ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, 10-11 класс







Никитина Валентина Николаевна

учитель математики

МБОУ «СОШ №18»,

тезисы

«ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

математика

10-11 классы


























ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Данные тезисы описывают как на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы можно использовать модульную технологию как средство развития учебно-познавательных компетенций и приводится пример модуля урока.

Процесс обучения должен быть ориентирован на формирование у учащегося ключевых компетенций — универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Ключевые компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию ключевых компетенций и оценки их сформированности у учащихся.

Учебно-познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Цель нашего исследования является выяснение результативности и эффективности применения модульной технологии как средства развития учебно-познавательных компетенций на уроках математики в профильных классах.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

— модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

— модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

— модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

При модульном обучении ученик включается в активную (и по тому эффективную) учебно-познавательную деятельность, становятся возможными индивидуализация контроля, самоконтроль и возрастание степени самостоятельности обучающегося, корректировка учебной деятельности, консультирование. Ученик получает возможность в большей степени самореализоваться, что, в свою очередь, способствует активизации учения.

Применение модульной технологии в профильном классе на уроках математики развивает учебно-познавательные компетенции, позволяет создать комфортный темп работы обучаемого, который сможет так распределить свои возможности, что в результате будет, достигнут более высокий уровень конечных результатов. Механизмы организации образовательно­го процесса, с применением модульной технологии при изучении учебного предмета, дают воз­можность преобразовать функции внешнего уп­равления по отношению к учебной деятельности обучаемого в самоуправление. Эта характеристи­ка учебной деятельности может рассматривать­ся как одна из главных целей современного обра­зования.

Свежие документы:  Географические задачи как средство выявления одаренности 6-9 класс

При составлении модуля используют следующие правила:

1)  В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.

2)  Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого  учебного  элемента.  Чаще  всего  это  взаимоконтроль,  сверка  с образцами и т.п. Его цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.

3)  После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой

Приведём схему модуля урока по алгебре и началам анализа в 10 классе профильного уровня по теме: «Тригонометрические функции», в которой поэлементно рассмотрим формирование учебно-познавательных компетенций. Данный алгоритм составления плана модульного урока рекомендован авторами модульной технологии — Шамова Т.И, Юцявичене П


Модульный урок в 10 А классе

Тема: «Тригонометрические функции» (модуль №2, 2 урока по 45 минут)

В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны уметь:

1 уровень – выполнять простейшие тригонометрические преобразования, находить значения тригонометрических выражений по заданному алгоритму.

2 уровень – выполнять тригонометрические преобразования, самостоятельно выбирая способы преобразований.

3 уровень – применять полученные знания в нестандартной ситуации

УЭ

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

  1. Цель: Закрепить основные тригонометрические понятия и формулы, построение графиков функций y=sinx и y=cosx

Указания учителя:

1. Повторите:

2. Самостоятельная работа №1 (5 мин.)

(вводный контроль первичного усвоения учебного материала)

Базовый уровень (обязательный этап формирования учебно-познавательных компетенций); «Узнавание» новой проблемы, возникшей

в знакомой ситуации.

(Принятие помощи извне)

Выполните

письменно

самостоятельную

работу

Воспользуйтесь

таблицами §13


УЭ-2








2.0 Цель: Закрепить навыки вычисления значений тригонометрических функций при заданном значении какой-либо тригонометрической функции.

Указания учителя:

Рассмотрите внимательно примеры 2 и 3 (§14 ) и пример 1(§16).

Выполните самостоятельную работу, исправьте ошибки, если они есть,

поставьте количество баллов в оценочные листы

Умение перенести имеющиеся знания, способы деятельности в новую ситуацию, самопроверка, самоконтроль.

(Минимальная помощь извне)

Воспользуйтесь

Основными

тригонометрическими формулами

Воспользуйтесь

формулами §15


УЭ-3










  1. Далее ваша цель состоит в том, чтобы применить приобретённые

знания в различных нестандартных ситуациях.

Указания учителя:

Поздравляю!

Вы прошли I уровень усвоения материала!

Теперь самостоятельно постарайтесь справиться с заданиями второго уровня усвоения учебного материала, если всё же вам что-то будет непонятно, обратитесь к учителю.

Умение найти недостающую информацию в других источниках, для решения поставленной задачи. Готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности (работа в парах.)

Умение перенести имеющиеся знания, способы деятельности в новую ситуацию.


УЭ-4

4.0 Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний

и умений в более сложных ситуациях заданий третьего уровня

Формирование умений переноса имеющихся знаний, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию. Умение отрефлексировать свои действия.

Продолжи предложение: — Я знаю, как … — Я знаю, что …

Дома: §14,15, уровень№16.31 16.34(в,г)

16.36(а,в), уровень

16.44, 16.50(а,б)

Литература:

1. Гетманская А.А.,Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет – журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. http: www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», email: list@eidos.ru.

2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. https://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

Свежие документы:  Урок- суд "Решение показательных уравнений" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра: