Обучение английскому языку младших школьников


Автор: Феночкина Наталия Юрьевна

Место работы: МБОУ СОШ №16 г. Кропоткин

Должность: Учитель английского языка





Обучение английскому языку младших школьников

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Природная любознательность и потребность в познании нового, имитационные способности ребёнка, отсутствие “застывшей “ системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом “иностранный язык”.

Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет, с одной стороны, осознать себя как личность, принадлежащую к определённой социокультурной общности людей, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Специалисты из разных стран выдвигают единые требования к обучению иностранному языку: язык должен усваиваться ребёнком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитативный процесс, дети должны овладевать языком как средством общения. Признаётся также необходимость развивающего обучения, в том числе развитие и формирование новых психических качеств ребёнка.

Реализация этих задач требует от учителя знания психологических особенностей детей младшего школьного возраста, чтобы методически грамотно организовать учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения.

Более десяти лет назад я начала заниматься ранним обучением учащихся иностранному языку. Ознакомившись с различными методическими работами и пособиями по данному вопросу, я выбрала УМК по английскому языку “Mille” авторов С.И. Азарова и Э.Н. Дружинина, рассчитанный на три года обучения.

Учитывая психологические особенности младших школьников при обучении иностранному языку, я использую “активные методы обучения” (АМО), которые в зарубежной психологии именуются как “социально-психологический тренинг” или “групповая психотерапия”.

Основой АМО является активное групповое взаимодействие, в центре которого находится свободное самовыражение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального.

Применение АМО на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других. Причем отмеченные явления достаточно типичны для большинства участников такого обучения и протекают довольно интенсивно в сравнительно короткий период времени.

Поэтому основной формой обучения иностранному языку детей младшего возраста является игра. Общение на чужом языке – всегда условность, всегда “как будто”, и чем точнее здесь будет соблюдаться условия игры и её законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.

Для ребёнка игра – интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определённого типа диктуются внутренними потребностями игры. Разумеется, не всякая игра годится для этой цели. Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения.

Свежие документы:  Контрольная работа “READING’’ 7 Класс

Требования к игре как к особому виду детской деятельности:

  • обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.;

  • осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;

  • возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры. (Например, выполняя задание накормить кого-нибудь, каждый ребёнок предлагает свой “продукт”, свою еду”: “Do you like milk?”, “Do you like sweets?” and so on).



Не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

Требования к игре как к способу достижения задач обучения:

  • необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребёнок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетания или текст или только фразу, тогда ребёнок приобретает новые навыки;

  • игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок .

В обучении младших школьников я не всегда пользуюсь системой оценок. Правила игры продумываю так, чтобы ошибка в речевом действии приводила бы к проигрышу в игре.

Остановлюсь на отдельных видах игр, используемых мной на различных этапах урока.

Урок всегда начинается с фонетической зарядки, так как очень важно заставить речевой аппарат функционировать в рамках изучаемого языка, ведь каждому языку присуща своя артикуляция, своя система звуков. Стараюсь провести ее в занимательной форме, для этого использую считалки, имитацонные песенки, часто в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения, например: She shells seashells on the seashore. The shells that she sells are sea-shells, I`m sure.

Весь класс с учителем повторяет эту скороговорку в различно темпе: быстро, медленно, акцентируя звуки [s] и [1111].

На этапе предъявления нового материала мы тоже стараемся играть. Так, при изучении темы “Семья” в гости к ребятам приходит очень забавная “Собачья семья”. Глядя на эту “семейку”, мы сочиняем сказку про собак, даем всем членам семьи имена, и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием.

Мы очень часто озвучиваем картинки из учебника

Например:

  1. Озвучь представленную картинку. Попробуй отгадать, кто там? Задай вопрос на английском языке.

  2. Озвучь сценку, разыграй ситуацию знакомства.

  3. Помоги этим молодым людям устроиться на работу в цирк. Скажи от их имени, что они умеют делать.

  4. Если бы газовая плита умела говорить и захотела тебя накормить, что она тебе может предложить?

  5. Расставь мебель в комнате.

  6. Милли и её друзья приезжают к нам в гости. Объясни им, на чём они могут добраться.

В целях знакомства детей с традициями страны изучаемого языка, развития интереса к иностранному языку, воспитания навыков культуры мы проводим праздники на английском языке во время недели английского языка в школе.

  1. ИГРА “WORD SALAD”

Цель: Тренировка написания букв, повторение лексики.

Реквизит: Бумага и карандаш для каждого ученика, доска и мел.

Ход игры: Учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова.



Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать своё слово и вести игру вместо учителя.

  1. ИГРА “BINGO-SPEEL”

Цель: Тренировка чисел от 0 до 20, от 0 до 50 и т.д., тренировка букв алфавита.

Реквизит:Бумага и карандаш для каждого ученика, для учителя листок с цифрами или буквами.

Ход игры: Каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками (показать на доске) и вписывает во все девять клеточек цифры или буквы:

15

7

1

9

6

13

8

2



A

S

J

F

I

L

N

Z

W



Учитель называет числа на английском языке в любом порядке. При этом он вычёркивает в своём листочке названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он вычёркивает его. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел, громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. Таким же образом проводится игра на указание букв алфавита.





  1. ИГРА ЦВЕТ, ЦВЕТ, ВЫХОДИ!

Цель игры: Отработка лексики по теме “Цвета”.

Ход игры: Учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например “red”. Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется.

  1. ИГРА “SUNDAY NEXT MONDAY”

Цель игры: Отработка названий дней недели.

Ход игры: Ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: “Sunday next Monday”. Ученик ловит мяч, затем бросает его другому учащемуся, называя следующий день недели: “Monday next Tuesday” . Кто ошибается, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели. Её можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки, например, название месяцев, времен года.



5. ИГРА «Who Knows the Parts of the Body Best?»



Вариант 1: Класс делится на две команды. Ученики – представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя: “Touch your head/ Show your shoulders. Count only our fingers”, и т.д. Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В заключении учитель говорит: “Team I knows the parts of the body best”.

Вариант 2: Учитель показывает и называет какую-нибудь часть тела, например: “This is my head.This is my hand. This is my leg?” и т .д. Иногда он “ошибается”, например, показывая на свою руку, говорит: “This is my leg”. Представитель команды, к которому он обращается, должен быстро показать на подбородок или не только показать, но и сказать: “This is your hand.”



6.ИГРА “THE CHAIN OF WORDS”

Учитель бросает мяч по одному из учеников и говорит: “One.” Ученик ловит мяч и, бросая его другому ученику, говорит: “Two.” И т.д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счет начинается сначала. Допустивший ошибку “платит фант”.

Вместо числительных можно использовать названия времен года, месяцев, дней недели.







7.ИГРА “THE DOG IS ON THE DESK”

Учитель берет игрушку, ставит её на стол (под стол, в коробку, за коробку и т.п.) и говорит: “The dog is on the desk.” Ученик, к которому он обращается, должен с ним согласиться: “Yes, the dog is on the desk.” Иногда учитель “ошибается” и неправильно называет местонахождение предмета. Например, поставив игрушечную собачку на стол, он говорит: “The dog is near the door.” Согласившись с ним, ученик выбывает из игры.

Свежие документы:  План-конспект урока английского языка “The world of fairy-tales” 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: