению (входной контроль)
Числовые функции(4 ч)
Определение функции, способы ее задания, свойства функций. Обратная функция.
Требования к уровню математической подготовки учащихся
Знать:
понятие числовой функции;
способы задания функций;
схему исследования свойств функции;
понятие обратной функции;
Уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и, в простейших случаях, по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
строить графики обратных функций.
Тригонометрические функции (26 ч)
Числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости. Синус, косинус как координаты точки числовой окружности, тангенс и котангенс.Тригонометрические функции числового аргумента и связи между ними. Тригонометрические функции углового аргумента, радианная мера угла. Функции y=sinx, y═cosx, их свойства и графики. Формулы приведения. Периодичность функций y=sinx, y═cosx. Сжатие и растяжениеграфика функций, график гармонического колебания. Функции y=tgx, y═ctgx, их свойства и графики.
Контрольная работа №1 по теме «Числовые функции. Числовая окружность на координатной плоскости».
Контрольная работа №2 по теме «Определение тригонометрических функций».
Контрольная работа № 3 по теме «Свойства и графики тригонометрических функций».
Требования к уровню математической подготовки учащихся
Знать:
определения основных тригонометрических функций;
свойства тригонометрических функций;
формулы приведения;
понятие периодичности функции;
алгоритмы построения графиков тригонометрических функций.
Уметь:
находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала;
строить графики изученных функций;
использовать свойство периодичности.
Тригонометрические уравнения(11 ч)
Первые представления о решении тригонометрических уравнений и неравенств.Арккосинуси решение уравнения cosx ═ а, арксинус и решение уравнения sinx ═ а, арктангенс и решение уравнения tgx ═ а, арккотангенс и решение уравнения сtgx ═ а. Решение тригонометрических уравнений методом введения нов