Исследовательская работа: «Педагогические условия формирования общечеловеческих нравственных ценностей средствами иностранного языка»


МБОУ СОШ № 5 г. Урай


Педагогические условия формирования общечеловеческих нравственных ценностей средствами иностранного языка.


Уланова Ольга Леонидовна










ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I.ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ — ОСНОВА

СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ………………………………………………………………………‮…………………7

1.1. Понятие «общечеловеческие ценности»……………………………………….7

1.2.Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………..12

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………………………………19

2.2.Возможности содержания иностранного языка в формировании общечеловеческих ценностей у подростков………………………………………19

2.2. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка …………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………44







ВВЕДЕНИЕ

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне, как социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические отношения, расширение информационных потоков и пр. У детей появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко возросла детская и подростковая преступность, получила распространение наркомания.

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразования в экономике, социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями, гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных способностей, но и усвоение общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры.

Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует на все сферы жизни. Поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Таким образом, актуальность исследований, посвященных нравственному воспитанию в современном обществе, особо возрастает. С учетом современных реалий мы сформулировали проблему исследования — создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания подростков в процессе учебной деятельности по английскому языку. И для решения данной проблемы учителю английского языка требуется не только знание предмета и методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание подростка в процессе учебной деятельности.

Изучение литературы по теме исследования показывает, что проблема развития общечеловеческих ценностных ориентаций в полном объеме как целостное педагогическое явление в его историческом, социальном, психологическом и технологическом плане не была предметом специального изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях и такой важный в теоретическом и практическом отношении аспект как педагогические основы развития ценностных ориентаций в школе на примере отдельно взятого учебного предмета. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает сомнения.

Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке выявленных педагогических условий формирования общечеловеческих нравственных ценностей у подростков на занятиях иностранного языка.

Объектом исследования является процесс освоения нравственных ценностей подростками на уроках по английскому языку.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию общечеловеческих нравственных ценностей в процессе изучения английского языка у подростков.

Задачи исследования:

  • уточнить понятия общечеловеческих ценностей;

  • выявить значение изучения иностранного языка для формирования общечеловеческих нравственных ценностей у подростков;

  • определить наиболее эффективные пути и методы формирования общечеловеческих нравственных ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка;

  • определить совокупность педагогических условий, необходимых при формировании общечеловеческих ценностей у подростков при изучении иностранного языка.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование общечеловеческих нравственных ценностей у подростков будет осуществляться эффективно, если:

    1. задача формирования общечеловеческих ценностей у подростков будет выделена как значимая и существенная в процессе организации учебного процесса;

    2. при создании условий для развития общечеловеческих ценностных качеств будет учитываться тот факт, что они как сложные психологические образования формируются не сразу, а путем постепенного усложнения умений, навыков и привычек и их интеграции в более сложные личностные образования — общечеловеческие ценностные качества;

    3. в процессе воспитательно-образовательной работы будут учитываться разработанные и научно обоснованные рекомендации, формы и методы, направленные на формирование общечеловеческих нравственных ценностей у школьников (пословицы, поговорки, игры, стихи, аутентичный текстовой материал и т.д.).

В данной работе использованы педагогические и психологические методы исследования в соответствии с целями и задачами, а также особенностями предмета исследования.

Ведущими методами являются: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы; педагогическое наблюдение. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе сформулированы теоретические положения, которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективного формирования общечеловеческих нравственных ценностей у подростков; уточнена общая структура общечеловеческих ценностей; обоснована зависимость формирования общечеловеческих ценностей у подростков от педагогической компетенции учителя.









ГЛАВА I.ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ — ОСНОВА

СНОВА СТАНОВЛЕНИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА.

1.1. Понятие «общечеловеческие ценности».

Одной из основных в современном мире стала идея утверждения гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни. Сюда входят и принципы воспитания подрастающего поколения. Дети стали невольными свидетелями социального расслоения общества, постоянной угрозы безработицы родителей, войн, преступности, упадка культуры и нравственности. В этой связи создание основ для формирования гуманистических ориентаций в практике обучения и воспитания – вопрос жизненно необходимый.

Гуманистические ценностные ориентации – это стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности. Но нельзя считать это явлением педагогической мысли лишь нашего времени. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Еще в глубокой древности задавались вопросы. Не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Спустя столетия ученые пришли к выводу, что эти три категории вопросов тесно связаны между собой. Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, ученые нашли для них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне объяснимо, ведь добро является нравственной ценностью, истина – познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» стало одним из наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ — система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится тем не менее в любом типе культуры в качестве ценности.

Многообразие подходов к исследованию общечеловеческих ценностей порождает множественность их классификаций по различным критериям. По формам духовной культуры общечеловеческие ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели). Общечеловеческие ценности в целом порождают и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое.

Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового времени, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. Общечеловеческие ценности образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, — добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение.

Изучение ценностных ориентаций занимает важное место в современных науках (социологии, психологии, истории, педагогике…).

Считается, что теория ценности («аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX в. Но стремление теоретически постигнуть ценностное отношение возникло задолго до этого. Суждения о различных видах ценности – благе, красоте, добре, святости – можно встретить и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Возрождения, и в работах ученых нового времени.

При всей пестроте и разноречивости концепций, сложившихся за несколько столетий истории аксиологии, главный итог этой истории нельзя не признать позитивным: он состоит в утверждении аксиологией своего места в ряду гуманитарных наук.

Проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания.

Педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются с опорой на гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь, совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.

Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация, народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений: межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.

Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт, идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем соответствующих экономических, политических, правовых, моральных, нравственных, религиозных или эстетических ценностей.

Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В. Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности».

Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде «общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности – одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р. Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец, регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле «общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления».

Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных, с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.



































1.2. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей как психолого-педагогическая проблема.

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность».

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор.

В современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития. Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на развитие всего общества.

Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает:

  • ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере;

  • ценности, удовлетворяющие потребности в общении;

  • ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

  • ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

  • ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей.

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь».

Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности». Е.В. Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного процесса:

  • воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);

  • воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.);

  • воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.);

  • воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.);

  • воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.);

  • воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.).

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон.

Значимость нравственного воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодежи, бездуховности.

Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся частым явлением.     В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и бездуховности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений направляли поведение людей.

Современный учитель находится в поиске таких методов и средств, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценностей и вызывали бы их практическое усвоение, совершенствуя нравственный облик учащихся. Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а учебный процесс является «посредником», механизмом, передающим ей эти ценности.

Духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности учащегося и педагога. Первоначальным источником нравственных идеалов для любого человека является семья, далее человек испытывает воздействие среды — детского сада, школы, друзей, знакомых и т.д. Кроме того, «каждый человек обладает индивидуальной предрасположенностью к усвоению нравственной информации и переработке ее в индивидуальные мотивы поведения. Отсюда задача обучения не в том, чтобы «вложить» в сознание как можно больше нравственных ценностей, а в том, чтобы разбудить и активизировать врожденные способности к оценочному восприятию действительности» (И.С. Суханова).

Таким образом, с одной стороны от учителя требуется стать образцом нравственности для учащихся, а с другой стороны, перед ним ставится задача корректировки нравственных убеждений, трансляции общественных ценностей, что является как высокой моральной ответственностью, так и практически трудно реализуемой задачей.

Для выяснения содержание нравственных ценностей, мы обратились к работам известного ученого И.Ф. Харламова и выяснили, что они заключается в следующем:

1. В отношение к Родине (патриотизм) — любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношение к труду (трудолюбие) — предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение к обществу (коллективизм) — умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. В отношение к себе — уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. В человеколюбие или гуманность.

Основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого (Б.Л. Вульфсон). Право на жизнь, на счастье, на свободу, на беспрепятственное развитие своих способностей получили широкое признание в мире, нашли отражение в авторитетных международных документах, где неоднократно подчеркивалось, что гуманистическое воспитание учащихся — главная задача школы.

В современном мире, где беспрерывно меняющаяся технология в самом широком смысле этого слова глубоко пронизывает все сферы жизни, гуманистическое воспитание призвано утверждать такие моральные ценности, которые являются поистине вечными и вместе с тем способны обновляться и возрождаться в каждую новую историческую эпоху.

Н.Д. Никандров считает более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания.

Такой подход будет гораздо более инструментальным и одновременно предполагающим собственное творчество учителя.

По мнению А.И. Шемшуриной наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться учащимся, следует считать:

  • гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

  • ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

  • долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

  • совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

  • чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

  • гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

  • культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;

  • способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (М.К. Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;

  • чувство эмпатии — эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

  • Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования (П.И. Пидкасистый).

     Современное обучение предполагает, что человек ставится в центр процесса обучения и формируется как гуманная личность. Гуманизация обучения является частью общего процесса гуманизации системы образования. Она связана с получением необходимого для каждого культурного человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях, оказывающих влияние на формирование личности учащегося в целом.

     Предмет «иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность школьника).

     Основным психолого-педагогическим подходом к обучению иностранному общению мы считаем личностно-гуманный подход. Суть его наиболее полно отражена в работах Ш.А. Амонашвили и заключается в том, чтобы сделать ребенка соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое сотрудничество, сохранить за ним чувство свободного выбора.

Проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.













Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1. Возможности содержания иностранного языка в формировании общечеловеческих ценностей у подростков.

Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических и культурных контактов, совершенствование системы народного образования выдвигают требования к такой организации учебного процесса, которая будет активно способствовать формированию и развитию личности школьника.

Личность являет собой средоточие многообразных черт характера, общих и частных способностей. Взаимопроникая друг в друга, они смыкаются в реальное единство личности.

Образование и воспитание с личностной ориентацией подразумевает использование многообразных вариантов и моделей развития личности учащихся с учетом их природно-личностного потенциала. Развитие личностного начала подростков, их воспитание будет более эффективным, если оно «будет интегрировано и вписано в контекст культуры», и учащиеся будут активно овладевать лучшими образцами как национальной культуры своей страны, так и мировой цивилизации. Познавая ценности культуры, ребенок приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.

Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных ценностей.

В системе школьного образования возможности учебного предмета «Иностранный язык» уникальны. В процессе овладевания иностранным языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры».

В.В. Сафоновой принадлежит философское обоснование социокультурного подхода к языковому образованию. Согласно этому подходу иностранный язык рассматривается не только как средство коммуникации, но и как инструмент познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия стран и народов, их историко-культурной памяти, способа достижения межкультурного понимании. Анализируя учебные функции иностранного языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе развития необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными народами и человечеством в целом…». Язык выполняет как коммуникативную, так и кумулятивную функцию, поэтому обучение иностранному языку сопровождается проникновением в культуру его носителей.

Ряд исследователей подчеркивает, что обучение иноязычной культуре должно быть сопоставительным процессом, включающим ссылки на родную культуру, «диалогом между двумя образами жизни и мыслей», для которого характерно отношение культуры к культуре как равноправной, равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности. По теории усвоения иноязычной культуры, результатом этого процесса становится продуктивный, когнитивный, перцептивный и эмоциональный синтез, происходит «воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык которого изучается».

Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.

Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей. Самым «желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н. Брукса, является новое, более глубокое понимание родной, и происходит осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

Мы разработали технологию обучения иностранному языку, способствующую приобщению школьников к духовным ценностям, а именно:

  • выработка стиля и манеры поведения педагога с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

  • естественное, непринужденное погружение ребенка в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии, т.е. занятие театральным творчеством (драматизация сказок, пьес, рассказов, прочитанных и обсужденных на уроках);

  • обучение школьников анализу эмоционального состояния персонажей, которое способствует совершению ими поступков и действий;

  • предложение войти в эмоциональное состояние персонажей;

  • использование групповых форм работы;

  • использование на уроках средств народной педагогики (поговорок, пословиц, рифмовок), игр, ролевых игр;

  • участие в научно-практических конференциях молодежи и школьников на уровне школы, города, области, в международных конкурсах, подготовка и проведение таких коллективных дел на иностранном языке, как вечера и мюзиклы.

В условиях начальной школы воспитывающее влияние на обучение должен оказывать сам учебный процесс и, прежде всего, речевой материал, а также форма проведения занятия. Мы предлагаем такую форму проведения занятия, как театральная постановка. Такая форма способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе.

Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Подобные постановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувства другого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты). При распределении ролей нужно стремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.

Театральные постановки на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Переход от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизнь ребенка. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды. Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики. Поэтому для отбора текстов главными критериями для нас являлись их художественная ценность, языковая ценность, гуманистическая направленность, соответствие интересам и уровню знаний учащихся, что в свою очередь стимулирует интерес к литературе и языку (а ввиду большой доступности понимания и оценки художественных произведений, возрастает интерес к истории стран изучаемого языка, как к прошлому, так и к настоящему).

Отобранные тексты представляют собой короткие рассказы, басни, легенды, сказки. Тексты могут быть использованы как во время занятий в классе, так и в условиях самостоятельной работы дома. Работа со школьниками происходит первоначально с использованием упражнений, рассчитанных на первичное ознакомление с текстом и усвоение содержащегося в нем языкового материала (языковые упражнения), а также на использование усвоенных лексических единиц в речи с опорами (предречевые упражнения): пересказать по заданному плану, воссоздать части текста, используя предложенные слова и выражения и т.д.

Затем учащиеся выполняют собственно речевые упражнения, т.е. задания творческого характера: резюмировать текст, составить диалог, проанализировать поведение персонажей, обсудить проблемы, связанные с текстом и т.д. Необходимость обсуждать проблему на английском языке создавает определенную сложность, с одной стороны, а, с другой стороны, максимально приближает учащихся к ощущению естественной обстановки, позволяет почувствовать дух времени и обстоятельств.

Отобранный текстовый материал воздейсивует на учащихся, вызывает чувство доброты, гуманности, отзывчивости, смелости, сопереживания. Предложенные задания и упражнения послужат средством познания и способом формирования личности. Это проявляется в качественной оценке персонажей изученных рассказов и их поступков, предпочтениях, высказанных учащимися в пользу того или иного произведения и его героев.

Необходимо помнить, что творческая речь является ничем иным, как припоминанием заученных ранее синтагм и составлением из них новых композиций.

Подростковый возраст — это период увлечения искусством. Опрос показал, что среди любимых видов искусства — музыка, телевидение, кино. Одной из характерных черт этого возраста является мечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к произведениям героического и романтического плана. В 8 классе школьники с удовольствием читают книгу английской писательницы Мэри Инид Блайтон (1897-1968) о «Великолепной пятерке». Ее истории написаны идеальным английским языком, считаются своеобразным лингвистическим эталоном. Писательница отличается тонким пониманием психологии и интересов детей. Школьники сопереживают обыкновенным английским детям, постоянно попадающим в необычайные приключения на таинственном острове с разрушенным замком, полном сокровищ. А сопереживание влечет интерес непосредственно к качественным сторонам личности. Учащиеся записывают на английском языке качества личности в действии: храбрый, отважный, решительный, поспешный, находчивый, трусливый и т.д.

Данная лексика активно используется восьмиклассниками при выпуске стенной газеты на английском языке, посвященной 60-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, при описании подвигов моряков-североморцев и мирных жителей Мурманска. Творчество подростков не затухает. Например, именно учащиеся средних классов делают успехи в области искусства театра (различные драматизации), сочиняют стихи на английском языке и пишут к ним музыку.

В возрастном промежутке с 10 до 14 лет доминантой развития является формирование нравственности, моральных норм, понятий добра и зла. Ребенок, утверждаясь как личность в коллективе, наиболее сензитивен к восприятию нравственных критериев, воспитанию таких качеств, как милосердие, великодушие, чувство собственного достоинства. Начинается поляризация ближайшего окружения на своих и чужих и критерии оценок бывают очень жесткими. Бесконтрольное формирование таких критериев чревато проявлениями детской жестокости. Поэтому важно научить преодолевать дуальность оценок, осознавать амбивалентность чувств и сформировать адекватный кодекс чести, который, сложившись в этот период, является очень устойчивым образованием и с трудом поддается коррекции в последующие годы.

Старший школьный возраст — это возраст некоей инфантильности, ребячества, «открытых эмоций». Мы предлагаем в этом возрасте такие коллективные дела, как вечера и мюзиклы на иностранном языке, вызывающие у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Тематические вечера и подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду.

Старшеклассникам предлагались самостоятельно-творческие задания (доклады, проекты). Чтение доклада, защита проекта осуществлялись под сопровождение музыки; умело подобранные кинофрагменты помогали защитить проекты.

В проектном исследовании учитель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовуют нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Все участники проектов — и педагог, и учащиеся — работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, учащиеся, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества.

Иностранный язык как предмет школьной программы может быть действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.

Большая роль в развитии личности подростков, их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого делает человека духовно богаче.

Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях каждого народа. Народные традиции – это механизм сохранения и передачи социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности. Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными, социально-экономическими, культурными и другими особенностями.

Традиции – это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных традиций в педагогическом процессе трудно переоценить.

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые народом, его национальные духовно – нравственные ценности формируют у подрастающих поколений лучшие человеческие качества.

Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно. Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те, кто их не изучает. Подростки не только открыты для восприятия людей, отличающихся от них самих, но именно в этот период (от 11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным ценностям.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные ориентации, которые она несет. Слушая и читая народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное народное творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и мировой.

Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен большой нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа, своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле заключен практический опыт народа, его миропонимание, и, главное, содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая предельную лаконичность и выразительность.

Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но главное в пословицах – забота о нравственном воспитании, и почти все подчинено решению этой задачи. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика.

Большое влияние пословицы и поговорки могут оказать на формирование любви к родному краю, к тому, что человека окружает, что ему близко. Стремление к знаниям и обогащению новыми сведениями о природе и людях рассматривается в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого. Работая с пословицами и поговорками, учащиеся обращают внимание на то значение, которое придается активному здоровому образу жизни. Забота о здоровье своем и других людей объявляется моральной обязанностью, одной из очень важных ценностей в жизни человека.

Использование пословиц и поговорок на уроке предполагает интенсивную работу разума и чувства, Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого, есть и скрытый, внутренний смысл. Для того, чтобы понять его, нужно приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания. А это и является важным условием для нравственного воспитания, когда школьник должен сделать свой выбор, исходя из внутренней ценности, то есть того, что особо значимо для духовного развития человека.

Пословицы и поговорки играют большую роль в обогащении языка, в развитии образного мышления и речи, в культурном и нравственном воспитании подростков. Они глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными путями. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, они развивают общечеловеческие качества. Ведь пословицы заключают в себе не только народную «модель воспитания», но и результат воспитания – «модель поведения» (И.Я. Яковлев).

Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка играют песенки, потешки, «первертыши» и другие жанры народного творчества. В них содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности. Они оказывают активизирующее воздействие, являются средством социализации, помогают создать объективные условия для эффективного освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая уникальность и неповторимость личности, ценность которой, по выражению Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра, приобщают детей к истокам мировой культуры.

