Компьютер как средство организации индивидуальной работы по иностранному языку



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Ямало-Ненецкого Автономного Округа









КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ








Подготовила: учитель английского языка Аралбаева Альбина Галиевна








Ноябрьск 2011

Содержание


Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Индивидуальная работа в обучении учащихся иностранному языку6

1.1. Роль индивидуальной и самостоятельной работы при обучении учащихся иностранному языку……………………………………………………………………..6

1.2. Организация индивидуальной работы при обучении учащихся иностранному языку………………………………………………………………………………………10

Выводы по главе 1…………………………………………..……………………………14

Глава 2. Компьютер как один из эффективных средств организации индивидуальной работы по иностранному языку………………………………15

2.1. Роль компьютера в обучении иностранному языку………………………………15

2.2. Компьютер как один из эффективных средств организации индивидуальной работы по иностранному языку…………………………………………………………19

Выводы по главе 2……………………………………………………………………………28

Заключение………………………………………………………….………………….29

Список литературы……………………………………………………………………32


Введение.


По мнению многих преподавателей и ученых-методистов, таких как Конышева А.В., Рогова Г.В., Капаева А.Е., успешное обучение вообще, а иностранным языкам в особенности немыслимо без интенсивной самостоятельной работы учащихся и студентов.

Индивидуальная работа учащихся особенно важна для динамично развивающего современного общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить средства ее реализации. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную и индивидуальную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных и индивидуальных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. 

Поэтому на современном этапе обучения задача учителя — не только вооружить учащихся научными знаниями, но и обучить методам и приемам самостоятельной работы, т.е. научить учиться самостоятельно.

Особенно значима проблема организации самостоятельной и индивидуальной работы при изучении иностранного языка. Более того, в настоящий момент ставится задача развития у большинства обучаемых коммуникативных языковых компетенций, что требует изменения подхода к организации самостоятельной работы.

В настоящее время существует достаточно средств обучения иностранному языку самостоятельно. Одним из таких средств является компьютер.

Индивидуальное обучение учащихся с помощью компьютера в дополнение к традиционному учебному процессу может стать существенным шансом для учащихся овладеть иностранным языком в совершенстве и быть подготовленным к дальнейшему обучению в ВУЗе. Компьютеризация обучения иностранному языку, помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов и программ, Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка самостоятельно, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

  • преподавателя;

  • эксперта;

  • партнера по деятельности;

  • инструмента деятельности;

  • обучаемого.

Помимо индивидуализации обучение иностранному языку с помощью компьютера отличается рядом преимуществ:

  • интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

  • ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;

  • возможность обеспечения непосредственной обратной связи;

  • компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;

  • объективность отметки;

  • обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Представляется вполне актуальной тема курсовой работы: “Компьютер как средство организации индивидуальной работы по иностранному языку”.


Цель: проанализировать и систематизировать теоретический материал о компьютере как средстве индивидуализации самостоятельной работы по иностранному языку;

Объект: процесс обучения иностранному языку в средней школе;

Предмет: процесс обучения иностранному языку с использованием компьютера;

Исходя из вышесказанного, в процессе исследования предлагалось решить следующие задачи:

  1. изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;

  2. дать характеристику самостоятельной и индивидуальной работе;

  3. выяснить роль компьютера в организации индивидуальной работы по иностранному языку.














Глава 1. Индивидуальная работа в обучении учащихся иностранному языку.


1.1. Роль индивидуальной и самостоятельной работ при обучении учащихся иностранному языку.


Образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребенка, но и готовность к дальнейшему развитию или к самообразованию. Последний компонент содержания образования особенно важен для динамично развивающего современного общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить средства ее реализации. Поэтому процесс обучения перестраивается в настоящее время так, чтобы обеспечить возможность и готовность осуществлять непрерывное образование.

Цель обучения иностранным языкам в средней школе — формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, тематическую (страноведческую информацию), социокультурную, компенсаторную, учебную (умение учиться). Учащийся должен овладеть такими навыками, которые позволили бы наиболее успешное специализированное доучивание, дали возможность осуществлять самообучение иностранному языку в нескольких направлениях: поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции; изучение нового языка.

Успешное обучение вообще, а иностранным языкам в особенности немыслимо без интенсивной самостоятельной работы учащихся. Основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский писал: “Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились.” [ 8, 21]

Самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности учащихся, осуществляемых без непосредственного участия учителя и под его руководством.

Учеными доказано, что чрезмерная активность учителя на уроке в стремлении передать как можно больше информации учащимся часто ведет к торможению в восприятии учащихся. Часто можно столкнуться с такой ситуацией, когда учитель не может понять, почему после его объяснения учащиеся так и не поняли того, что они должны были усвоить. Учитель пытается объяснить то же самое несколько раз, но эффект от повторных объяснений обычно может быть совсем незначительным, так как у учащихся возникает ложное ощущение, что они уже это знают, так как слышат не в первый раз, и они остаются внутренне пассивными, а, следовательно, и невосприимчивыми. Отсюда следует вывод, что учителю необходимо научить учащихся учиться, т.е. приобретать навыки самостоятельной работы.

Отсутствие навыков самостоятельной и индивидуальной работы особенно отрицательно сказывается на изучение иностранного языка. Навыки самостоятельной работы формируются постепенно, путем продуманной системы заданий, обучающих различным приемам самостоятельной мыслительной деятельности. В такой ситуации ученик подчинен одной цели – овладеть умением ясно излагать свои мысли на иностранном языке, а это требует опоры на индивидуальные особенности каждого ученика и дальнейшее его развитие. Поэтому необходимо хорошо продумать систему заданий для самостоятельного выполнения. Обычно ученик сводит свою самостоятельную работу сводит к выполнению домашних заданий. Индивидуальная работа, тем не менее, не должна рассматриваться только как выполнение домашних заданий. Она включает все виды самостоятельной работы в классе и вне его. Организация самостоятельной работы, таким образом, должна предусматривать управление, органическую связь с занятиями на уроке, контроль, самоконтроль учащихся, регулярность и систематичность ее проведения. Любое задание, инструкция, разъяснение способа выполнения с языковым материалом, адресованное ученикам непосредственно, исподволь влияет на формирование их собственных представлений о более рациональных путях овладения материалом и языков в целом. Поэтому система управления учителем самостоятельной работой учащихся создает условия интенсивной работы по усвоению иностранного языка.

Самостоятельная работа — это любая организованная учителем деятельность учащихся направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное на это время. Она включает в себя поиск знаний, осмысление, их закрепление, формирование и развитие умений и навыков определенного вида речевой деятельности, обобщения и систематизации знаний.

К наиболее популярным формам самостоятельной работы можно отнести:

  • работу с книгой;

  • работу с дидактическими материалами, такими как таблицы, карточки с упражнениями, схемы;

  • написание сочинений, творческих работ, проектов, составление собственных схем, карточек;

  • работу с использованием компьютера.

Работа с книгой помогает формировать навыки самостоятельной работы учащихся и способствует развитию их мыслительной деятельности лишь в том случае, если она проводится по строго продуманной системе учебно-логических заданий. Нахождение ответов на заранее продуманные вопросы; сравнение и сопоставление определенных фактов, о которых идет речь в тексте; аргументация правил, на основании которых выполняются предлагаемые упражнения; составление плана рассказа, прочитанного по домашнему чтению – вот далеко не полный перечень возможных заданий учащимся при работе с учебной книгой. Работа с текстами по домашнему чтению должна проводится обязательно, так как учеными давно доказано, что тот, кто много читает на иностранном языке, лучше говорит на этом языке, чем тот, кто не читает ничего.

К дидактическим материалам относятся комплекты тематических картинок, грамматические таблицы и карточки с разными упражнениями, составленные на индивидуализированной основе. В качестве дополнительного материала можно использовать так называемую рабочую тетрадь. Рабочие тетради по каждому классу содержат методически обоснованную и практически проверенную систему упражнений, обеспечивающих сознательное усвоение материала. Материал таких тетрадей используется для письменных подготовительных упражнений по закреплению изученного и выработке навыков. Учитель сам решает, какие из упражнений, помещенных в тетради, использовать для самостоятельной работы учащихся, а какие задавать им на дом. Рабочая тетрадь – это хорошее средство организации текущего контроля знаний, умений и навыков учеников.

Написание сочинений – это одно из эффективных разновидностей самостоятельной работы. Они используются и как форма обобщения, и как упражнения в применении усваиваемых знаний, умений и навыков. Сочинения позволяют широко применять приобретенные знания в разнообразной по своему содержанию письменной речи на иностранном языке, содействовать ее развитию. Правомерно назвать сочинение творческим самовыражением учащегося, так как оно отражает его интересы, интеллектуальное развитие и эмоциональное состояние. В сочинениях проявляется начитанность, общий уровень развития, знание иностранного языка, в них отражается мировоззрение каждого ученика.

Обучение с использованием компьютера несет в себе огромный мотивационный материал, а мотивация в обучении иностранному языку имеет огромное значение.

Основными организационными видами самостоятельной работы принято считать:

  • фронтальную;

  • групповую;

  • парную;

  • индивидуальную.

При фронтальной самостоятельной работе ученики самостоятельно работают, выполняя одно и то же задание. При групповой работе учащиеся выполняют работу в небольших группах. При парной работе учащиеся работают в парах и выполняют предложенное им задание. Можно парную работу выполнять в лингафонном кабинете.

При организации индивидуальной работы каждый ученик выполняет специально подготовленное для него задание. Эту работу в классе можно проводить в двух вариантах:

  • все учащиеся выполняют одно общее задание;

  • учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей, т.е. здесь речь идет об индивидуализированной самостоятельной работе, при которой задания предоставляются учащимися с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и способностей.

Учитель обязательно должен определить индивидуальные особенности и степень готовности к индивидуальной или самостоятельной работе каждого учащегося. Осуществить это можно с помощью разнообразных психологических тестов, анкет, бесед, наблюдения, изучения продуктов деятельности школьников, успеваемости.


1.2. Организация индивидуальной работы при обучении учащихся иностранному языку.


Проблема индивидуализации является довольно актуальной на сегодняшний день. Суть ее в том, что порой учитель, обучая всех в одной группе, не может полностью учитывать индивидуальных особенностей каждого ученика. При работе над определенной темой учитель обычно ориентируется на большинство учеников своей группы. Это тормозит умственное развитие хорошо успевающих учеников, усугубляет положение отстающих. В знаниях таких учеников образуются прогрессирующие пробелы. А, как известно, ликвидировать проблемы при изучении иностранного языка является достаточно сложной задачей, так как выучить язык самостоятельно ученику, который не усвоил определенные темы, практически невозможно. Поэтому и необходимо учителю предусматривать задания, которые были бы направлены на индивидуальные особенности таких учеников.

Первое, с чего следует начать учителю при организации индивидуальной работы, — это выявить представления ученика о самостоятельной работе по овладению иностранным языком, определить учебные действия, которыми владеет школьник, обозначить его слабые и сильные стороны и составить индивидуальные программы самосовершенствования. Методы исследования включают анкетирование, тестирование, наблюдение. Учащиеся обязательно знакомятся с результатами тестирования и анкетирования, которые будут являться исходными данными для определения целей самостоятельной деятельности.

Какими же учебными умениями должен владеть ученик для того чтобы успешно работать самостоятельно?

Методисты выделяют разнообразные умения: учебные умения правильно организовывать режим работы, оформлять тетради и словари, выполнять письменные домашние задания, работать с учебниками, словарями; умение работать над новым звуком, над интонацией, самостоятельно пополнять словарный запас, быть желаемым речевым партнером, работать над новыми грамматическими явлениями дома и в классе, над развитием диалогической, монологической речи, над чтением и т.д.

Но если мы рассматриваем индивидуальную работу как деятельность, то кроме отмеченных выше умений учащиеся должны уметь мотивировать свою деятельность, планировать ее, определять цели, содержание, выбирать учебные действия, намечать рациональную последовательность своих действий, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Дальнейшую работу следует проводить после того, как школьник научился осознавать свои действия и учебную деятельность в целом.

Индивидуализированная самостоятельная работа может оказаться полезной для:

  • учащихся, которые отстают от своих сверстников в учебе;

  • школьников, которые стремятся углубить свои знания и пытаются применить свои знания, умения и навыки в различных проектах, конференциях, переписке;

  • старшеклассников, готовящихся к поступлению в вуз;

  • учащихся, не имеющих возможности посещать школу из-за продолжительной болезни;

  • детей-инвалидов;

  • учащихся, проживающих в отдаленных местностях и не имеющие возможности посещать школу, курсы или брать частные уроки;

  • организаторов и участников олимпиад;

  • желающих изучить второй или третий язык самостоятельно и др.

В школе учитель выступает в позиции организатора учебной деятельности учащихся. Задача учителя — обучить учащихся приемам и методам, которые позволили бы им овладеть способами добывания новых знаний самостоятельно и применения их на практике. Кроме того, чтобы осуществить самообучение учащемуся следует научиться регулировать свою познавательную деятельность, т.е. определять цель, осуществлять выбор условий соответственно очередной задаче, подбирать способы преобразования исходной ситуации, оценивать полученные результаты и корректировать свою деятельность, если в том есть необходимость.

Способность ученика регулировать производимое им действие указывает на наличие самоконтроля, который должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе деятельности для предотвращения ошибки. Существуют две основные формы самоконтроля: внешняя (осознаваемая) и внутренняя (автоматическая).

В условиях школы полное формирование внутреннего самоконтроля затруднительно, возможно формирование только его элементов. При обучении иностранному языку учителю следует формировать самоконтроль не только речевой, но и учебной деятельности по овладению иностранным языкам в целом, что позволит ученику регулировать свою учебную деятельность самостоятельно.

Таким образом, интенсивная речевая деятельность учащихся объясняется их самостоятельной и индивидуальной работой, управляемой специальной программой учебных действий, разрабатываемых каждым учителем. Осуществляя работу, таким образом, как ему предлагает учитель, ученик начинает осознавать суть процесса овладения иностранным языком, который заключается в том, чтобы проявить максимум активности и самостоятельности в различных видах речевой деятельности.

Как в теоретическом, так и в практическом плане индивидуальной самостоятельной работе уделяется мало внимания. Если она, хотя и не часто, но проводится в школах, то ее вариант в группах – явление крайне редкое. Нет необходимости отмечать, что индивидуальная самостоятельная работа должна быть включена во все виды учебных планов, равномерно распределена по всем видам речевой деятельности. При организации самостоятельной деятельности необходимо опираться на принцип индивидуализации, учитывать индивидуальные, субъективные и личностные характеристики каждого ученика. Важно также определить содержание индивидуальной самостоятельной работы. В настоящее время существует огромное количество методов и средств обучения иностранному языку самостоятельно, одним из которых является обучение иностранному языку с помощью компьютерных технологий.

Формирование готовности к самообучению должно осуществляться посредством включения в учебный процесс самостоятельной работы, цель которой – формирование самостоятельной личности. Обучая самостоятельности и предоставляя ее, мы поможем учащимся стать субъектом учебной деятельности, осознавать ее и управлять ею, а значит, самостоятельно ее осуществлять, что является залогом успешности непрерывного образования.













Выводы по главе 1


В условиях динамично развивающего общества основополагающей целью образования является обеспечение у учащихся готовности к дальнейшему развитию и самообразованию.

Современный учитель выступает в позиции организатора учебной деятельности учащихся. Задача учителя иностранного языка — обучить учащихся приемам и методам, которые позволили бы им овладеть способами добывания новых знаний самостоятельно и применения их на практике. Кроме того, чтобы осуществить самообучение учащемуся следует научиться регулировать свою познавательную деятельность, т.е. определять цель, осуществлять выбор условий соответственно очередной задаче, подбирать способы преобразования исходной ситуации, оценивать полученные результаты и корректировать свою деятельность, если в том есть необходимость.

Осуществляя работу, таким образом, как ему предлагает учитель, ученик начинает осознавать суть процесса овладения иностранным языком, который заключается в том, чтобы проявить максимум активности и самостоятельности в различных видах речевой деятельности.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных популярных и эффективных средств самостоятельного и индивидуального обучения иностранному языку, одним из которых является компьютер.










Глава 2. Компьютер как один из эффективных средств организации индивидуальной работы по иностранному языку.


2.1. Роль компьютера в обучении иностранному языку.

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические — Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические — В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер должен заменить преподавателя, другие — компьютер не способен подать материал так, как это делает преподаватель. Третьи — компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Ученые выделяют основные методические функции, реализуемые средствами компьютера:

1. Первичные:

— информативная — основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;

— тренировочная — применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по иностранному языку. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;

— контролирующее-коррегирующая — применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества:

реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.

2. Второстепенные:

— коммуникативная — возможно общение на зарубежных чатах;

— организационно-стимулирующая — в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором; Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся.

Профессиональная поддержка деятельности преподавателя с помощью компьютера как инструмента деятельности осуществляется с использованием специальных средств, создаваемых для этих целей. К таким средствам относятся преимущественно генеративные программы и экспертные системы. В качестве инструмента деятельности обучаемых и обучающих компьютер применяется в учебном процессе по иностранному языку, прежде всего, для получения информационной и технической поддержки. Кроме того, обучающие могут использовать компьютер как инструмент их профессиональной деятельности.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, представленные выше, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

  • получение информационной поддержки;

  • диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;

  • работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);

  • организация коллективной и индивидуальной работы;

  • осуществление дистанционного обучения.

В современных условиях высокого уровня развития информационных технологий и их растущего внедрения в процесс обучения использование компьютера и Интернет могло бы значительно повысить эффективность обучения иностранному  языку и помочь в организации межкультурного общения на уроке иностранного языка.

Компьютерные телекоммуникации —  интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использование глобальной сети – обещают современные перевороты в методах и формах обучения. Учебное значение использования компьютерных телекоммуникаций в образовании состоит в том, что они:

— стимулируют и облегчают обмен опытом преподавания различных предметов;

— повышают интерес учащихся к учебному процессу;

— расширяют коммуникационную практику учащихся;

— делают возможным использование новых методических приемов,

основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.

         В образовательном практике могут найти применение все основные виды компьютерных телекоммуникаций:

  • — электронная почта;

  • — списки рассылки (List-серверы);

  • — электронные доски объявлений (BBS);

  • — телеконференции;

  • — Gopher  и  WWW-серверы.

         Виды телекоммуникационных проектов: поиск информации, электронное сочинение, одновременное выполнение заданий, моделирование, социальные проекты, свободная переписка, глобальный класс, электронные  встречи, электронное обучение, ролевые игры.

Применение компьютера в образовательном процессе обеспечивает освобождение от рутинной работы, возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса относительно конкретного учащегося или группы обучаемых в целом, внедрения новых организационных форм обучения.

По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

  • преподавателя;

  • эксперта;

  • партнера по деятельности;

  • инструмента деятельности;

  • обучаемого.

Учащиеся могут применять компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах. Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях. При самостоятельной работе с обучающими компьютерными программами обучаемый может:

  • получить учебное задание;

  • запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения;

  • уяснить способ выполнения задания;

  • ввести ответ;

  • получить анализ и оценку ответа.

Можно отметить даже целый ряд преимуществ использования компьютера для самостоятельной проработки учебного материала по сравнению с аудиторными занятиями с преподавателем:

  • неограниченное время работы, определяемое потребностями

  • самого учащегося;

  • свободный режим работы (выбор времени работы, определение

  • пауз в работе и темпа усвоения материала);

  • исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).

В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера. Таким образом, в настоящее время компьютеры и Интернет частично являются техническими средствами обучения иностранным языкам.

 

2.2. Компьютер как один из эффективных средств организации индивидуальной работы по иностранному языку.


В 70-80-х годах XX века компьютеры стремительно вошли в процесс обучения и положили тем самым начало новой эре в обучении. В последнее время высказываются различные точки зрения: наряду со многими положительными моментами специалисты отмечают и недостатки. Это, прежде всего, отсутствие качественного программного обеспечения и невозможность прямого диалога с компьютером. Но несмотря ни на что, компьютерные программы существуют и успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.

Компьютерное обучение играет существенную роль в образовательном процессе, так как несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут чувствовать постоянное присутствие доброжелательного инструктора — машины. Чтобы сделать обучение наиболее занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело, изменяя ее для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники или преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах компьютерного обучения. Уже более десяти лет назад преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений.

Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение, как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Школьники могут допускать любое количество ошибок, не испытывая при этом терпение компьютера, и тратят время только на исправление, анализ собственных ошибок и не слушать, как учитель объясняет знакомый им уже материал.

Каждый преподаватель понимает огромное значение практики при овладении иностранным языком. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз, ее необходимо произнести несколько раз; при этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Здесь тоже может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контекст.

Рассмотрим технические преимущества обучения иностранному языку при помощи компьютера. Сейчас существует достаточно компьютерных программ, которые точно могут выполнить технический перевод. Однако перевод художественных текстов все еще заключает в себе много сложностей. Одновременно по этому же принципу создавались программы проверки грамматики и орфографии.

Что касается обучению устной речи, которое долгое время оставалось слабым местом компьютерного обучения иностранному языку, то в этой области наметился резкий сдвиг после разработки мультимедиа — целого ряда устройств, которые значительно расширили возможности компьютера. Использование CDROMов позволяет хранить и использовать намного больше информации, чем раньше, так что компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка.

У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя – всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть. Радость познания – вот что дает использование компьютеров в обучении. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний. Приведем несколько примеров организации индивидуальной самостоятельной работы при помощи компьютера.

Упражнения в аудировании. К компьютеру подключается магнитофон, что позволяет синхронизировать фонограмму с визуальным изображением на экране дисплея. Так появляется хорошая возможность создать зрительные опоры для аудирования иностранного текста. Зрительные опоры могут быть в виде предтекстовых упражнений, которые направлены на снятие трудностей при прослушивании текста. Опоры предъявляются до прослушивания текста и, в случае необходимости, могут находиться при прослушивании. Затем появляются текстовые задания, которые необходимо выполнить после прослушивания текста. Такое использование зрительных опор и послетекстовых заданий дает хороший эффект при обучении аудированию иноязычного текста.

Упражнения в совершенствовании навыков чтения. На экране дисплея появляется иноязычный текст, который с заданной скоростью проходит снизу вверх и исчезает за его верхней рамкой. Скорость прохождения текста по экрану регулируется в зависимости от уровня обученности учащихся. За время прохождения текста по экрану учащиеся должны извлечь из него данную информацию и при контроле указать то, что требуется в заданиях для контроля. Это могут быть ответы на поставленные вопросы, это могут быть неправильные положения, но наилучшим вариантом для контроля, с нашей точки зрения, является “Текст на понимание”.

В этом тексте можно предложить следующие задания:

  • все утверждения, предлагаемые текстом правильны, но одно из них наиболее полно выражает ответ на вопрос;

  • лишь одно из предложенных утверждений правильно;

  • лишь одно из предложенных утверждений неправильно;

  • одного из предлагаемых утверждений вообще нет в тексте;

  • дано начало предложения, необходимо из предлагаемых вариантов; выбрать то, которое соответствует содержанию текста;

  • дано окончание предложения, необходимо из предлагаемых вариантов выбрать то, которое может быть началом данного предложения;

  • дано утверждение, предлагается выбрать из следующих вопросов тот, на который данное утверждение является ответом;

  • необходимо выбрать основную идею текста из предлагаемых вариантов.

Выполнение подобных упражнений позволяет не только давать учащимся задания, но и корректировать их работу шаг за шагом, давая оценку каждому выполненному упражнению. Тем самым отпадает необходимость в проверке каждой работы учащихся в классе хотя бы в разборе сделанных ошибок. Все это выполнит компьютер.

Лексико-грамматические упражнения. Они могут включать в себя основные лексические, грамматические и лексико-грамматические темы курса. Каждая тема представляется упражнениями различной степени сложности. В подобных упражнениях могут быть представлены следующие типы заданий:

  • выбрать наиболее правильное утверждение;

  • выбрать правильный ответ на вопрос;

  • выбрать логически правильное продолжение незаконченного утверждения;

  • найти соответствующий вариант перевода предложения;

  • заполнить пропуск подходящим по смыслу словом и предложенного списка;

  • найти требующую языковую форму в предлагаемом ряду;

  • вставить необходимую грамматическую форму из предлагаемого ряда.

Выполнение программированных упражнений способствует овладению грамматическими явлениями, конструкциями и оборотами, специфическими для иностранного языка; прочному усвоению словарного минимума и т.д. Усвоение лексики можно проверить путем печатания учащимися на экране пропущенных слов в предложении, или составления из предложенных слов предложения, или исправления ошибок в предлагаемых словах. Во всех случаях компьютер знает правильный ответ, фиксирует абсолютно точно каждую ошибку, предоставляя учителю информацию об уровне подготовленности учащихся.

Компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно проявляется при использовании компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, соединяющая несколько машин в одном заведении, так и Интернет – глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру. Интернет предоставляет неограниченные возможности использования персонального компьютера в различных сферах человеческой деятельности. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука, видео.

Обучаясь иностранному языку, учащийся может выполнять задания и упражнения, содержащиеся на узлах Интернета, переписываться на изучаемом языке с помощью электронной почты. Удобство электронной почты в том, что она не требует одновременного нахождения за компьютерами корреспондента и адресата. При дистанционном обучении иностранному языку по электронной почте учитель может пересылать учащемуся различные учебные материалы, индивидуальные задания, инструкции, отвечать на его вопросы и получать от учащегося результаты выполнения контрольных заданий, его вопросы и пожелания. Таким образом, электронная почта предоставляет учителю возможность осуществлять индивидуальное обучение учащегося, обеспечивая его при этом каналом обратной связи, без которого процесс обучения не может быть полноценным. Также с помощью Интернета можно успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной речевой деятельности — письму, чтению, говорению, аудированию. При этом отмечается потребность в реальном общении с носителями языка, даже при использовании электронной почты. Доступ к постоянно изменяющимся и пополняющимся источникам учебной информации делает обучение иностранному языку весьма продуктивным. Вообще, обучение с использованием Интернета представляется творческим процессом, позволяющим развивать и разрабатывать новые методические приемы.

Еще одно многообещающее новшество в компьютерной технологии- это интерактивное видео. Программа представляет собой фильм на иностранном языке. Учащийся реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев фильма, руководит их действия), и таким образом изменяет сценарий и как бы сам участвует в развитии событий.

Всем известно, электронно-вычислительная машина благодаря своей памяти, быстродействию, программному управлению способна заменить учителя во многих его функциях. Но, используя компьютер для организации урока, учитель должен четко определить:

  • что нового дает компьютер как средство обучения для данного конкретного урока;

  • согласуются ли предлагаемые обучающие компьютерные программы с положениями образовательного стандарта;

  • какие именно программы подходят для использования их непосредственно на уроке, а какие — для работы во внеурочное время.

По-видимому, среди всех технических средств обучения иностранным языкам, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает одно из самых значительных воздействий на ход обучения. Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологиях приводит к изменению и в самом процессе обучения иностранным языкам.

У компьютерного обучения есть свои сторонники, но есть и свои противники. Основным недостатком компьютерного обучения до сих пор остается невозможность прямого устного диалога с компьютером. Кроме того, компьютер воздвигает барьер между учителем и учеником, отгораживая их друг от друга. Они отмечают также, что ответы на вопросы посредством компьютера, очевидно, экономят время, но живая беседа, особенно на иностранном языке, незаменимы для учителя и ученика. К другим недостаткам можно отнести:

  • снижение обучения в группе, что уменьшает развивающий и воспитывающий потенциал обучения;

  • слабое развитие творческой активности;

  • невозможность интеллектуального и эмоционального воздействия личности педагога на ученика;

  • педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности; компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает;

  • дисплеи вредят здоровью, вызывают утомление, снижают зрение, что может привести к близорукости, также при работе с компьютером увеличивается нагрузка на костно-мышечную систему (человек, работающий за компьютером, пребывает в вынужденной неподвижной позе, что оказывается неудобным для костно-мышечной системы, а при этом напряженность и волнение при выполнении работы увеличивает проблему статичной осанки, так как мускулы непроизвольно сокращаются, когда человек озабочен, что делает осанку еще более зажатой, неподвижной, провоцирует дальнейшее блокирование мышц верхней части руки);

  • влияние компьютера на психику человека (электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм, а психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону: человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов сужается). [ 22,41]

Перечисленные недостатки реальны, но их, при желании, можно преодолеть. Думается, что компьютеры не приводят к сокращению контактов между учителем и учащимся, поскольку компьютер призван дополнять материал, предложенный учителем, а не заменять его. В тех случаях, когда машина действительно берет на себя функции учителя, он выполняет лишь самые трудные из них, как, например, изложение правил или осуществление контроля, и не следует забывать, что организация самостоятельной индивидуальной работы с помощью компьютера является весьма эффективной. Все эти важнейшие функции учителя, которые машина частично или полностью может взять на себя, обеспечивая тем самым индивидуализацию обучения.

Но, кроме того, компьютер играет и самостоятельную стимулирующую роль в обучении иностранному языку. Самостоятельная работа ученика с компьютером способствует ликвидации так называемой компьютерной неграмотности, что является важной задачей научно-технического прогресса нашего общества.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал, а мотивация в обучении иностранному языку имеет огромное значение.

Использование компьютера в организация самостоятельной работы в целом и индивидуальной работы в частности позволяет:

    • учитывать индивидуальные особенности обучаемых;

    • развивать коммуникативные способности и умение работать с информацией;

    • формировать умения не только исследовать, но и принимать оптимальные решения;

    • анализировать итоги своей деятельности;

    • преподносить столько информации, сколько учащийся в состоянии усвоить;

    • поддерживать у обучаемого психологический комфорт при общении с компьютером. [ 33]

Таким образом, компьютер является незаменимым помощником учителя не только на уроке в школе, но и в организации индивидуальных занятий по иностранному языку.











Выводы по главе 2


В настоящее время среди всех технических средств, используемых в индивидуальной и самостоятельной работе при изучении иностранных языков, компьютер оказывает одно из самых эффективных воздействий. Компьютерное обучение играет существенную роль в образовательном процессе, так как несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Он открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера. Одни считают, что компьютер должен заменить преподавателя, другие — компьютер не способен подать материал так, как это делает преподаватель. Целесообразнее использовать компьютер как вспомогательное средство при обучении иностранному языку, которое может стать незаменимым помощником учителя в организации индивидуальных занятий по иностранному языку.
















Заключение


Целью обучения иностранному языку является коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя- активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Поэтому в настоящее время процесс обучения перестраивается таким образом, чтобы обеспечить возможность и готовность осуществлять непрерывное образование.

Учащийся должен овладеть такими навыками и умениями, которые позволили бы наиболее успешное специализированное доучивание, дали возможность осуществлять самообучение иностранному языку в нескольких направлениях: поддержание и совершенствования достигнутого уровня коммуникативной компетенции; изучение нового иностранного языка.

Поэтому на современном этапе задача учителя – не только вооружить учащихся научными знаниями, но и обучить приемам и методам самостоятельной работы, т.е. научить учиться самостоятельно.

К наиболее популярным формам самостоятельной работы можно отнести:

  • работу с книгой;

  • работу с дидактическими материалами, такими как таблицы, карточки с упражнениями, схемы;

  • написание сочинений, творческих работ, проектов, составление собственных схем, карточек;

  • работу с использованием компьютера.

Внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка, что дает толчок к самообразованию учащихся.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы для индивидуальной работы учащихся, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Организация самостоятельной работы и индивидуальной работы с использованием компьютера позволяет:

    • учитывать индивидуальные особенности обучаемых;

    • развивать коммуникативные способности и умение работать с информацией;

    • формировать умения не только исследовать, но и принимать оптимальные решения;

    • анализировать итоги своей деятельности;

    • преподносить столько информации, сколько учащийся в состоянии усвоить;

    • поддерживать у обучаемого психологический комфорт при общении с компьютером.

Практика показывает, что обучение с использованием компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Так, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки, который не может быть достигнут с помощью традиционных методов обучения. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому, презентаций.

Важнейшие преимущества компьютерного – это индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.

Однако, тот огромный потенциал, которым обладает компьютерное обучение, используется далеко не полностью из-за проблем, связанных с относительной новизной этого метода.

Вполне возможно в скором времени у каждого учащегося появится возможность индивидуально обучаться иностранным языкам с использованием компьютера.


















Список использованной литературы


  1. Азимов, Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроках иностранного. — №2. – 1991. – с.57-59.

  2. Гальскова, Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. – М. языка. // Иностранные языки в школе. — №1. – 2001. – с.96-101.

  3. Брейгина, М.Е. О контроле базового уровня обученности. // Иностранные языки в школе: Айрис-пресс. — 2004.

  4. Вохрышева, Е.В., Стрельников, В.Н. Обучение диалогическому взаимодействию на английском языке с помощью новых компьютерных технологий / Самар. гос. акад. культуры и искусств // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Электрон. науч.-практ. конф. — Самара, 2001.

  5. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа. – 1982.

  6. Грейдина, Н.Л., Миракян, З.Х. Как “Профессор Хиггинс” помогает изучать английский язык. // Иностранные языки в школе. — №6. – 2001. – с.93-96.

  7. Демкин, В.Н. Дистанционное обучение и мультимедиа. // Высшее образование в России. — №4. – 1998.

  8. Захарова, М.К. Компьютерная программа “Welcome to Russia”. // Иностранные языки в школе.№2. -2001. –с.38.

  9. Иващик, Е.А. Самостоятельная внеурочная учебная работа учащихся как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в средней школе: Дис. Канд.пед.наук. – М., 1989.

  10. Ильин, Е.П. Психология. – С.-Пт.: Питер. -2004.

  11. Лискина, Т.В. Использование игровых компьютерных программ в самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка / Т.В.Лискина // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков в школе и вузе: Межвуз. сб. науч. тр. — Уссурийск, 1998. — С.48-53.


  1. Капаева, А.Е. О формировании и готовности учащихся к самообладанию иностранным языком. // Иностранные языки в школе. -№3.- 2001. – с.12-17.

  2. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку.- Минск: Четыре четверти.-2005.

  3. Коптюг, Н.М. Интернет-проект как вспомогательный источник мотивации учащихся. // Иностранные языки в школе. — №3. – 2003. – с.62-67.

  4. Нестерова, Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. — №8. – 2005. – с.102-104.

  5. Пахомова, Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.

  6. Петрова, П.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. — №5. – 2005. – с.57-60.

  7. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. — №2. – 2001. – с.14-19.

  8. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. — №3. – 2001. – с. 25-27.

  9. Полякова, Т. Ю. «Английский язык для диалога с компьютером» — М.: Высшая школа, 1997.

  10. Потемкина, М.В. Компьютер как средство индивидуализации и интенсификации процесса обучения / М.В. Потемкина // Специфика преподавания иностранных языков в вузе на современном этапе: Тезисы докладов / РГЭА. — Ростов-на-Дону, 1998. — С.41-44.

  11. Протасеня, Е.П., Штеменко, Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // Иностранные языки в школе. — №6. – 2006. – с.10-13.

  12. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение.-1991.

  13. Тевс, Д.П., Подковырова, В.Н., Апольских, Е.И., Афонина, М.В., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул – БГПУ – 2006.

  14. Телищина, Т.Н., Сидоренко, А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. — №2. – 2002. – с.41-43.

  15. Ушакова, С.В. Компьютер на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. — №5. – 1997. – с.53-54.

  16.  Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе //Иностранные языки в школе 2002 2 

  17. Фадеев, С.В. О вопросе применения компьютера в обучении иностранному. — М.: Знание, 2007.

  18. Pennington M. Computer-Aided Pronunciation Pedagogy: Promise, Limitations, Directions // Computer Assisted Language Learning. — 1999. — Vol.12, N 5. — P.427-440.

  19. Huang, Shih-Jen. Communicative Language Teaching in a Multimedia Language Lab / Huang, Shih-Jen; Liu, Hsiao-Fang // The Internet TESL Journal. — 2000. — Vol.6, N 2.

  20. https://www.uvc-mgk61.narod.ru/icpkompr.htm

  21. https://festival.1september.ru/articles/500765/

  22. https://www.english-german.ru/?p=1604

  23. https://news.bbc.co.uk/2/hi/science/nature/8078938.stm



Свежие документы:  конспект урока английского языка в 9 классе на тему «Mass Media»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: