Методическая разработка урока
Катана Марина Евгеньевна
ГБОУ гимназия №107
Выборгского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии».
Класс: 9
Предмет: алгебра
Время: 45 минут
УМК учащегося:
учебник «Алгебра 9». Ш.А. Алимов, Ю.М Колягин и др. М., «Просвещение», 2010
рабочая тетрадь
УМК учителя:
учебник «Алгебра 9». Ш.А. Алимов, Ю.М Колягин и др. М., «Просвещение», 2010
Алгебра. 9-й класс. Поурочные планы. Е.Г. Лебедева, Волгоград, «Учитель», 2007
Цели урока:
обучающие: познакомить учащихся с формулой суммы n-первых членов арифметической прогрессии;
развивающие: развитие логического мышления;
воспитывающие: умение вступать в коммуникацию.
Задачи урока:
— получить формулу для вычисления суммы n-первых членов арифметической прогрессии;
— способствовать формированию навыков и умений использования формулы при выполнении заданий;
— воспитывать познавательный интерес;
— развивать умение анализировать и делать выводы;
— формировать активную позицию учащихся в различных формах учебного сотрудничества.
Средства обучения.
— учебник алгебры;
— раздаточный материал, подготовленный учителем на бумажном носителе;
— рабочие тетради.
Тип урок: урок изучения нового материала
Технология урока: технология группового обучения, исследовательская деятельность, критическое мышление.
Содержание учебного материала урока и этапы урока:
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Организационный момент. Актуализация знаний (см. приложение №1) (3 мин) | — приветствие учащихся; — сообщение порядка работы.
| — проверка готовности своего рабочего места; — согласование задач своей деятельности на уроке. |
2 | Мотивация познавательной деятельности (6 мин) | — предлагает задания для работы в группах №1 (см. приложение 2); — задает вопрос по результатам решения задач: «Образуют ли числа, сумму которых вы находили, арифметическую прогрессию?» | — выступление представителей групп по результатам работы; — обсуждают рациональные способы решения заданий, отвечают на вопросы учителя; — формулируют тему урока, отвечая на вопрос учителя. |
3 | Изучение нового материала (15 мин) | — предлагает задание для групп №2: найти сумму 25-ти первых членов арифметической прогрессии (см. приложение 3); — предлагает обсудить алгоритм нахождения суммы; — обсуждает вопрос о рациональном способе выполнения задания; — предлагает изучить способ решения задачи №1 §19 учебника, рассмотреть вывод формулы I о нахождении суммы n-первых членов арифметической прогрессии. | — записывают в тетради тему урока; — составляют план решения задания; — выбирают рациональный способ решения задания; — изучают решение задачи №1 §19 учебника, записывают вывод формулы I в тетради; — анализируют формулу I. |
4 | Закрепление материала (10 мин)
| — предлагает выполнить задание на применение формулы I из учебника (№№391 (3); 393 (1, 2)); — организует опрос учащихся; — предлагает вернуться к заданию №2 и воспользоваться формулой I для его решения; — предлагает изучить формулу II, рассмотрев задачу №4 §19 учебника; — предлагает выполнить задание на применение формулы II (№393 (1,2)). | — организуют свою работу, проводя самостоятельный анализ и синтез изученного материала; — объясняют, доказывают, аргументируют; — записывают вывод формулы II в тетрадях, применяют формулу при выполнении заданий; — аргументируют выбор формулы для рационального решения задания. |
5 | Самостоятельное решение задний (9 мин) | — предлагает выполнить дополнительные задания (см. приложение 4); — организует работу в парах; — при необходимости оказывает помощь. | — объясняют, доказывают, аргументируют, творчески интерпретируют изученный материал.
|
6 | Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин) | — подводит итоги урока, предлагает ответить на вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?»; — предлагает оценить свою работу на уроке; — предлагает записать домашнее задание: учебник – §19 (знание формул I и II), №№391, 394 (1), 395 (1), дополнительные задания по выбору (см. приложение №5). | — отвечают на вопрос учителя, как рационально найти сумму n-первых членов арифметической прогрессии, используя изученные на уроке формулы; — дают оценку своей деятельности на уроке; — записывают домашнее задание в дневник, уточняют его выполнение. |
Приложение №1
Задания для устного счета
1). Найти первый член и разность арифметической прогрессии, если:
а) 4, 7, 10 …
б) -7, -4, -1 …
2). Найти первые 4 члена арифметической прогрессии, если:
а) a1 = 12, d = -2;
б) a1 = -0,5, d = 1,5.
3). В арифметической прогрессии найти:
а) а21, если a1 = 13, d = 2.
б) а15, если a1 = 1/3, d = -1.
Приложение № 2
Задание №1
1). Найти рациональным способом сумму всех натуральных чисел от 1 до 10;
2). Найти сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 рациональным способом;
3). Найти сумму всех четных чисел от 2 до 20;
4). Найти сумму всех нечетных чисел от 1 до 19.
Ответы на задание №1
1). 11 * 5 = 55;
2). (10 * 9) / 2 = 45;
3). 22 * 5 = 110;
4). (20 * 10) / 2 = 100.
Приложение №3
Задание №2
Найти сумму 25-ти первых членов арифметической прогрессии:
1). 4, 7, 10, …
2). -7, -4, -1, …
3). 3, 10, 17, …
4). -5, -8, -11, …
Приложение №4
Задания для самостоятельного решения
1). Найдите сумму всех нечетных чисел от 1 до 135 включительно;
2). Найдите сумму двузначных чисел от 10 до 100;
3). Найдите сумму 22 первых членов арифметической прогрессии
25, 30, 35, 40, …
Приложение №5
Дополнительное домашнее задание
Для некоторой арифметической прогрессии найти S16, если S4 = -28, S6 = 58.