Опора на гуманистические традиции народа – непременное условие успеха учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении общечеловеческими ценностями.

Общие тенденции развития методов обучения в настоящее время тяготеют к игровым формам как наиболее эффективным и гуманным. Учебный эффект игры заключается в том, что у учащихся формируются достаточно высокие умения и навыки проявления инициативы в действиях, логичности, последовательности, точности, ясности и выразительности умственных и речевых операций. В процессе игры у школьников вырабатывается своя точка зрения и умение включаться в разные виды деятельности. Кроме того, ученики лучше осознают себя, свои социальные функции, множество образов собственного «Я» и положение вещей в окружающей действительности. Игра дает возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Значение приобретенного понимания себя, уточнения образа «Я» трудно переоценить: по важности оно может сравниться с достижением главной практической цели овладения иностранным языком и еще более ценно в воспитательном и развивающем аспектах. Обращение методистов к игре объясняется и тем, что в игровой ситуации благодаря моменту условности относительно легко воспроизвести или имитировать основные факторы, определяющие коммуникацию (мотивы и цели участников, их роли, обстоятельства общения, тактика достижения целей). Игра позволяет варьировать эти факторы непринужденно и естественно, а сверх того создает в классе атмосферу свободного общения. Другая полезная сторона игровых ситуаций состоит в том, что речь школьников оценивается не по косвенным критериям (скорость говорения, число ошибок и т.д.), а по коммуникативному эффекту – ребенок достиг поставленной цели средствами изучаемого языка. А вторичные характеристики (темп речи, ее правильная грамматическая оформленность, интонация и т.п.), как и в реальной ситуации общения, занимают второстепенное место.

Деятельность ребенка в процессе обучения иностранному языку не должна и нее может ограничиться лишь вовлечением его в игровую деятельность. Изучая лексический материал, необходимо обращать внимание школьников на проблемы общества, семьи, экологии и т.д. Например, тема «моя семья» позволяет утверждать в сердцах детей доброжелательность, заботливое отношение к близким. Этому способствует и характер текстового материала, используемого на уроках. Читая тексты страноведческого характера, внимание детей обращается как на сходства, так и различия во взаимоотношениях, поведении, обычаях людей, живущих в разных странах. Дети могут составить подобный рассказ о своей семье, об увлечениях и интересах людей нашей страны, что будет еще и тренировкой лексических и грамматических навыков. При обсуждении культурологической и страноведческой информации, заложенной в текстах, ребята с удовольствием используют поэтические и музыкальные фрагменты, утверждающие общечеловеческие ценности.

В процессе обучения подростки продолжают овладевать рядом умений, необходимых в межличностном общении. Формирование этих умений – довольно сложный процесс. Завершенным этот процесс можно считать тогда, когда школьники способны переносить умения, приобретенные в обучающих ситуациях на коммуникативные ситуации. В результате у школьников формируются коммуникативные умения, основными из которых мы считаем следующие: умение переносить известные детям знания и навыки, варианты решения различных задач, приемы « человечного» общения и речевого этикета в условия новой для них ситуации; умение находить новое решение из комбинации уже известных детям идей, приемов, навыков; умение создавать новые способы и конструировать новые приемы решения конкретной коммуникативной задачи. Все эти умения наиболее ярко проявляются в процессе общения. На уроках этим целям служит использование диалоговых форм работы. Практически все диалоги нацелены не только на отработку лексических единиц и правил поведения. В диалогах, как ни в чем другом, вводятся и отрабатываются основные формулы речевого этикета. Формулы речевого этикета социальны по своей природе, поскольку они принадлежат сфере общения (социальной деятельности) посредством языка (социального явления). Правила их употребления вырабатываются обществом в процессе коммуникации и шлифуются в течение многовековой социальной истории; как результат этого процесса этикетные выражения приобретают вид клише со строго определенной сферой употребления.

Таким образом, в зависимости от характера развития общества, модифицируются и формулы речевого этикета, обслуживающие данное языковое сообщество; они приобретают национально-специфические черты.

Стихотворения, диалоги, интересные истории – все это способствует усвоению иностранного языка и воспитанию личности подрастающего человека и широко используется в учебном процессе. Одним из эффективных приемов в начале каждого урока иностранного языка является хоровая рецитация всем классом небольшого стихотворения, которое создает атмосферу спокойствия, может быть даже торжественности. На детей оказывает благотворное влияние то, что урок начинается рецитацией одних и тех же небольших стихотворений в течение некоторого времени (от пяти до десяти уроков). Когда класс уже настроен на дух другого языка, после этого возобновленного контакта легче переходить к дальнейшей работе.

Громадна роль музыки в жизни сегодняшнего школьника. Он живет в любимых ритмах и мелодиях, под музыку он ест, делает уроки, даже иногда гуляет. Некоторые учителя, да и родители пробуют бороться с этим явлением. Но ведь это увлечение можно обратить во благо. Такие элементы, как звук, ритм, мелодия и образность – это те средства, которые непосредственно и эмоционально переносят ребенка в мир нового языка. Через восприятие музыкального искусства формируются духовные ценности подростка, стимулируются его переживания, развиваются мыслительные процессы и нравственные чувства.

Включение музыки в процесс обучения иноязычной звучащей речи имеет давнюю традицию, а в последнее время приобретает все большее распространение в связи дальнейшей разработкой интенсивных методов обучения. Музыка является средством эмоционально-интеллектуального общения многих поколений людей, творческого обогащения духовного опыта человека. Через музыку дети познают эстетические и нравственные ценности (добро, красоту, гармонию…)

Целесообразность использования музыкальных моментов в учебном процессе была доказана работами в области философии, эстетики, психологии и педагогики о роли искусства, его восприятия и оценки, деятельности и созидания в формировании личности. ценностных ориентаций человека.

Умение слушать музыку со временем перерастает в умение слышать человеческую речь, ее интонационную окрашенность, что является очень важным при обучении языкам (и родному, и иностранному).

Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося? Прежде всего, здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу. В то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении, несомненно, является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.



























2.2.. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка.

Основное положение ценностно-ориентированного образования касается педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих ценностей является формирование соответствующей направленности личности. Г.Г. Сергеичева определяет направленность личности как «взаимодействие доминирующих отношений к людям, обществу, коллективу, труду, самому себе». Направленность личности как психическое образование состоит из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного (знания, убеждения, взгляды), действенно-практического (умения, навыки, привычки, черты характера), эмоционально-волевого (стремления, чувства, потребности, интересы). Ценностные идеалы глубоки и многоплановы. Тем не менее, возможно выделить одну, главную характеристику общечеловеческих ценностей, проявляющуюся во всех других и являющуюся основой формирования ценностной направленности личности. Такой характеристикой является отношение к людям. Оно проявляется во всех других видах отношений.

Реальная жизнь подростков не представляет собой чисто механической суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную систему, характерную для данного возраста, которая и отражает определенную схему отношений, формирующих определенные качества личности. При этом данная система деятельностей, в которые включается личность подростка, обусловливается закономерностями ее формирования, и задается взрослыми, как правило, педагогами и родителями. Психологи считают возрастную группу «11-15 лет» благоприятной для умственного развития и социальной подготовки ребенка. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет детям этой возрастной группы легко владеть навыками говорения на иностранном язык. Иностранный язык в школе – это не занятия в традиционной форме, его цели и методы совсем другие: в обучении на первом месте стоят, прежде всего, межкультурные задачи. В учебном процессе используются все возможности, все элементы, которые доставляют детям радость, мотивируют к сотрудничеству и поощряют учебу. В процессе формирования у детей общечеловеческих ориентаций «исключительно важная роль принадлежит эмпатии — доверительной, искренней, доброжелательной атмосфере, задача создания которой должна стать первоочередной для преподавателя» .

Основные задачи обучения иностранному языку детей подросткового возраста заключается в дальнейшем развитии у них интереса к языкам (как родному, так и иностранному), языковых способностей, навыков межличностного общения, умений самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи. Уроки иностранного языка на данном этапе являются отличной возможностью для создания повышающих познавательный интерес личностных ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:

  • ценностно-смысловой аспект содержания (для школьника важна не сама грамматическая или лексическая структура, а то, чем она наполнена, при этом содержание обучения должно затрагивать интересы подростков и отвечать их потребностям в общении и познании);

  • сотрудничество учеников и учителя (занятие рассматривается не как урок, а как организация совместного дела). Общение между наставником и воспитанником должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество. Такой подход предполагает формирование способности видения «другого».

«В обучении происходит «встреча» культурно-событийного опыта, организатором которого является педагог, и индивидуального опыта учащегося. Культурно-событийный опыт – опыт, который возникает при включении элементов культурно-исторического опыта человечества (основ наук) в личностно-значимые для учащихся ситуации, события, формирующие их индивидуальный опыт».

Одно из направлений в обеспечении условий полноценного развития личности ребенка и формирования его культуры – изменение его учебного плана за счет включения в него новых учебных предметов, как обязательных, так и по выбору. В качестве примера можно назвать иностранные языки, этику, театральное мастерство, художественное мастерство и т.д. Вторым направлением является создание соответствующих направлений на всех уроках, заинтересованность преподавателей, умелое сочетание обучающих и воспитательных приемов при проведении всех без исключения уроков.

Основное педагогическое внимание направлено на освоение различных систем и методик обучения, новых предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся отходят на второй план. При этом явно проявляется то, что называется вербализмом в воспитании: педагогические мероприятия ограничиваются беседами этического содержания, воспитательными мероприятиями шаблонного порядка. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от ряда факторов. Основными, на наш взгляд, являются следующие:

  1. наличие таких качеств у самого учителя;

  2. цели и задачи воспитательного характера, которые он ставит на каждом уроке;

  3. квалифицированный анализ учебных занятий с точки зрения формирования у учащихся общечеловеческих ориентаций.

С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становится для него непререкаемым авторитетом. Личность учителя играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания. П.Ф. Каптеров отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Добро, благородство, справедливость, сплоченность, бескорыстие – это лишь некоторые составляющие системы нравственных ценностей учителя. В педагогической деятельности эти ценности в той или иной мере способствуют созиданию духовной культуры на межличностном и личностно-коллективном уровнях.

Очень большое значение имеет ценностная направленность деятельности учителя на уроке и для формирования самооценки учащихся. Именно учитель, воздействуя на ученика оценкой его труда, формирует у него представление о самом себе, о своих возможностях, т.е. самооценку. А при низкой самооценке искажается вся личность ребенка, т.к. самооценка ребенка – это и его надежды на будущее, его отношения с окружающим миром, и мечты о профессии. Школьник с низкой самооценкой видит себя как отстающего от других, как человека хуже других. У него опускаются руки, он не верит в успех. Все это непосредственно отражается и на шкале ценностей, приоритетных для данного школьника. Поэтому учителю следует быть чрезвычайно внимательным ко всякого рода оцениванию достижений школьников. Отношения в классе должны строиться на основе уважения и понимания каждой личности. Многократно отмечалось, что иностранный язык в большинстве случаев является дисциплиной, где обучают общению, в связи с чем возрастает роль преподавателя, своим примером демонстрирующего способы избегать столкновения и разрешать конфликты.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в ценностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В.С. Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: при объяснении — только одно сознание, один субъект, форма речи – монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, и, соответственно, диалог. Объяснение всегда является взглядом «сверху вниз», назиданием. Понимание же – прежде всего общение, сотрудничество, равенство. Выбор той или иной педагогической технологии зависит от позиции учителя и ученика в учебном процессе.

Важно так строить работу с детьми, чтобы моральные знания и представления, получаемые школьниками во взаимодействии с учителем, углублялись потом на остальных уроках. Эти знания должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Все то, что эмоционально воспринято, что нашло отклик в душе ребенка, становится побудительной основой его поведения. «Знания, чувства, поведение – вот та триада, через которую педагог ведет свое воспитательное влияние на ребенка.

Одним из важнейших условий обучения школьников подросткового возраста иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости. Весь дидактический материал должен служить этому. Уроки должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными, насыщенными упражнениями. Они рассчитаны не на прямое морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение подростка в мир этических категорий. Школьник на этих занятиях может без особых усилий и при этом последовательно и постоянно овладевать основными ценностными знаниями и умениями их применять в повседневной жизни, в общении с окружающими.

Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности является ее деятельность и общение. Именно педагогически организованные деятельность и общение создают те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка. «Человечность» личности подростка проявляется в его отношениях к другим людям. Эта сфера деятельности ученика реализуется посредством контактов с людьми, через общение с ними. Специфика общения состоит в том, что в нем активность личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними. В общении подростки имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и действия взрослых и сверстников и получить оценку своих поступков.

Являясь субъектом общения, ребенок удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности в эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач» [10,4]. Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современном обществе общеобразовательная школа во многом утратила свои социально-воспитательные функции. Воспитание растворилось в широко понимаемом термине «образование». Целенаправленная воспитательная работа ведется в ограниченных пределах и не во всех образовательных учреждениях. А значение воспитания очень велико. Оно, по своей сущности, устремлено в будущее, от качества воспитательной деятельности зависит судьба будущего, духовные богатства России будут пополняться за счет культуры, основой которой являются как национальные, так и общечеловеческие ценности. А они закладываются в процессе воспитания, приобретаются благодаря самовоспитанию. От правильного понимания идеалов, соблюдения общечеловеческих норм и принципов в значительной степени зависит эффективность и качество решения задач во многих сферах нашей жизни. Сегодня, как никогда раньше, необходимо духовно-нравственное, ориентированное на общечеловеческие ценности, воспитание подрастающего поколения.

Полярность школьных моделей нравственности и уроков реальной жизни усложняет работу российского учительства. Школа охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, так или иначе, школа связывает и направляет учащихся на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития личности. И нравственное воспитание рассматривается как ведущий компонент системы всестороннего гармонического развития ребенка.

В настоящее время переоценка общечеловеческих ценностей приводит к падению нравственности молодежи и вызывает негативное воздействие на формирование личности ребенка в целом. В современном мире смяты нравственные ориентиры, и это позволяет обвинять подрастающее поколение в безнравственности, безверии, агрессивности. В нравственном мире господствует чувство собственности и те нравственные принципы, которые появились в нашей стране из западных стран в извращенной форме. В результате этого нравственность общества продолжает неуклонно падать, происходит нравственная деградация. Воспитательная работа в семье, школе, обществе находится в состоянии кризиса.

Исходя из вышеописанной ситуации, мы попытались определить проблемы нравственного воспитания и выяснили, что среди наиболее явных опасностей выступают:

  1. снижение у значительной части учащихся культурных запросов;

  2. возрастание факторов, способствующих пассивному восприятию жизни;

  3. усиление психологического дискомфорта ребенка в школе;

  4. ослабление психологической защищенности, приводящей к повышению нервозности детей,

  5. всеобщее снижение качества мыслей, речи, культуры у учащихся;

  6. нежелание самого учителя заниматься нравственным воспитанием детей.

Мы знаем, что перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. И решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Но, проанализировав педагогическую теорию и практику общеобразовательных школ, мы определили имеющиеся противоречия в воспитательном процессе на сегодняшний день:

  • новые требования современной жизни и действующая система нравственного воспитания;

  • процесс нравственного воспитания в поликультурной среде и система традиционного образования и воспитания;

  • потребность общества в повышении эффективности нравственного воспитания и недостаточный уровень развития необходимых личностных, духовно-нравственных качеств молодого поколения;

  • необходимость учета в нравственном воспитании учащихся особенностей поликультурной среды и слабая разработанность обогащенного содержания нравственного воспитания, актуализирующего как в теории, так и практически.

Мы выяснили, что воспитание учащихся в общеобразовательной школе связано, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия: как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для себя и окружающих людей.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Наше исследование показало, что на настоящий момент сформированность общечеловеческих ценностей у подростков находится на невысоком уровне. Дети проявляют эгоизм, недоверие по отношению к сверстникам и взрослым.

Одной из задач нашего исследования было доказательство эффективности воспитательного процесса, направленного на формирование общечеловеческих ценностей у учащихся подросткового возраста в рамках одного отдельно взятого учебного предмета.

Проведенное нами исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы.

Нами была определена общая цель ценностно-ориентированного образования – воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности. Это единство и лежит в основе понимания образовательных процессов, обеспечивающих целостное развитие ребенка.

Роль образования в жизни сегодняшнего общества невозможно недооценивать. Именно сегодняшней школе принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего общества. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что « учителя обладают такой властью, о которой премьер- министр может только мечтать».

Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.

Цели воспитания неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, который формирует нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. И не только потому, что иностранные языки, вообще, и английский язык, в частности, являются средством коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Но и потому, что в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

Рассмотрев нравственное воспитание на уроках английского языка, мы пришли к выводу, что успешному освоению нравственных ценностей способствует:

  • Личный пример учителя;

  • Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

  • Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

  • компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание процесса обучения.

Таким образом, с одной стороны от учителя требуется стать образцом нравственности для учащихся, а с другой стороны, перед ним ставится задача корректировки нравственных убеждений, трансляции общественных ценностей, что является как высокой моральной ответственностью, так и практически трудно реализуемой задачей.

Мы ставили своей целью рассмотреть лишь некоторые пути формирования общечеловеческих нравственных ценностей подростков, считая это одной из важнейших проблем в нашем современном обществе. Однако, проблема формирования общечеловеческих нравственных ценностей подростков требует продолжения исследования. Это обосновывается тем, что процесс формирования общечеловеческих ценностных ориентаций не имеет предела, то есть нельзя заранее определить то состояние этого процесса, при котором можно было бы утверждать, что он завершен и его цель достигнута. Мы указали лишь продиктованную потребностями общественного развития педагогическую парадигму, указывающую направление, в котором должно развиваться современное образование, чтобы оно служило человеку. В этом смысле представленное нами исследование нельзя считать исчерпывающим эту проблему. Оно представляет собой лишь один из возможных вариантов решения большой и многоаспектной проблемы.









ЛИТЕРАТУРА.

  1. И.Л.Бим  Теория и практика обучения иностранному языку.- Москва «Просвещение», 1998г.

  2. Федорова. С.В. Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях информационно-компьютерного образования / С. В. Федорова //Патриотическое воспитание: истоки, проблемы, перспективы: сб.материалов респ. науч.-практ. конф. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. –

  3. Федорова, С.В. Духовно-нравственный аспект в условиях интеграции традиционных и современных методов обучения иностранному языку /С. В. Федорова // Гуманистическая парадигма при обучении иностранному языку в высшей школе: сб. материалов науч.-практ. конф.- Хабаровск, 2005.

  4. Иностранный язык (журнал) Москва «Просвещение».

  5. Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целост- ного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьни- ков.–1993-№4.–С.2-8.

  6. Павлова Е.А.: Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка. Москва, 2009.

  7. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иност-

ранным языкам. – М.: Высшая школа Амскорт Интернешнл,

  1. Материалы из Интернета.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "New York"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: